Метод корректировки на неполучение данных, в соответствии с которым исследователь пытается проследить тенденцию между ответами респондентов более раннего и более позднего исследований. Эту тенденцию исследователи распространяют на неответивших респондентов, таким образом, оценивая их исследуемые характеристики.
Анализ тенденций (trend analysis) — это попытка проследить тенденцию между ответами респондентов более раннего и более позднего исследований. Эту тенденцию исследователи распространяют на неответивших респондентов, таким образом, оценивая их исследуемые характеристики. Например, табл. 12.4 представляет результаты ряда почтовых опросов. Исследуемой характеристикой является сумма, потраченная на покупки в универмагах за последние два месяца. Известное значение данной характеристики для общей выборки приводится в нижней части таблицы. В каждом новом исследовании значение характеристики ответивших респондентов все больше приближается к значению неответивших респондентов. Например, респонденты, ответившие на вопросы второго почтового исследования, потратили 79% от суммы, потраченной респондентами, ответившими на вопросы первого исследования. Респонденты, ответившие на вопросы третьего почтового исследования, потратили 85% от суммы, потраченной респондентами, ответившими на вопросы второго исследования. Продолжая эту тенденцию, можно предположить, что неответившие респонденты потратили 91% [85 + (85 — 79)] от суммы, потраченной респондентами, ответившими на вопросы третьего исследования. Следовательно, за последние два месяца на покупки в универмагах неответившие респонденты потратили приблизительно 252 доллара (277 х 0,91), а в среднем по выборке потрачено 288 долларов. Следует учесть, что реальная сумма, потраченная неответившими респондентами, составляла 230 долларов, а не 252, и фактически выборочное среднее равнялось 275 долларов, а не
|
|
лизе полученной информации для этих подгрупп установили весовые коэффициенты, обратно пропорциональные коэффициентам отклика, т.е. для групп с высокими, средними и низкими доходами весовые коэффициенты составили (100/85), (100/70) и (100/40) соответственно. Хотя взвешивание корректирует полученные результаты с учетом дифференцированного влияния неполучения данных, оно разрушает соразмерность, заложенную в структуру выборки, и может вызвать осложнения. Взвешивание подробно рассматривается в главе 14, посвященной подготовке данных.