Одной из отличительных особенностей лидера является умение четко и конкретно формулировать цель в зависимости от ситуации и с учетом перспективы. Упражнение, которое является постоянным для всего тренинга, решает именно эту задачу - научить членов группы самостоятельно четко и конкретно формулировать свои цели на период тренинга.
В ходе групповой рефлексии нужно давать высказаться всем желающим участникам. За-ставлять говорить нельзя, не следует и торопить. Каждый должен созреть до потребности высказываться по поводу происходящего. Эта психологическая готовность - основа эффективной работы группы и отдельных участников.
4. «Самопрезентация, или Кто я?»
Недостаточно иметь заслуги, надо уметь людям понравиться.
Ф. Честерфилд
«Продолжим представление себя и дальнейшее знакомство с группой. Сейчас за 10 минут вы должны ответить на единственный вопрос «Кто я?», используя для этого 20 слов или предложений. Не ищите верных ответов на этот вопрос. Пишите первое, что приходит вам в голову, когда вы думаете о себе.
|
|
Лучше, если вы это будете делать в одиночестве. Постарайтесь сосредоточиться на понимании самого себя, на своих особенностях, ярких проявлениях, индивидуальных характеристиках. Постоянно помните об основной теме тренинга.
Затем мы обсудим ваши ответы, чтобы еще глубже понять друг друга».
Рекомендации ведущему. На первом этапе целесообразна индивидуальная работа, а в дальнейшем - в составе всей тренинговой группы, перед которой выступает каждый участник по очереди.
При подведении итогов этого упражнения следует руководствоваться следующими правилами. Все ответы классифицируются на три группы в зависимости от объяснения причин:
«Я», то есть все происходящее зависит от
меня»;
«Д», то есть это зависит от других»;
«П», то есть это просто так случилось».
Например, если участник ответил на данный вопрос «Я умный», то вполне возможны следующие варианты объяснения:
«Я» — это зависит в основном от меня, так как я все время прилежно учился в школе, ходил на занятия кружка любителей географии и прочее, много читал и т. д.;
«Д» - то, что я стал умным, заслуга в основном моих родителей, которые заставляли меня учиться, покупали интересные книги, водили в театр, брали с собой в интересные поездки и т. д.;
«П» - это судьба преподнесла мне такой подарок (хорошая школа, талантливый учитель, умные друзья и т. д.).
Чем больше ответов участника относится к группе «Я», тем выше балл, который он получает (от 0 до 10 баллов).