Недостатки. Особенности использования метода наблюдения

Особенности использования метода наблюдения

Наблюдение - общенаучный метод, широко используемый в естествознании, а также в обыденной жизни. Его применение в социологии имеет ограничения, т.к. далеко не все социальные явления поддаются непосредственному визуальному и слуховому восприятию. Но когда социолог имеет дело с объектами, которые можно наблюдать, т.е. воспринимать с помощью зрения и слуха, он обязан делать это. Используя пример с изучением забастовки, скажем, что это исследование невозможно без наблюдения за поведением потенциальных забастовщиков, их лидеров и противодействующих им руководителей предприятия. Не менее очевидно и другое - наблюдение в этом случае (как, кстати, и во всех прочих) должно применяться в комплексе с другими методами сбора информации.

 
 
Наблюдение – направленное, систематическое непосредственное визуальное восприятие и регистрация значимых с точки зрения целей исследования социальных явлений (ситуаций, процессов), подвергающихся контролю и проверке.


Специфика наблюдения:

· Оно не должно вредить наблюдаемым объектам

· Наблюдателю следует избегать эмоционально-ценностной окрашенности восприятия

· Наблюдатель должен учитывать сложность (или невозможность) проведения повторного наблюдения

Преимущества:

· Отсутствие языкового барьера

· Получение информации в процессе развития той или иной социальной ситуации

· непосредственная связь исследователя с объектом его изучения, отсутствие опосредствующих звеньев

· оперативность получения информации

Недостатки

· Наблюдатель вольно или невольно влияет на изучаемый процесс

· Оперативность же оборачивается локальностью, ограниченностью изучаемой ситуации, неспособностью охватить совокупность всех признаков познаваемого явления

Поэтому, во-первых, данные наблюдения подлежат обязательной перепроверке другими методами, во-вторых, к поведению наблюдателей предъявляются особые требования.

Назначение наблюдения

ü Для монографических исследований – кейс-стади и этнографических исследований (митингов, деятельности учреждений и предприятий) описательного плана

ü Для проверки достоверности данных, полученных другими методами

ü Для качественного анализа собранных материалов

ü В исследованиях экспериментального плана

Правила научного наблюдения

1) Подчинено наблюдения исследовательской цели и задачам

2) Планирование наблюдения

3) Фиксация получаемых данных в протоколах и дневниках по определенной системе

4) Осуществление контроля за получаемой информацией

Основные этапы наблюдения

I. Подготовительный

1) Вычленить в программе исследования те задачи и гипотезы, которые будут решаться и обосновываться данными наблюдения.

2) Разработать программу наблюдения. Определить

¨ объект наблюдения (весь коллектив предприятия, отдельная группа его, лидеры забастовочного движения или что-то другое);

¨ предмет наблюдения, т.е. совокупность интересующих наблюдателя свойств (признаков) объекта (факторов его поведения);

¨ категории наблюдения, т.е. конкретные признаки из вышеназванной совокупности, которые одновременно отвечают следующим требованиям: они особенно значимы для решения определенных в общей программе исследования задач и гипотез; выражают те операционалистские понятия, которые определены в программе; имеют количественный характер, т.е. могут быть замерены;

¨ наблюдаемые ситуации, т.е. те, при которых могут проявиться категории наблюдения; условия наблюдения, т.е. те требования к ситуации, при наличии которых наблюдение производить можно (или нельзя);

¨ единицы наблюдения, т.е. те акты поведения наблюдаемых, в которых проявляются категории наблюдения в оговоренных ситуациях при определенных условиях.

3) Подготовить инструментарий наблюдения

¨ дневник наблюдения, где будут фиксироваться его результаты в закодированной или общепонятной форме, а также действия наблюдателя и реакции наблюдаемых;

¨ карточки для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном и закодированном виде (этих карточек должно быть ровно столько, сколько единиц наблюдения);

¨ протокол наблюдения - методический документ, обобщающий данные всех карточек и содержащий, как минимум, три оценочных показателя;

¨ коэффициент устойчивости наблюдения (КУН), характеризующий совпадение результатов, полученных одним и тем же наблюдателем в различное время;

¨ коэффициент согласия наблюдателей (КСН), показывающий степень совпадения данных, полученных одновременно разными наблюдателями в разное время;

¨ классификатор контент-анализа дневниковых и протокольных записей;

¨ аудиовизуальные технические средства фиксации единиц наблюдения;

¨ программу обработки данных наблюдения.

4) Пропилотировать (апробировать) инструментарий, внести в него, если это потребуются, должные коррективы, размножить его в необходимом количестве экземпляров.

