double arrow

Протокол наблюдения

Тема наблюдения: Время наблюдения:

Предмет наблюдения: Место наблюдения:

Цели наблюдения:

Хронометраж Действия субъекта Действия объекта
вербальные невербальные вербальные невербальные
         
         

VI. Контроль наблюдения, который можно осуществи различными способами:

а) проведением беседы с участниками ситуации;

б) обращением к документам, связанным с данным событием;

в) проверкой результатов собственного наблюдения наблюдением, сделанным другим квалифицированным наблюдателем.

VII. Отчет о наблюдении, который должен содержать:

а) тщательную документацию о времени, месте и обстоятельствах произведенного наблюдения;

б) информацию о роли наблюдателя в коллективе, способе наблюдения;

в) характеристику наблюдаемых лиц;

г) подробное описание наблюдаемых фактов;

д) собственные заметки и интерпретации наблюдателя

Выбор исследуемых коллективов и индивидов, определение условий, в которых будет происходить наблюдение, фактов, которые будут наблюдаться, и достоверности полученной информации — все эти вопросы следу решить заранее, чтобы наблюдение проходило организованно и последовательно, в соответствии с заранее разработанным планом.

Процесс разработки программы наблюдения состоит прежде всего в построении педагогом-психологом системы классификации тех фактов, которые составляют наблюдаемую ситуацию и отвечают целям исследования психолого-педагогической ситуации. Без нее зафиксированные факты будут изолированными, неопределенными и, следовательно лишенными смысла. Однако система классификации факто не должна быть слишком жесткой, иначе исследователь будет вынужден отбросить все факты, в нее не укладывающиеся.

Наблюдатель, у которого нет системы классификации может увидеть много, а зафиксировать и определить очень мало. Исследователь, который использует слишком жест' кую систему классификации, чаще будет фиксировать ли те явления и факты, которые могут подтвердить его предварительные гипотезы.

В процессе наблюдения происходит накопление данных, и их предварительный анализ позволяет уточнить задачи наблюдения. Вводятся более строгие категории, выделяются наиболее значимые с точки зрения задачи исследования педагогической системы, аспекты наблюдаемых ситуаций и событий. Поэтому программа наблюдения должна быть достаточно широкой и гибкой. Даже в тех случаях, когда задачи и гипотезы определены заранее, они могут быть переформулированы несколько раз в ходе работы. Если это происходит, необходимо фиксировать соответствующие изменения и вносить их в программу исследований.

Как и любой метод, наблюдение имеет свои сильные стороны и недостатки. К сильным сторонам следует отнести возможность изучения предмета в его целостности, естественном функционировании, живых многогранных связях и проявлениях. В то же время этот метод не позволяет активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации, делать точные замеры. Следовательно, результаты наблюдения должны быть обязательно подкреплены данными, полученны­ми с помощью других методов психолого-педагогического исследования.

Условия успешного обеспечения качественной информацией при разработке программы наблюдения:

- расчленение объекта исследования на составляющие элементы должно быть логичным, соответствовать ло­гической природе объекта и позволять воссоздание целого из частей;

- расчленение должно вестись в терминах, адекватных тем, которые исследователи намереваются использо­вать при анализе полученной информации;

- выделенные элементы объекта (единицы наблюдения) должны однозначно интерпретироваться, не допускать двусмысленности толкования.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы особенности метода наблюдения?

2. Что понимают под объектом и предметом наблюде­ния?

3. Осуществите классификацию наблюдения по степени участия наблюдателя в исследовании ситуации.

4. Что такое лабораторное наблюдение?

5. Сравните сильные и слабые стороны метода наблюдения.

6. Обоснуйте порядок использования метода наблюдения в психолого-педагогической практике.

7. Подготовьте бланк карточки наблюдения за поведе­нием учащихся младших классов на уроке, исходя из того, что наблюдение — структурированное и невключенное.

8. Разработайте бланк протокола наблюдения за каче­ством преподавания истории учителем на уроке.

9. Чем отличается дневник наблюдения от плана наблю­дения?

10. Подготовьте программу наблюдения за психолого-педагогическим явлением, изучаемым вами в контексте курсовой или дипломной работы.

Список литературы

Загвязинский В.И., Атаканов Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2001.

Дружинин В.Н. Структура и логика психологического ис­следования. М., 1993.

Немое Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 3. М., 1998.

Педагогика // Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2002.

Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова и др. М., 1983.

Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательно­сти. СПб., 2001.

Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М., 1987.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: