Джанкойский район - 2010 г

Выявление предрасположенности к гипертонической болезни у учащихся 10-х классов Рощинской ОШ. Профилактика.

Работу выполнила:

Постовая Мария,

(Джанкойский район,

Рощинская ОШ, 10 кл.)

Научный руководитель:

Чекина В.Ф.,

учитель биологии

Рощинской ОШ

Джанкойский район - 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение........................................ 3

1. Обзор литературы.............................. 4

1.1. Клинические прявления гипертонии............. 4

1.2. Актуальность темы.......................... 7

1.3. Артериальная гипертония у детей.......... 9

1.4. Гипертония у подростков и юношеском возрасте....

1.5. Факторы риска

1.6. Причиныгипертонии

1.7. Телевизор может вызвать повышение артериального давления?

1.8. Профилактика.................................. 18

2. Материалы и методы исследований

3. Результаты исследований

4. Выводы......................................... 19

Список литературы................................ 21

Приложения: фотографии......................... 22

ВВЕДЕНИЕ

Ежегодные углубленные медицинские осмотры показывают неуклонный рост нарушения осанки и сколиозов у учащихся нашей школы. Эта проблема очень актуальна именно для нашей школы. Я не случайно выбрала эту тему, потому что в итоге незначительных нарушений, привычных для каждого поз и норм поведения в результате длительного времени возникают очень серьезные проблемы, такие как нарушение осанки и сколиозы, которые дают о себе знать в течение всей жизни.

Моя задача изучить причины возникновения у детей нарушений осанки и сколиозов, попытаться приостановить их развитие, предотвратить возникновения нарушений осанки и сколиозов в будущем. Воспитывать у учащихся осознанное отношение к своему здоровью, осанке.

1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1. 1. КАК УСТРОЕН ПОЗВОНОЧНИК?

Мы не задумываемся о нем и не считаемся с ним, воспринимая его как нечто само собой разумеющееся, и однажды он начинает за это мстить. Чтобы понять, какую работу совершает эта поистине гениальная конструкция, насколько она восприимчива к перегрузкам и заболеваниям и каким образом можно ее защитить, мы должны уяснить для себя, как устроен наш позвоночник (позвоночный столб). Только тогда мы сможем представить, что нужно делать, чтобы эта важнейшая для нас опора в повседневной жизни оставалась здоровой и дееспособной вплоть до преклонного возраста.

Для многих людей боль в спине – это проблема со здоровьем №1. Виноват в этом, прежде всего, образ жизни, свойственный нашей цивилизации. Мы слишком мало двигаемся и слишком много сидим у телевизора, за компьютером, как на работе, в школе, так и в свое свободное время. К этому добавляются односторонние нагрузки, связанные с определенными видами деятельности (например, когда мы вынуждены подолгу стоять или сидеть в одном и том же положении за письменным столом), а также занятия неподходящими по возрасту видами спорта, выполнение непосильных нагрузок.

С помощью специальных гимнастических упражнений и при должном внимании к позвоночнику в повседневной жизни можно сохранить спину здоровой и не страдать от боли до глубокой старости. Для этого требуется лишь терпение, последовательность и готовность ежедневно уделять немного времени гимнастике и спорту, вести активный образ жизни, разнообразить виды деятельности, чередовать активные и пассивные периоды.

Позвоночник – скелетная ось позвоночных животных и человека. У человека позвоночник состоит из семи шейных позвонков, двенадцати грудных, пяти поясничных, пяти крестцовых и четырех – пяти копчиковых. Крестцовые копчиковые позвонки, срастаясь, образуют крестцовую кость (крестец) и копчик. Позвоночник составляет опору для всех частей тела: головы, туловища, верхних и нижних конечностей. Наименьшим размером обладают шейные позвонки, поддерживающие только голову, наибольшим размером и массивностью - поясничные и верхние крестцовые позвонки, несущие на себе всю тяжесть тела (кроме нижних конечностей). Каждый позвонок состоит из тела и дуги. Дуги позвонков, сочленяясь друг с другом, образуют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг с его оболочками. От дуг отходят отростки, служащие для сочленения с выше – и нижележащими позвонками, с ребрами (грудные позвонки) и для прикрепления мышц; наиболее крупные – остистые отростки, выступающие в виде бугорков, прощупываемых по средней линии шеи и спины. Тела позвонков соединены хрящевыми дисками, обеспечивающими подвижность позвоночника, и многочисленными крепкими связками.