5) Составить план и/или сетевой график выполнения наблюдения (кто, где, когда его проводит).

6) Разработать инструкцию наблюдателям, провести их обучение и инструктаж.

II. Оперативный этап сбора данных

1) Знакомство с объектом

2) Фиксация данных на карточках

3) Контроль за работой наблюдателя

III. Обработка и анализ данных

IV. Выводы

V. Подготовка отчета

Ошибки наблюдения

1) Отсутствие программы

2) Отсутствие взаимосвязи наблюдаемых признаков с изучаемой проблемной ситуацией

3) Разное понимание и толкование наблюдаемой ситуации разными наблюдателями

4) Массовые наблюдения начаты раньше, чем готов весь инструментарий наблюдения

5) Инструментарий не получил должной апробации

6) Отсутствие классификатора для контент-анализа дневников наблюдателей

7) Кодировка карточек наблюдения не соответствует программе обработки данных

8) Результаты наблюдения не проверены другими методами

9) Автоморфизм, т. е. попытка истолкования поведения и действий других людей через призму собственного «Я» исследователя

10) Неадекватность восприятия наблюдателя (напр., плохое зрение)

Способы повышения надежности наблюдаемых данных

1) Необходимо максимально дробно классифицировать элементы наблюдаемого явления

2) Необходимо осуществлять наблюдение несколькими лицами

3) Один и тот же объект следует наблюдать в различных ситуациях (напр.. в нормальной и конфликтной)

4) Не следует смешивать описание событий с их интерпретацией

5) Необходимо использовать независимый критерий для проверки обоснованности наблюдения (напр., интервью или невключенное наблюдение, если до этого было включенное)

Пример наблюдения. Наблюдение собрания. Наблюдаемые элементы: ситуация перед началом собрания, реакция аудитории на выступление (я), ситуация при принятии решения, ситуация по окончании собрания.

Карточка учета

Элементы наблюдаемого поведения Сила проявления (шкальные оценки) Особые заметки наблюдателя
  Одобрительные реплики, аплодисменты 1 2 3 4 5 6  
  Неодобрительные реплики 1 2 3 4 5 6  
  Разговоры, связанные с обсуждаемым вопросом 1 2 3 4 5 6  
  Вопросы к выступающему 1 2 3 4 5 6  
  Отсутствие реакции 1 2 3 4 5 6  
  Призывы к соблюдению порядка 1 2 3 4 5 6  
  Посторонние разговоры и занятия 1 2 3 4 5 6  

Пояснения: 1- президиум собрания, 2 – большинство аудитории. 3 – половина аудитории, 4 – меньшинство аудитории, 5 – несколько человек, 6 – 1-2 человека

Норвежский режиссёр Бент Хамер прочёл об этом (проект по технологизации кухни в послевоенные годы в Швеции) в весьма популярном в 1950-е годы журнале «Домашний очаг и мы» статью «Мать на кухне с различными приспособлениями». Вдохновившись этой метафорой социального манипулирования, слепой веры в прогресс, позитивизма и бихевиоризма, он снял фильм «Кухонные байки» (Норвегия, 2003). По сюжету в начале 50-х шведские исследователи быта, преодолев географические и гендерные ограничения, направили 18 наблюдателей в сельский район Норвегии Ландстад, с его избытком холостяков, для изучения кухонной рутины одиноких мужчин. Чтобы быть наготове 24 часа в сутки, наблюдатели ночевали в яйцеобразных жилых автофургонах, установленных рядом с домами обследуемых, а день проводили, наблюдая за перемещениями хозяина дома на его кухне. С высоких, изготовленных на заказ наблюдательных кресел, стратегически размещённых в каждой кухне выбранных для эксперимента домохозяйств, ничто не должно было укрыться от новой науки. Наблюдателям разрешено приходить и уходить, когда они пожелают, но ни при каких обстоятельствах они не должны разговаривать со своими «объектами» или участвовать в том, что делается на кухне…

Но ведь наблюдать – значит менять то, что мы видим (Хамер, 2004). В итоге позитивистский рационалистский проект терпит крах, уступая место гуманизму, а вернее, обычной жизни, которая и есть лучший способ что-то понять о другом человеке и самом себе. (Е. Ярская-Смирнова, П. Романов Этнография как профессия: между управлением, рынком и «чистой наукой»// Профессия.doc. Социальные трансформации профессионализма: взгляды снаружи, взгляды изнутри/ Под редакцией Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2007. – 408 с. С. 398-399).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: