Цель: определение эффективности урока на основе 30 критериев, структурированных по 5 блокам (дидактические принципы, психология обучения, методы обучения, деятельность учителя, деятельность учащихся) для выявления резервов личностной ориентации.
Эффективность урока определяется с помощью выставления баллов (от 0 до 2) по каждому критерию экспертной карты. Максимально можно набрать 60 баллов. Полученную сумму баллов делят на максимально возможную, а коэффициент выражают в процентах.
Урок с эффективностью больше 40% считается личностно-ориентированным. При этом все личностно-ориентированные уроки подразделяют по степени эффективности: 100-80% -- высокая эффективность урока, 79-60% - средняя эффективность, 59-40% - низкая эффективность урока.
Школа __________ Класс __________ Дата оценки __________
Учебный предмет ____________________
Педагог ____________________
Эксперт _______________________
| Блок | Критерий | Параметры | Балл |
| Дидактические принципы | Принцип научности | Выдержана логика урока, содержание учебного материала не содержит фактических ошибок, не обходятся научные проблемы | |
| Принцип проблемности | Учитель использует проблемное изложение материала, на уроке присутствует поиск решения учебной задачи совместно с учителем или самими учащимися | ||
| Принцип наглядности | При обучении соблюдается мера в наглядном представлении изучаемого материала, наблюдения учеников систематизированы, речь учителя информативна | ||
| Принцип активности и сознательности | Всеми участниками учебного процесса понимаются цели и задачи предстоящей работы, хорошо налажено взаимообучение, учение опирается на логику мышления | ||
| Принцип доступности | Используются те методы обучения, которые соответствуют данному возрасту детей и их развитию | ||
| Принцип систематичности и последовательности | Обучение на уроке хорошо продумано учителем, обеспечивается преемственность обучения, реализуется логика формирования теоретических знаний | ||
| Принцип прочности | Содержание образования соответствует применяемым методам обучения, осуществляется переход по уровням усвоения знаний, применяются аналогии | ||
| Принцип развития учебной деятельности | Применение освоенной информации в качестве ориентировочной основы деятельности и перенос ее в новые условия | ||
| Принцип воспитания | Положительное влияние качеств учителя, требования учителя не вызывают негативной реакции у учеников, весь урок эффективно организована учебно-познавательная деятельность учащихся | ||
| Средний балл по блоку «Дидактические принципы» | |||
| Психология обучения | Организация внимания учащихся | На уроке используются различные виды внимания, учитель умеет мобилизовать внимание учащихся различными способами, умеет поддержать и развить внимание | |
| Использование различных видов памяти | На уроке создаются условия для успешного запоминания и предупреждения забывания изучаемого материала, используются ситуации, во время которых «включаются» различные виды памяти | ||
| Развитие мышления | Ставятся учебные задачи, требующие доказательств, учитель добивается самоконтроля и самоанализа ошибок от ученика | ||
| Доминантные эмоции и чувства | Моральные, интеллектуальные и эстетические эмоции и чувства носят позитивный характер | ||
| Средний балл по блоку «Психология обучения» | |||
| Методы обучения | Объяснительно-иллюстративные методы обучения | Применение их при объяснении нового и объемного материала, сообщении обобщенных выводов по теме разговора, предъявлении готового плана изложения нового материала | |
| Репродуктивные методы | Применяются для воспроизведения знаний по образцу, для заполнения схем и таблиц, для подтверждения правил, свойств, законов | ||
| Частично-поисковые и исследовательские методы обучения | Применяются для организации творческой деятельности учащихся, организации конкретных наблюдений, решения нестандартных задач | ||
| Средний балл по блоку «Методы обучения» | |||
| Деятельность учителя | Готовность учителя к уроку | Наличие необходимых записей на доске, нужной наглядности и оборудования | |
| Целевая установка урока | Цели сформулированы в соответствии с местом урока и особенностями класса на доступном для понимания языке | ||
| Эстетика учебного труда | Выполняются валеологические требования к уроку | ||
| Индивидуальная работа с учащимися | Обучение организуется за счет особых методических приемов, позволяющих индивидуально обучать всех | ||
| Мотивация учебной деятельности учащихся | Осуществляется на основе психологических механизмов «сдвига мотива на цель», за счет оправданного применения похвалы и поощрений | ||
| Наличие и эффективность различных видов обратной связи | Обратная связь используется на протяжении всего урока | ||
| Рациональное использование времени на уроке | Классическое распределение времени на уроке, занятость учащихся учебно-познавательной деятельностью в течение всего урока | ||
| Уровень общения и взаимодействия учителя с учениками | Сотрудничество и понимание друг друга, помощь и поддержка в отношениях с детьми | ||
| Средний балл по блоку «Деятельность учителя» | |||
| Деятельность учащихся | Готовность учащихся к уроку | Организация рабочего места, готовность отвечать на поставленные вопросы, умение учиться проложенное время с оптимальной работоспособностью | |
| Внешние проявления умений и навыков на уроке | Грамотные и полные ответы, демонстрация практических умений в предметной деятельности, качество письменных ответов | ||
| Самостоятельная учебная деятельность | Умение самостоятельно выполнять предложенные учителем задания, Выполнение заданий повышенной трудности по собственному желанию, перекладывание организаторских функций учителя на себя | ||
| Самоконтроль и самооценка | На уроке появляется необходимость самим ученикам оценить деятельность товарища и обосновать свое решение | ||
| Межличностное взаимодействие | Характер включения учащихся в совместную деятельность | ||
| Развитие устной и письменной речи | Привлечение к коррекции речи и формированию лексического запаса слов самих учащихся | ||
| Средний балл по блоку «Деятельность учащихся» | |||
| Общий средний балл |
Выводы и предложения: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карта экспертной оценки урока (Федоров, 1998) – второй урок
Цель: определение эффективности урока на основе 12 критериев для выявления резервов личностной ориентации.
Эффективность урока определяется с помощью выставления баллов (от 0 до 2) по каждому критерию экспертной карты.
Урок считается личностно-ориентированным, если его средний балл превышает 1,5.
Школа __________ Класс __________ Дата оценки __________
Учебный предмет ____________________
Педагог ____________________
Эксперт ____________________
| Категория | Балл |
| Обоснованность целей урока | |
| Соответствие целей урока и содержательной реализации урока | |
| Осознание учащимися целей урока | |
| Степень активности учащихся | |
| Эффективность использования времени урока | |
| Эффективность использования разных методов | |
| Сочетание индивидуального и группового обучения | |
| Использование наглядности | |
| Организация самостоятельной работы учащихся на уроке | |
| Педагогический такт | |
| Степень достижения целей | |
| Взаимодействие этапов урока | |
| Средний балл |






