Цель: закрепление значения предлога под.
Содержание. Логопед размещает на доске изображения предметов (мост, стол, дерево, фонарь и т.п.). Затем просит учащихся рассмотреть предметы и ответить на вопросы:
— Под чем может пройти лошадь? («Лошадь может пройти под мостом».)
15 вопрос. Планирование и сод-е занятий с детьми онр 2 уровня
Планирование занятий с детьми, имеющими ОНР II уровня
Планирование занятий с детьми, имеющими ОНР II уровня
Задачи, виды работ | Задачи, виды работ | Приемы работы |
Уточнение, расширение и активизация словарного запаса | · Накопление количественного словаря через тематическое ознакомление с окружающим миром с учетом основных частей речи (существительных, прилагательных, глаголов, наречий и т.п.) (см. планирование занятий). · Накопление качественной стороны словаря суффиксальным и префиксальным способами образования: o словоизменение (практическое закрепление единственного, множественного числа существительных, глаголов); o словообразование: § I этап - суффиксы "-ик-", "-чик-", § II этап - подбор к родственным словам однокоренных слов ("кот - котик - котище"); o образование от одного корня разных грамматических категорий ("лес - лесок - лесничий"); o образование приставочных глаголов ("шел - ушел - перешел - обошел"); o при помощи звукоподражательных слов ("мяу-мяу - мяукать", "хрю-хрю - хрюкать", "топ-топ - топаем", "хлоп-хлоп - хлопа-ем"). · Понимание и практиче-ское усвоение слов-антонимов | Рассматривание и раскладывание картинок ("один - много"). Игры "Что у вас?", "У кого что?" Игры "Магазин", "Зоопарк" (усвоение единственного и множественного числа существительных и глаголов). Сказки "Два брата Ик-Иги" (усвоения образования существительных, ласкательных и увеличительных форм). Игры "Ласковые имена", "Скажи ласково". Стихотворение "Маруся и бабуся". Игра "Два медведя" (подбери для медведя большие и малые предметы). Упражнения (в сравнении) по темам: "Мебель", "Посуда", "Одежда" (заполни и измени слова по образцу: "шапка - шапочка", "стол - столик"). Беседа на воспитательные темы, обсуждение разных ситуаций. Практическое создание ситуаций. Обсуждение ситуаций из личного опыта детей. Игра "За грибами". Игры с мячом "Отгадай, кого я называю". Закрепление деления имен детей на слоги ("Ма-ша"). Составление предложения по демонстрируемому действию животного с использованием макета ("шел - пришел - зашел - вышел - перешел"). Повтор действий, сопровождение их речью |
Работа над фразой и ее грамматическим оформлением | Понимание и различение существительных (мужской и женский род). Согласование глагола с существительным в роде и числе. Согласование сущест-вительных с прилага-тельными в роде. Постепенный переход от простого нераспространенного предложения к распространенному (см. приложение "Структура предложения"). Практическое усвоение формы винительного падежа без предлога. Практическое усвоение дательного падежа. Практическое усвоение формы родительного падежа. Практическое усвоение формы творительного падежа. Практическое усвоение предлогов. Структура сложного предложения: · сложносочиненное с союзами "а", "и"; · сложноподчиненное с союзом "потому что...". Формирование у детей представления о повествовательных и вопросительных интонациях | · Рассматривание предметов, игрушек с постановкой вопроса: "Про какую игрушку можно сказать мой, моя?" · Игры "Лото", "Выставка". · Подбор картинок к слову, отгадывание загадок. · Составление предложений по картинке и вопросу: o найти соответствующую картинку (действие) и составить предложение ("Кто плавает? - Рыба плавает"); o ответить на вопросы и составить рассказ о животных ("Белка прыгает. Белка грызет"); o выполнить инструкции воспитателя ("Дима, иди"); o подобрать соответствующую картинку; o составить предложение с опорой на слово и картинки; o рассмотреть картинки и к каждой придумать предложение, заменяя существительное обобщающим словом; o закончить предложение без картинок по опорным картинкам, восстановить по ним весь текст; o наблюдения ("Дождь идет. Дождь моросит"); o подобрать синонимы с учетом контекста (признаки действий). · Словесные упражнения ("У Димы синяя машина. Дима играет синей машиной"). · Подбор синонимов с учетом контекста ("веселый ребенок,веселый клоун, веселый праздник"). · Нахождение картинок, отвечающих на вопросы: "какой?" ("Мой мяч красный"), "какая?" ("Моя шапка желтая"). · Подобрать предметы по размеру, форме, цвету, вкусу и т.д. · Постановка вопросов к данному предмету. · Рассматривание картинок с постановкой вопросов и ответами: "Что делает Маша? - Рисует"; "Что она рисует? - Грибы"); "Чем она рисует? - Карандашом") и т.д. · Игра "Снежный ком" (наращи-вание слов в предложении). · Дополнение предложения с по-мощью вопроса. · Игры "Экскурсия", "Магазин". · Игра "Кто кого обогнал?" ("Миша обогнал Диму"). · Подарки Деда Мороза (ответить одним словом, кому Дед Мороз приготовил подарки). · Игра "Сделай подарок" (предложить детям подумать над тем, что бы они хотели подарить своим друзьям, родным, близким). · Игра "Айболит" (зайчику Айболит вылечил лапку). · Упражнение "Прослушать нача-ло предложения и закончить его". · Инсценирование стихотворения. · Запомнить ряд картинок ("Чего не стало?"). · Игра "Желание" ("Я выпью стакан сока"). · Игра "Угадай по листику дерево". · Рассматривание картинок ("Чьи это хвосты?"). · Игра "День рождения" ("Чем вы угостите гостей?") · Составить предложение по двум опорным картинкам. · Объяснение Незнайке его ошибок ("Картинки рисуют щеткой, ткань режут спицами" и др.) · Использование демонстрационного и наглядного материала (картинки, макеты, схемы, карточки). · Различные виды игр: сюжетно-ролевые "Больница", "Магазин", "Экскурсия". · Игры "Куда спрятался?" (предлоги "за", "под", "в"), "День рождения" (предлог "с"). · Игра "Наоборот" и т.д. · Подвижные игры с проговариванием. · Игры с природным материалом. · Словесные игры. · Настольно-печатные игры. · Лото. · Заучивание специально подобранных стихов, потешек. · Упражнения с провоцированием, с пропущенным предлогом. · Использование инструкций "Положи книгу на стол, а мячик в стол". · Объединение двух простых предложений в одно с использованием необходимых союзов. · Упражнение "Закончи предложение". · Упражнение "Ответь на вопросы". · Упражнение "Закончи фразы". · Игра "Почемучка". · Рассказ Калининой "Малыш". · Ведение диалогов. · Развитие умения задавать вопросы сверстникам и взрослым по картинкам. · Использование игр-драматизаций, различных видов театра, сценических постановок |
Выход в самостоятельную речь | Формирование связного высказывания с учетом согласования всех частей речи в роде, числе и падежей | Составление описательных рассказов с использованием схем, картинных планов, моделей. Составление описательных рассказов об игрушках, овощах, посуде и т.д. Развитие умения пересказывать небольшие тексты с опорой на графические зарисовки, вопросы, картинки |
|
|
|
|
|
|