Какие бывают мамы

Как правило, психолого-педагогические советы даются, исходя их запроса родителей. Родители сталкиваются с какой-то проблемой в поведении ребенка и с этой проблемой идут к психологу. Но опытный психолог никогда не даст один и тот же совет разным родителям, пусть даже они пришли с одинаковой проблемой. Ведь и родители – все разные: у каждого свой темперамент, характер, взгляды на мир и другие личностные особенности, поэтому и решать одинаковую, по сути, проблему с ребенком каждый родитель будет по-своему.

Психолог-консультант А.Я.Варга в одной из своих статей приводит примеры того, как разные мамы реагируют на аналогичное поведение детей.

Она выделяет четыре наиболее распространенных варианта материнского поведения:

- тревожная мама, беспокоящаяся по любому поводу, постоянно находящаяся в состоянии внутреннего напряжения, предчувствия угрозы своему ребенку;

- тоскливая мама – ей часто бывает тяжело и грустно, она быстро устает, часто плачет, с пессимизмом смотрит в будущее;

- уверенная мама – властная, грамотная в педагогическом отношении, спокойная;

- уравновешенная мама – гибкая, лишенная косных привычек и предубеждений, постоянно совершенствующая свое психолого-педагогическое мастерство.

Далее А.Я.Варга анализирует, как эти мамы будут реагировать на одинаковое поведение ребенка. В качестве примера она берет поведение мальчика Саши, 10 месяцев от роду. Этот мальчик производит впечатление капризного ребенка, хотя, если ему не противоречить, то он – вполне милый, веселый и спокойный мальчик. Он постоянно требует внимания взрослых к себе, не любит оставаться один. Добивается своего всеми возможными и невозможными способами: плачет, кричит. Часто меняет свои желания, как будто бы для него главное – не получить желаемое, а просто настоять на своем. Не терпит, если на него не обращают внимания: если взрослые увлечены своими делами или разговорами, Саша криком пытается привлечь их внимание к себе. Если ему это удается, он начинает кокетничать, улыбаться и строить глазки.

Как же ведут себя разные мамы с таким ребенком?

Тревожная мама ведет себя с таким ребенком непоследовательно. С одной стороны, ей хочется сохранить мир и спокойствие в семье, поэтому она часто идет во всем навстречу сыну, выполняет его капризы. С другой стороны, - она боится избаловать сына, вырастить из него капризного эгоиста, поэтому она вдруг начинает наказывать его за излишние и неразумные (на ее взгляд) требования. Ни к чему хорошему такое поведение матери не приводит, это понятно.

Тоскливая мама. Саша очень утомляет свою постоянно чувствующую усталость грустную маму. От его капризов она становится еще более грустной, подавленной и раздражительной. Такое душевное состояние мешает ей быть нежной и ласковой с сыном, поэтому она неосознанно старается поменьше общаться с ребенком. Это, безусловно, будет травмировать ребенка, поскольку для него основной потребностью является потребность в общении с матерью.

Уверенная мама. Она постарается перевоспитать ребенка, следуя какой-нибудь прогрессивной воспитательной теории или собственным убеждениям. Она будет игнорировать его капризы, крики, слезы, оставлять одного на продолжительное время, не будет вскакивать лишний раз ночью, чтобы подойти к его кроватке, будет наказывать сына за назойливость, если считает, что так именно так следует воспитывать капризного ребенка. При этом она может не обращать никакого внимания на индивидуальные особенности ребенка, которые могут вообще сделать непригодной для него ту или иную теорию.

Уравновешенная мама принимает ребенка таким, какой он есть. Ее требования к ребенку реалистичны. Запреты в ее системе воспитания существуют, но их мало и они обязательно выполняются. Она поощряет хорошее и правильное поведение мальчика (например, его игры в одиночестве, спокойное поведение за столом и др.). Не потакает его капризам. Но при этом она всегда ласкова и доброжелательна с мальчиком. Ясно, что именно такое поведение матери приводит к самым лучшим воспитательным результатам.

Чем занять ребенка, когда мама хочет отдохнуть?

Часто бывают ситуации, когда маме надо высвободить немного времени: доделать работу, доварить обед, просто отдохнуть, а ребенок, естественно, требует внимания. Чем же занять малыша, чтобы это устроило и детку и занятую маму?

Я привожу некоторые "рецепты", как мы выходили из положения с маленькой Настей:

- У меня под рукой всегда расческа, ложка, маленькая чашка и медвежонок или кукла - устраиваем ролевые игры, когда ей приспичит посидеть на руках. У обеих настроение заканчивается быстро и одновременно и дочь удирает в поисках других занятий.

- Карандаш или ручка и бумага. Hе поощряю, ибо держит она их в кулаке и упорно не хочет изображать более правильное положение. А чиркать кулаком - чиркаем, но мало.

- Прищепки - это ПЕСHЯ! Их можно кидать в дырочку в крышке от ведерка (дырочка маленькая, ручка не пролезет, надо открыть ведерко), их можно прихватить на подоконник и кидать вниз (высоко/низко - ай, не достанет маленькая Hастя)

- Мячик - хорошая штука, чтобы отмазаться от нытика - посылаешь в дальний угол квартиры и дите скачет за ним со счастливой мордочкой. Повторяешь раз в минуту

- Юла, заводной слоник - тоже самое. Главное запустить на подольше.

- Клизмочка и два кота. Зашвыриваешь клизмочку под ноги коту и на полчаса в квартире "привет соседям!" - мелочь носится по дому с визгами, писками, мявканьем, слоновьим топотом и лошадиным ржанием. Hичего педагогичного, зато можно почту почитать.

- Куча деревянных тонких дощечек для счета с цифирью, деревянный конструктор и прищепки. Сгребаем к маме под ноги, ставим в метре детский горшок и устраиваем прицельную пальбу.

- Учимся одевать носки, платья, рубашки, сапоги, шапки и пр.пр.пр. - что притащит, заодно учим части тела, право/лево, счет рук/ног/пальчиков - безрезультатно пока, ИМХО.

- Наливаем в ванную 10 см воды, оставляем открытыми двери в ванную и в зал и оставляем там ребенка так, чтобы он постоянно находился в углу поля зрения. Косоглазие материнское останется на совести юной шилопопки.

- Можно поставить дите на подоконник и оно само себя будет развлекать. Только надоедает рядом стоять.

- Строим одну высокую башенку из кубиков и колес от паровозика и рушим ее с максимальным грохотом - ребенок заинтересовывается минут на 10 точно. В фоновом режиме можно гудеть типа "А где красный кубик? Нука положи его на синий".

- Рассматриваем еще не догрызенный альбом "наш малыш" - картинки яркие и красивые. Делаем вид, что учим нарисованных животных, мальчиков/девочек и другую ерунду.

- Делаем вид, что читаем книжки - она их вертит, я иногда тыкаю пальцем в ежиков и кошечек. Если успеваю.

- Ребенок относится на кровать и закидывается с головой детскими подушками и одеялами. Счастья полные штаны, и главное долго из-под них выковыривается.

- Ставим рядом с мамой табуретку и учимся слазить, залазить и сидеть. Вполне себе занятие. Типа ловкость развивает. И у мамы целая рука свободна - по клавишам стучать.

- Изредка на одном квадратном метре пола собираются мама, дочка и детальки от логического куба. Для развития мозгов. А вот буквы мы не учим - мы их сожрали, еще на той квартире. Картонная азбука была.

- Когда у мамы есть силы - висим по-всякому за ноги и за руки. Типа гимнастика.

- Я уже знаю цену получаса своего спокойствия. 3 рубля 50 копеек. Это стоимость рулона туалетной бумаги, если дать дочери стянуть его из туалета и растерзать на мелкие кусочки, то я могу делать что угодно и как угодно - ей будет не до меня. Ну, вы понимаете, что вечером уборка будет обязательна? Зато мама к этой уборке дойдет не загнанным существом, а вполне довольной жизнью женщиной.

- Ванночка рулит. Обычная детская с ведром теплой воды с пенкой. Уже 10 минут наслаждаемся счастьем рядом с мамой. Мама с компом, дочь в ванночке с игрушками. Только следить, чтобы она ковшиком воду на пол не переливала, поить водичкой, гавкать за ее собачек...

- Отвинтить крышку от 5-литровой бутылки от воды и вручить ребенку. Сегодня эта мартышка упаковала в такую бутылку набор карандашей, набор мелков, расческу, кучку бумажек, пригоршню прищепок и деталек от конструктора. 40 минут ребенок таким образом "нагуливал" сон и не доставал нас с папой (мы эксперимент ставили, когда же она наиграется в одиночестве и придет в спальню).

- Посуда в разной комплектации. Hесомненный хит, но готовить мне при этом, увы, все же нельзя. Я еще не показывала, как крышкой о кастрюлю стучать, а дочка все не догадывается шумно играть. Покажу – то-то радости соседям будет:))

- Игры в Золушку - по сортировке крупы. У нас пока не проходят.

- Можно держать рядом с собой кусочек хлеба и периодически ей подсовывать крошечки - ребенок носится за котами и кормит их...

Hамного раньше, чем заканчивается подсовывание занятий из вышеперечисленного, у меня просыпается совесть по поводу заброшенного ребенка и мы идем гулять, или обниматься на кровати, или просто играться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: