Организация гражданской защиты России

Гражданская защита населения и территорий России осуществляется двумя тесно взаимодействующими между собой государственными системами: Гражданской обороной и Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Управление обеими системами осуществляет Министерство Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС).

Гражданская оборона (далее – ГО) – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (чрезвычайных ситуаций военного времени), а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (чрезвычайных ситуаций мирного времени).

Когда говорят о способности государства к защите, то обычно представляют себе, что речь идёт только о его Вооружённых силах. Но это совсем не так: имеющихся в войсках запасов боеприпасов, горючего, продовольствия хватит только на несколько дней боевых действий. И если страна в условиях современной войны не сумеет сохранить работоспособность основной части своего населения, то некому будет восстанавливать разрушенные железные и автомобильную дороги, морские порты и промышленные предприятия, которые необходимы для обеспечения действующей армии и флота, а также ГЭС, хлебозаводы, теплосети и другие системы жизнеобеспечения. И остановятся боевые машины, корабли и самолёты без топлива, с голодными экипажами, без боеприпасов.

Вывод очевиден! Обороноспособность нашей страны зависит не только от состояния её вооружённых сил, но и от способности населения выжить и сохранить работоспособность во время войны, восстановить основные объекты экономики и обеспечить выполнение предприятиями и организациями выданного им на военное время задания, т.е. от состояния гражданской обороны.

Для решения этой задачи в ГО созданы все необходимые органы управления, нормативно-правовая база, защитные сооружения ГО, спасательные службы и нештатные аварийно – спасательные формирования (далее – НАСФ), а также материальные запасы (включая запасы средств индивидуальной защиты).

Задачи ГО:

- обучение населения в области гражданской обороны;

- оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

- эвакуация населения и ценностей в безопасные районы;

- предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

- проведение мероприятий по световой маскировке и другими видам маскировки;

- проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятия других необходимых мер;

- борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

- санитарная обработка населения, обеззараживания зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

- срочное захоронение трупов в военное время;

- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военного время;

- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданс­кой обороны.

Подготовка государства к ведению гражданской обороны осу­ществляется заблаговременно в мирное время, с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

СТЕПЕНИ ГОТОВНОСТИ ГО: - повседневная; - предварительные мероприятия (ПМ) ГО 1- й группы; - предварительные мероприятия (ПМ) ГО 2- й группы; - мероприятия ГО общей готовности (ОГ).

В мирное время Гражданская оборона самостоятельно не может достаточно эффективно выполнять функцию по защите населения от ЧС природного и техногенного характера на всей территории страны по ряду причин, в т.ч.:

· не имеет системы мониторинга природных и техногенных процессов, поэтому не в состоянии обеспечить предупреждение чрезвычайных ситуаций в этих областях;

· войска ГО (спасательные центры) дислоцируются, в основном, вблизи административных центров федеральных округов и не смогут быстро прибыть в достаточно отдалённые районы для проведения спасательных работ;

· нештатные аварийно – спасательные формирования (НАСФ), составляющие основную часть сил ГО, могут применяться для проведения аварийно – спасательных работ в мирное время только в тех случаях, когда они аттестованы (сдали необходимые экзамены специальной комиссии) и застрахованы в установленном Законом порядке, а также имеется согласие их личного состава;

· не имеет резервов денежных средств для решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС;

· в рамках гражданской обороны руководители гражданской обороны не имеют органов управления и нормативно-правововой базы, позволяющих им в мирное время объединить и координировать усилия органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Поэтому в 1992-1994 г.г. в стране создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС), объединяющая силы и средства, интеллектуальный, научный и промышленный потенциалы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций для решения задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного времени.

В целях выполнения этих задач в РСЧС созданы координирующие органы - Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ПБ), органы повседневного управления (дежурно-диспетчерские службы), силы и средства (спасательные, поисково-спасательные и аварийно-спасательные подразделения, передана из состава Министерства внутренних дел в МЧС пожарная охрана в полном составе) для проведения аварийно - спасательных и других неотложных работ, а также материальные запасы и финансовые резервы.

Задачи РСЧС:

- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и по­вышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

-обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупрежде­ния и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области за­шиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуа­циях;

организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей;

- прогнозирование и оценка социально-экономических пос­ледствий чрезвычайных ситуаций; - создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; - осуществление государственной экспертизы, надзора и конт­роля в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций;

- осуществление мероприятий по социальной защите населе­ния, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гума­нитарных акций;

- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участ­вующих в их ликвидации;

- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: