· сочетание рецепции и продукции
· неполный стиль произношения
· неязыковые коммуникативные знаки
· меньшая официальность
· эмоциональная окраска лексики
· участие нескольких людей
· спонтанность
Монологическая речь
- отсутствие непосредственной обратной связи
- последовательность
- логичность
- связность изложения
- структурная четкость
- контекстность
Цели обучения говорению:
а) понимание и порождение иноязычных высказываний в соответствии с конкретной ситуацией общения
б) осуществление речевого и неречевого поведения, принимая во внимание правила общения и национально-культурные особенности страны изучаемого языка
в) использование рациональных приемов овладения иностранным языком
Опоры в развитии навыков монологической и диалогической речи:
1) картинки
2) микроситуации
3) отдельные слова
4) текст-образец
5) аутентичные тексты
42. 43. 44. Особенности монолога как вида речевой деятельности. Обучение иноязычной монологической речи в СШ (путь "сверху"). Обучение иноязычной монологической речи в СШ (путь "снизу")
Монолог – форма речи, которую выстраивает один человек, сам определяя структуру, композицию и языковые средства. (Рогова)
Продуктом монолога является текст.
Свойства монолога (Пасов):
· непрерывный характер
· последовательность и логичность
· смысловая законченность
· коммуникативная направленность
Виды монолога (Рогова):
· приветствие
· похвала
· порицание
· лекция
· характеристика
Коммуникативные функции монолога (Скалкин):
· информативная
· воздействующая
· экспрессивная
· развлекательная
· ритуально-культовая
Два пути обучения монологу:
1) путь сверху (дедуктивный)
2) путь снизу (индуктивный)
Путь сверху (дедуктивный): текст образец (Рогова)
1) машинальное присвоение содержательного плана текста
1) прочитать
2) перевести
3) ответить на вопросы
4) составить план текста
Разнообразные пересказы исходного текста
Изменение ситуативных условий
Плюсы и минусы:
· малое количество времени
· наличие текста-образца
· реализация образовательных и воспитательных путей обучения
· ограниченное применение в начальное школе
Путь снизу (индуктивный): развертывание высказывания от элементарной единицы (предложения) к законченному монологу
Стимулирование коротких высказываний учащихся в связи с ситуацией
Конкретизация и уточнение высказываний