Двигательный навык — это совершенный, рациональный с точки зрения техники изучаемого упражнения и гимнастического стиля способ управления движениями в целостном гимнастическом упражнении. При этом сознание обучаемых лиц направлено на условия, в которых выполняется упражнение, на его конечный результат и мастерство исполнения, а не на отдельные движения.
Навыки формируются путем многократного стереотипного повторения движений или изучаемого упражнения в целом. При этом в структуру упражнения не вносится существенных изменений, оно выполняется, как правило, в одних и тех же условиях. По мере увеличения количества повторений упражнение становится все более привычным, уменьшается необходимость сосредоточения, распределения, переключения внимания, снижается напряжение памяти, воли и других психических процессов, а также доля перцептивного и смыслового контроля. Техника исполнения постепенно приближается к образцу, к технике упражнений.
Главной чертой навыка является его автоматизация. Сознание только в экстренных случаях контролирует правильность движений. Автоматизация движений придает навыку высокую устойчивость и стабильность при выполнении упражнения в изменяющихся условиях внешней и внутренней среды:
а) изменение окружающей обстановки, температуры, освещения и др.;
б) утомление, недомогание, эмоциональное возбуждение или угнетение; в) длительные перерывы в занятиях и др.
В процессе становления навыка наряду с автоматизацией отдельных движений происходит слияние их в единый, целостный ансамбль, стереотип с относительно постоянными пространственными, силовыми и временными характеристиками структуры. Это делает движения легкими, ритмичными и экономичными. На высших стадиях развития навыка появляется специализированное восприятие всех параметров движений (инерции, момента инерции, количества движения, момента количества движения, реактивного движения, реактивной силы и др., «чувство снаряда»).