Формированию техники чтения вслух способствуют следующие упражнения:
1) на упрочение графемно-фонемных связей (графемы):
- называние букв
- нахождение заданных букв в алфавите
- называние букв в конкретном слове
- определение букв и звуков в слове
- группировка слов по определенному звуку, букве
- описание – запись – прочтение слов в соответствии с определенными признаками
2) на соотнесение формы со значением (слова):
- нахождение однокоренных слов
- нахождение в ряду слов прилагательных в сравнительной степени, нахождение глаголов в прошедшем времени и т.п.
3) на группировку слов в смысловое целое (предложения и абзацы):
- чтение по синтагмам
- нахождение в ряду словосочетаний, обозначающих время, место
4) на отработку интонации:
- чтение за диктором
- выразительное чтение
- чтение с интонационной разметкой
Обучение чтению в СШ. Умения и упражнения для обучения пониманию текста на уровне смысла
Система упражнений обучения чтению:
1) упражнения по подготовке к чтению (начальный этап обучения)
2) упражнения на различные способы смысловой обработки текста
3) упражнения в самом процессе чтения
4) упражнения в обучении различным видам чтения
Упражнения на различные способы смысловой обработки текста:
- частичный перевод
- грамматический анализ
- соединение двух предложений подходящим словом
- выведение значения слова на основе контекста
- разложение производных слов на морфемы
- определение принадлежности слова к той или иной части речи
Упражнения в самом процессе чтения:
- определение основной мысли абзаца
- подбор заглавия к абзацу
- выделение ключевых мыслей и составление плана
- выражение собственного отношения
Виды чтения
Виды чтения:
В зависимости от условий
- классическое
- домашнее
В зависимости от трудностей
- снятые трудности
- неснятые трудности
Подготовленное и неподготовленное
В зависимости от коммуникационных задач
а) по Фоломкиной (традиционная классификация)
- ознакомительное
- изучающее
- просмотровое
- поисковое
Б) Миньяр-Белоручев
- изучающее
- поисковое