Содержание занятий по изобразительному искусству в школе и других образовательных учреждениях

Ценностные ориентиры содержания предмета и его место в учебном плане. Содержание ФГОС «Изобразительное искусство» в начальной и основной общеобразовательной школе.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет интегративный характер, включает основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах.

Изобразительное искусство в основной школе является базовым предметом. Его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребёнка, на формирование ассоциативно-образного и пространственного мышления, интуиции, одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания, способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции. Изобразительное искусство, направленное на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, совместно с предметами учебной программы, нацеленными в основном на развитие рационально-логического типа мышления, обеспечивает становление целостного мышления растущего человека.

Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Цель курса — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.

Задачи курса:

• формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

• обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;

• освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;

• развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;

• формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;

• развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

• овладение средствами художественного изображения;

• овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.

Освоение изобразительного искусства в основной школе является продолжением художественно-эстетического образования и воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный художественно-творческий опыт.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения учащегося к миру, его духовно-нравственное воспитание, развитие способностей и творческого потенциала, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. В основной школе продолжается развитие способности наследования национально-культурных традиций, воспитание осознанного чувства собственной причастности к судьбе отечественной культуры, уважительного и бережного отношения к художественному наследию России, воспитание интереса к искусству народов мира.

Содержание учебного предмета помогает учащимся формировать художественную компетентность зрителя, приобретать умения воспринимать и анализировать произведения различных видов и жанров искусства.

Художественно-эстетическое развитие — важное условие социализации личности, содействующее её вхождению в мир человеческой культуры, а также самоидентификации и утверждению уникальной индивидуальности.

Художественное развитие осуществляется в практической деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества на основе интересов ученика, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую его творческую активность. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству способствует значительному расширению опыта собственной художественно-творческой деятельности; развитию творческого потенциала, умения создавать художественные проекты-импровизации с сохранением образного языка традиционных народных промыслов при соблюдении принципов современного декоративно-прикладного искусства и приёмов художественного конструирования.

В процессе освоения содержания курса развиваются коммуникативные качества и активная жизненная позиция через участие учащихся в эстетическом преобразовании среды в рамках культурной жизни семьи, школы, города (села), района, региона с опорой на уважительное отношение к традициям, культуре разных народов России и установкой на межнациональное согласие и культурное взаимодействие.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)- (утвержден в 2010г.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: