Человек обретает истинное лицо, когда получает возможность самовыражения.
И. Н. Шевелев
«После представления автобиографий и оформления визиток мы ознакомимся с основными правилами социально-психологического тренинга, поговорим об особенностях этой формы работы. Затем мы должны выработать и принять правила работы именно нашей группы. Подчеркну, что в каждой тренинговой группе могут быть свои правила, но те, о которых будем говорить мы, должны лежать в основе нашей работы.
Эти правила являются универсальными. Еще раз кратко повторим эти правила:
• доверительный стиль общения;
• общение по принципу «здесь и теперь»;
• персонификация высказываний;
• искренность в общении;
• конфиденциальность всего происходящего в группе;
• определение сильных сторон личности;
• недопустимость непосредственных оценок человека;
• разнообразие контактов и общения с различными ЛЮДЬМИ;
• активное участие в происходящем;
• уважение говорящего.
Для нашей группы, которая сориентирована на тренировку лидерских качеств личности, существуют дополнительные правила, помогающие более эффективно провести специализированный тренинг. Мы их также должны обсудить и принять. Вы вправе внести изменения и дополнения, т. е. модифицировать их. Итак, дополнительные правила специализированного тренинга:
|
|
1. Конструктивность общения. Во время занятий группы мы говорим только по делу, обсуждаем только то, что имеет непосредственное отношение к содержанию прошедшего упражнения, и т. д. Поэтому участникам тренинга запрещается разговаривать на посторонние темы, не касающиеся хода и содержания проводимой процедуры, а также задавать неконструктивные вопросы, отвлекающие от содержания занятия и снижающие его эффективность, уводящие в сторону от основ-
ной темы встречи. Ведущий имеет право остановить любого участника, если он видит, что его выступление или вопрос не имеют отношения к делу.
2. Состязательность. Мы настроены на серьезное продвижение вперед, поэтому в ходе тренинга ведется постоянный учет результатов работы каждого участника и определяется лидер. Систему подсчета баллов устанавливает ведущий, за исключением тех случаев, когда он поручает это делать самой группе или отдельным участникам.
3. Самостоятельность в подведении итогов. Мы ответственные люди, поэтому участники самостоятельно подсчитывают сумму баллов, полученных за проведенное упражнение, подсчитывают итоговую сумму полученных баллов, вычитая из нее штрафные баллы, и определяют свое ранговое место в группе. Для этого на протяжении всего тренинга заполняется специальная ведомость учета результатов работы. Это позволяет в любой момент тренинга видеть свой результат. Пример заполнения ведомости.
Графа «Подпись» заполняется лишь в отдельных случаях по указанию ведущего.