Длина позвоночника взрослого человека составляет 2/5 роста. Нормальный позвоночник взрослого имеет изгибы, которые формируются в детском возрасте. У новорожденного ребенка позвоночник представляет собой дугу, обращенную выпуклостью назад. Новорожденный лежит с согнутыми ручками и ножками, как бы сохраняя внутриутробное положение. По мере развития мускулатуры ребенок начинает делать попытки поднять голову. Шейные мышцы при этом укрепляются, образуется шейный лордоз (изгиб кпереди), глубина которого у взрослого составляет в среднем 1.2 – 1.4 сантиметров. Когда ребенок начинает сидеть и особенно, когда он становится на ножки, образуется поясничный лордоз (глубина у взрослого около 5 сантиметров) и компенсаторно–грудной и крестцовый кифозы (изгиб кзади, высота грудного кифоза у взрослого около 2.5 сантиметров). Формирование позвоночника оканчивается к шести-семи летнему возрасту. Функциональное значение изгибов позвоночника заключается в том, что они составляют как бы пружинящий аппарат, амортизирующий толчки, возникающие при ходьбе, беге, прыжках. Вертикальное положение позвоночника обеспечивается мощной спинной мускулатурой. Ослабление мускулатуры, а также неблагоприятные условия - переутомление, авитаминозы, чрезмерная односторонняя нагрузка, неправильная посадка за партой в период роста ребенка - могут нарушить нормальное развитие позвоночника и привести к нарушению осанки и даже к искривлению позвоночника. В состав костей входит органическое вещество – оссеин, имеющий хорошо выраженные эластические свойства и придающий клеткам упругость. Очень важно с первых недель и месяцев следить за двигательной активностью ребенка, с раннего детства идет формирование позвоночника. Необходимо следить за многосторонними движениями ребенка, чтобы в нужный момент исправить положение, чтобы в дальнейшем это не привело к более серьезным нарушениям.

Безобидная ситуация: гордый папа прогуливается по улице с малышом, ведет его за ручку. Если каждый день водить ребенка за одну и ту же ручку, то это приведет к серьезным нарушениям. Нужно чередовать руку.

В детском возрасте преобладают органические вещества, которые придают костям эластичность, гибкость, упругость, но кости недостаточно плотные и твердые. Поэтому часто возникают нарушения осанки и сколиозы.

1.2. ОСАНКА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

Осанка – привычное для человека положение тела при стоянии, ходьбе и сидении, зависящие от физиологических изгибов позвоночника, которые формируются у ребенка к шести – семи летнему возрасту. Величина этих изгибов зависит от развития мышц плечевого пояса, спины, живота и может колебаться в зависимости от усиления или ослабления той или иной группы мышц, особенно мышц, осуществляющих движение позвоночника (например, при ослаблении разгибательных мышц позвоночника усиливается грудной кифоз – изгиб позвоночника назад), и от изменения наклона таза (например, при повороте ног наружу наклон таза увеличивается, а внутрь – уменьшается). В свою очередь величина изменения изгибов позвоночника изменяется величина наклона таза.

К нарушению осанки может вести неправильная посадка за столом, за партой. Чтобы ребенок правильно и удобно сидел за столом, нужно ставить стул так, чтобы его край на два – три сантиметра заходил под край стола. Хорошо, если ноги ребенка упираются в пол или в перекладины, скрепляющие ножки стола; в противном случае под ноги надо подставлять скамеечку, ящик и прочее. Мебель ребенка должна соответствовать его росту, что имеет существенное значение для развития его косно – мышечной ткани.

Кроме нормальной осанки, различают еще четыре типа осанки: плоская спина, плосковогнутая спина, круглая спина, вогнуто – круглая спина. Нормальная осанка характеризуется средним наклоном таза и средней величиной изгибов позвоночника. При нормальной осанке во время стояния туловище и голова держатся вертикально, контуры грудной клетки (в профиль) выступают вперед при вертикальном расположении линии живота; нижние конечности разогнуты в тазо–бедренных суставах. Если мышцы спины слабые, при длительном сидении, при сне с согнутыми ногами, а также при привычке ребенка низко наклонять голову во время занятий развивается сутулость или круглая спина. При такой осанке наблюдается впалая грудь, несколько повернутые вперед плечи, отвислый живот. При малом наклоне таза, обуславливающем почти полное искажение поясничного лордоза (изгиб позвоночника вперед) развивается плоская спина, при которой часто возникают боковые искривления позвоночника – сколиозы. При сильном наклоне таза увеличивается поясничный лордоз – изгиб позвоночника вперед, причем развивается либо плосковогнутая, либо плоскокруглая спина. Помимо того, что неправильная осанка некрасива, при ней может развиться ряд расстройств функций внутренних органов (дыхания, кровообращения, пищеварения).

Для выработки у ребенка правильной осанки большое значение имеет полноценное питание, а также нормальное физическое развитие, чему способствуют прогулки, участие ребенка в разнообразных подвижных играх, занятие обычной детской гимнастикой, катание на коньках, лыжах; наиболее равномерно развивает мышцы и грудную клетку плавание. Для создания у ребенка хорошей осанки особое значение имеют специальные упражнения - упражнения в балансировании с предметами на голове. Для этих упражнений применяют мячи, медицинболы (набивные мячи), мешочки с песком и прочее. При неправильной осанке назначают специальную гимнастику, массаж, общеукрепляющее лечение, иногда ношение специальных приспособлений – спинодержателей.

Чтобы не пришлось потом долго, мучительно, а порой безуспешно исправлять нарушения осанки, необходимо следить за позой, положением тела в пространстве. Нужно поставить под контроль и сделать это правилом.

1.3. СКОЛИОЗЫ

Сколиоз – боковое искривление позвоночника выпуклостью вправо или влево. Различают врожденный и приобретенный сколиоз.

Приобретенные сколиозы развиваются по разным причинам: ревматические сколиозы возникают при ревматизме, под влиянием мышечной контрактуры и миозита на здоровой стороне; рахические сколиозы развиваются в раннем детстве у детей, которых родители носят на одной руке и подолгу оставляют сидеть в неправильной позе; паралитические сколиозы возникают после полеомелита, когда поражаются мышцы одной стороны; привычные сколиозы развиваются обычно в школьном возрасте у детей, которые вынуждены сидеть за партами, не соответствующими их росту.

Предметом моего исследования являются привычные сколиозы. Наиболее часто они выявляются в период наибольшего роста скелета (происходящего в период полового созревания) и обычно обнаруживаются в школьном возрасте. Развитию сколиоза способствует длительное сидение школьников за партами, не соответствующего размера, в неправильной позе. Предрасполагающими моментами для развития искривления позвоночника являются рахит, пониженное питание, слабое физическое развитие. Очень часто сколиозы у детей возникают, если носить их на одной и той же руке, держать на прогулке за одну и ту же руку, укладывать спать на мягкой постели всегда на одном и том же боку. Сколиоз связан с перекрутом тел позвонков – это вызывает кривизну плеч, ассиметрию грудной клетки и одностороннее, особенно заметное при наклоне, выпирание ребер, именуемое «реберным горбом».

Ассиметрия грудной клетки в особо тяжелых случаях может вызвать нарушения дыхания и кровообращения. В легких случаях при отсутствии болей и других осложнений сколиоз в детском возрасте часто остается незамеченным, а во взрослом обнаруживается лишь случайно.

Сколиоз часто возникает из–за неадекватной нагрузки на еще формирующийся позвоночник, например, от ношения в руках портфелей. Причиной может оказаться и различная длина ног, обуславливающая косое состояние таза и боковое S – образное искривление позвоночника. Поэтому очень важно своевременно выявить у ребенка возможную разницу в длине ног или деформацию позвоночника, чтобы вовремя показать его ортопеду.

Разница в длине ног легко устраняется с помощью наращивания каблука или толстой стельки.

Дети, склонные к сколиозам, должны развивать подвижность грудной клетки, укреплять мышцы спины, верхнего плечевого пояса и живота. Им не следует заниматься теми видами спорта, которые нагружают только одну руку (настольный теннис, бадминтон). Существует комплекс корригирующих упражнений при сколиозе. Наиболее благоприятной позой является положение лежа на животе.

Дети, у которых уже выявлен сколиоз, находятся под постоянным наблюдением врача – специалиста. Им предписана корригирующая физкультура, массаж и другие процедуры.

Это дело врачей, а наша задача вести разъяснительную работу по профилактике сколиозов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: