Композиция планировки и застройки жилых градостроительных образований

Средства архитектурной композиции. В процессе разработки композиции планировки и застройки формируется облик жилых градостроительных образований. О композиции архитектурных объектов говорят, когда их облик оценивается как художественное произведение.

Важно, что оценка направлена именно на облик, т. е. на воспринимаемые зрением характеристики объектов в соответствии с художественными кретериями. Художественные или эстетические кретерии применяются при оценке способности облика вызвать у наблюдателя определенную психологическую настроенность, не зависящую от практического использования объекта.

Х удожественные кретерии также могут быть разными. Одни кретерии могут оценивать соответствие облика художественному вкусу (шкала «красота – безобразие»). Пользуются также критериями обозреваемости объекта, своеобразия (оригинальности) облика с оценкой по шкале «заметно – незаметно» или «интересно – безразлично». Проявлением исторической, культурно-идеологической осмысленности является выявление в облике особенностей определенной эпохи, направлений, принадлежности к определенных культурным эталонам.

Средствами архитектурной композиции градостроительных объектов являются:

- пространственные условия зрительного восприятия объекта;

- визуально-пространственная структура объекта;

- облик (конкретные визуальные характеристики объемов и пространств).

Пространственные условия зрительного восприятия. Пространственные условия зрительного восприятия архитектурной композиции градостроительных объектов определяется взаимным расположением наблюдателя и воспринимаемого им фрагмента среды, характером движения наблюдателя (пешком, на автомобиле) и направлением его взгляда.

Облик жилого образования воспринимается наблюдателем снаружи:

а) при движении вдоль трасс восприятия, непосредственно примыкающим к границам жилого образования;

б) с удаленных трасс, точек и полей восприятия (железных дорог, площадей, парков, заречных территорий и т.п.)

в) при движении по трассам восприятия, направленным к жилому образованию.

Изнутрижилое образование воспринимается:

а) при движении по внутриквартальным трассам восприятия – проездам и пешеходным путям на территории жилого образования;

б) с точек и полей восприятия, расположенных в границах жилого образования, на участках общественных зданий и жилых дворов, где люди выбирают направление дальнейшего движения.

Пространственные условия зрительного восприятия определяются трассировкой улиц и пешеходных путей, которые могут иметь прямое, ломанное, криволинейное начертание в плане. Характер их трассировки влияет на местоположение важных визуальных узлов. См. рис. 5.1.

Особенно важны фиксированные точки восприятия – места сосредоточения большого количества людей. Такими местами выступают остановки общественного транспорта, площадки перед выходами из общественных зданий и т. п. Часть фиксированных точек восприятия может находиться за пределами проектируемой территории, на трассах городского и районного уровня.

При проектировании зачастую упускаются особенности зрительного восприятия человека. При нынешнем развитии компьютерных технологий, некоторые архитекторы и обучающиеся специальности стараются показать свой объект с выгодной стороны, с которой будет невозможно его обозревать в натуре. Этот подход может обмануть непосвященных в профессию. Но для специалиста, для проверки принятого решения следует помнить, рассчитывать и проверять возможности наблюдателя с учетом поля обзора и порогов пространственной ограниченности. См. рис. 5.2 и 5.3.

Визуально-пространственная структура. Композиционный каркас. Визуально-пространственная структура градостроительного жилого образования состоит из ряда композиционно-значимых элементов и отношений между ними.

В данном случае к элементам относятся: визуальные оси; композиционные акценты и фон; композиционные узлы и заполнение, а также отрезки (зоны) единого облика. Отношение всех перечисленных элементов – это расположение относительно друг друга, тождество, нюанс или контраст их зрительных характеристик, последовательность их предъявлений наблюдателю.

Все улицы рассматриваются как трассы обзора. По этим трассам строятся в изуальные оси, фиксирующие направления взгляда наблюдателя. На визуальных осях расположены точки схода перспективных картин (перспектив), которые возникают непосредственно перед наблюдателем. Эти перспективы могут быть открытыми, если визуальная ось направлена на незастроенные или слабо застроенные территории – парки, скверы, пустыри и т.п. или закрытыми, если ось направлена на здания, группу зданий, монумент, холм и т.п. Закрытые перспективы могут быть фронтальными, если высокие объекты расположены перпендикулярно визуальной оси, и скользящими, если они размещены под непрямым углом к ней. Кроме того, по сторонам перспективных картин, на периферии зрительного поля ограничивающие трассу объекты видны во фланговой перспективе.

Разнообразие визуальных картин можно повысить, если в процессе планировки предусматривать улицы как прямые, так и криволинейные или ломанные в плане, направленные как на открытые, так и на закрытые перспективы.

Человек обычно расценивает как ориентир объекты заметные, хорошо обозреваемые. В процессе проектирования планировки жилых образований можно определить те места, которые будут хорошо просматриваться при продвижении наблюдателя – это так называемые визуальные узлы. Чтобы найти их местоположение, необходимо построить сеть важнейших визуальных осей, возникающих при движении по улицам в обоих направлениях. На ломанных трассах оси, выходя за пределы красных линий, пересекаются друг с другом. Место их пересечения образует визуальный узел. Объект, размещенный на этом месте, будет хорошо просматриваться. Просматриваемость можно еще усилить, дополнительно направив в узел оси от других улиц.

Визуальный акцент – это строительный объем или открытое пространство или их часть, заметно отличающееся от фоновой (рядовой) застройки или природного (незастроенного ландшафтного пространства) за счет своих размеров, конфигурации, цветового или пластического решения. Акцентом может быть здание повышенной этажности или, наоборот, меньшей этажности, которые отличаются от других формой, цветом. Может быть отдельно стоящее дерево или группа деревьев.

Совокупностью нескольких акцентов формируется композиционный узел. Обычно они создаются в самых важных местах жилого образования – в центрах обслуживания, на въездах, у входах в парк и т.п. Менее активное окружение между композиционными узлами образует заполнение композиции.

Зоны (отрезки) единого облика – это фрагменты однородного окружения (пространства и объемы, имеющие сходную конфигурацию, этажность, абрис зданий и др.), отличающиеся от характеристик соседней зоны. Отрезки (зоны) единого облика должны иметь четкие границы.

Репрезентативность жилых градостроительных образований. Визуально-пространственная структура жилого образования в зависимости от конкретной градостроительной ситуации должна обеспечивать свой уровень репрезентативности (представительности). Имеется в виду обозреваемость объемов и открытых пространств жилого образования городского, районного и местного ранга.

Традиционно в городах выделяются социально-значимые объекты, которые должны репрезентировать город в целом или его определенную часть. Для крупных жилых образований (района, группы микрорайонов) в качестве таких репрезентативных объектов можно выделить:

1) въезды в город (на автомобиле, на поезде, на теплоходе), фасады района со стороны основных магистралей (железной дороги, городской магистрали, кольцевой автодороги, водных акваторий) – репрезентативные объекты городского ранга.

2) районный центр, въезды в район из других жилых районов, основные улицы, вход и главные аллеи районного парка – репрезентативные объекты районного ранга.

3) центры повседневного обслуживания, школы, детские дошкольные учреждения, отдельные фрагменты жилого образования – репрезентативные объекты местного ранга.

Репрезентативные зоны выделяются как акценты на фоне рядовых объектов жилого образования. Эти зоны могут быть линейными, образуя композиционные оси (главные улицы, линии фасадов) и точечными, образуя композиционные узлы (главная площадь, въезд, отдельно стоящий художественно выразительный объект). Частным случаем точечных акцентов являются высотные доминанты (акценты), контрастирующие с фоном за счет большой высоты.

Совокупность композиционных осей и узлов образует композиционный каркас, заполнением (межкаркасной территорией) которого обычно являются рядовые объекты. В отдельных случаях (например, при создании общественного центра района) возможно обогащение акцентами межкаркасных пространств, создание сложных, художественно выразительных, репрезентативных композиционных полей (рис.5.4).

Облик градостроительных жилых образований. Композиционное построение градостроительного жилого образования, его облик, определяется конкретными визуальными характеристиками строительных объемов зданий (сооружений) и открытых пространств. Причем не только в границах самого жилого образования, но и за его пределами, видимых с городских (районных) территорий и просматриваемых непосредственно из жилой застройки. Разрабатывая проект, приступая к конкретизации визуальных характеристик объемов и открытых пространств в границах градостроительного жилого образования определяются существенные составляющие:

- стилевое единство;

- геометрические характеристики объемов и открытых пространств;

- пластическое и колористическое решение застройки;

- характер озеленения и благоустройства.

Объемы и пространства (их визуальные характеристики), прилегающие к проектируемому жилому образованию, но не входящие в его границы, включают в состав проекта в виде эскиза с тем, чтобы обеспечить представление об облике не только жилого образования, но и того средового контекста, в котором оно находится.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: