Беседа 2

Будьте как дети (религиозное воспитание детей)

- Владыка, мы часто получаем письма с вопросами, касающимися религиозного воспитания детей. А вообще, можно ли научить верить?

- Вера — это дар, и важно понять, что каждый человек, приходящий в этот мир, рожда­ется с верой. А слово Божье - это семя, бро­шенное в душу человеческую, и надо создать такие условия, чтобы это семя проросло и да­ло добрый плод. У нас есть Евангельская притча о сеятеле, рассказанная Христом Своим ученикам: «...вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные покле­вали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный» (Лк. 8. 5—8). И дальше Иисус объясняет смысл притчи: сеятель — это Сам Бог, семя — это слово Божье, а почва, в которую это семя падает, — состояние души. Семя, «...упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услы­шат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в тер­ние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, кото­рые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Лк. 8.12—15). Каждый из нас рождается с ве­рой, он благословляется Богом, но часто сре­да глушит в нас эту веру, и грех, как болезнь, поражает нашу душу, удаляя от Бога.

Как правило, в раннем возрасте ребенок подражает родителям. И когда те живут по Законам Божьим, исполняют заповеди, когда берут с собой ребенка на богослужения, когда большие праздники отмечаются всей семьей и в эти дни все вместе приходят в храм, когда первая исповедь ребенка становится событием, то вся эта совместная духовная жизнь не только укрепляет семью, она дает возможность ребенку очень естественно воспринять и Бога, и опыт церковной жизни. Поэтому, если спрашивают, с чего надо начинать религиозное воспитание детей, можно ответить — с родителей. Воспитание начинается с молитвы женщины о будущем ребенке, с ее участия в Таинствах, с отношения будущего отца к ней, его молитвы.

К сожалению, реалии нашей жизни таковы, что часто все происходит наоборот, дети из воскресной школы приводят родителей в храм, или же воцерковление детей и родителей происходит почти одновременно.

Первые проявления религиозного чувства у ребенка возникают очень рано, и чаще всего это прорывается в рисунках. Удивительно, но в определенном возрасте почти все дети, причем даже из невоцерковленной среды, начинают рисовать храмы, ангелов, Бога. Они хотят Его представить, у них есть такая потребность. И тут очень важно, чтобы родители заметили эти ростки, чтобы первый религиозный порыв не заглох.

- ...И ребенок осознает и запомнит это чув­ство в себе. Можно поощрять его рисунки, но что дальше?

- А дальше — привитие религиозного восприятия жизни. Задумайтесь, почему мы все — и верующие, и неверующие так по­мним наших религиозных бабушек. Казалось бы, они говорили очень простые, банальные истины: «Смотри, тебя вчера звали в храм, а ты не пошел, бегал, а ведь коленку и нос себе разбил». А мы их потому помним, что эти очень простые истины начинали формировать наш религиозный опыт, причем опыт не какой-то мистический, оторванный от реальной жизни, а наоборот, самым непосредственным образом с ней связанный. Это наставление убеждало больше, чем целые беседы, ведь ребенок учился воспринимать то, что происходило с ним через его связь с Богом. Такое видение мира формируется с детства, и сколько бы потом человек ни прочел книг, как бы потом ни пытались трансформировать его взгляды, он пронесет эту истину, сформулированную бабушкой в такой наглядной форме, через всю жизнь. Потому что в душе ребенок поймет: «Да, бабушка права, надо было для Бога что-то сделать, какое-то усилие, пойти в храм, а я поленился, и вот результат». И это станет его первым религиозным опытом. А потом эти «простые истины» начнут складываться в убежденность, и это будет способствовать развитию того религиозного чувства, которое есть в душе у каждого, а эта убежденность станет тем стержнем, вокруг которого будет выстраиваться весь последующий религиозный опыт. Но если с детства, с мла­денчества никто не занимается формированием этого стержня, то трудно требовать от ребенка, чтобы у него было религиозное ви­дение жизни, нельзя ждать от него твердости в вере и последовательности.

- Все это и воспитывает, особенно если ребенка при этом не наказывают за разодранные штаны и коленку, а, наоборот, жалеют и говорят: «А ведь знаешь, ты сам себя наказал, когда не исполнил того, что от тебя хотел Бог».

- Конечно, а дальше важен следующий шаг — исповедь, когда ребенок учится соизмерять себя с Богом. И особенно важна первая исповедь, она должна стать торжественным событием в жизни ребенка, ведь во вре­мя нее создается определенная модель того, как должно происходить покаяние. Потом она будет укреплена в нем как некий архетип его отношений и с Богом, и со священником. Взрослея, ребенок будет отталкиваться от этой модели, возможно, он будет с ней спорить, пройдет через другие искушения - желание порисоваться, через сомнения и т. д. Но это не важно — образ того, как надо исповедоваться Богу, уже будет жить в ребенке, семя будет брошено. Поэтому так важно, чтобы первая исповедь была подго­товлена.

- А с какого возраста ребенка нужно исповедовать?

- По традиции Русской Православной Церкви, мы исповедуем детей с семи лет, потому что это возраст, когда ребенок уже может оценить свои поступки. Надо заранее, за некоторое время, поговорить с ребенком о Заповедях Божьих, объяснить смысл блаженств евангельских, попросить ребенка, чтобы он попробовал хотя бы недолго попоститься, чтобы с утра он ничего не съел, и прочитать с ним молитвы. Родители обязательно должны предупредить батюшку в храме, что это первая исповедь. Потому что это не формальный акт — исповедь должна стать для ребенка открытием нового опыта общения и с Богом, и с людьми. Ведь ребенок начинает разговаривать со священником на духовные темы, приходит оценивать себя и свой духовный опыт, он учится открывать батюшке то, что он часто не может открыть даже родителям — свою таинственную жизнь. И при этом он открывает ее и для себя.

- А чему надо научить ребенка, когда он первый раз приходит в храм?

- Все зависит от возраста, но главное — родители должны сформировать трепетное отношение к храму, объяснить, что это не обычное место, что это Дом Божий. И очень важно, чтобы, глядя на иконы во время хода службы, ребенок учился быть сосредоточенным.

- Не послушным родителям, тихим, а сосредоточенным?

- Да, именно сосредоточенным — для того, чтобы суметь услышать в себе голос Божий. Конечно, удержать внимание ребенка на все время службы невозможно, тут многое зависит от возраста и темперамента. Да и нельзя сразу много предлагать ребенку и утомлять его, по слову апостола Павла: «Младенца твердой пищей не кормят».

- А что надо обязательно выучить с ребенком, какие понятия из религиозной жизни можно ему объяснить?

- Детям можно объяснить все, важно каким языком. Однажды мы спросили у учеников воскресной школы — это была младшая группа — что такое грех? И самый короткий, самый поучительный ответ дала девочка пяти лет. Она сказала: «Грех — это то, чего не хочет Бог».

А выучить с ребенком надо молитвы «Богородице Дево, радуйся...», «Отче наш...», Иисусову молитву. Но еще важнее — сформировать в ребенке потребность в молитве. В жизни любой семьи всегда найдутся простые житейские поводы для молитвы: например, в семье что-то не получается. Можно по-разному реагировать на это: начать выяснение, искать виноватых, а можно поступить по-другому, можно сказать: «Давайте все помолимся, и насколько мы будем молиться, настолько наше дело и будет двигаться».

- Ребенок может истово молиться, когда заболел, или перед экзаменом (каким бы несе­рьезным нам ни казался этот повод), но как только необходимость у него пропадает, когда он перестает себя чувствовать зависимым от Божьей помощи, то он чаще всего начинает лениться, молится невнимательно.

- Во-первых, я думаю, что здесь ребенком движет не чувство зависимости. Скорее все­го — это чувство незащищенности. Ребенок молится, когда ищет покровительства. И надо поощрять в нем чувство необходимости такого покровительства, которое бы осно­вывалось на любви. Ребенку понятно, когда ему объясняют, что Бог любит нас всегда, но особую любовь Он являет тому, кто свою лю­бовь дарует Ему. Отсюда, кстати, и мотивация поста. Ведь пост — это приношение нашей любви Богу.

- А почему с ограничением в еде, как показывает опыт, бывает проще, чем с ограничением развлечений?

- Для этого требуется большее волевое усилие. В нашей воскресной школе мы договорились с детьми самой младшей группы, что первую неделю поста они вместе с родителями попробуют отказаться от телевизора. И потом, по прошествии первой седмицы, дети делились своими впечатлениями. И выяснилось, что первыми во многих семьях не выдерживали родители. Так дети — максималисты во всем — входили в комнату, где был телевизор, спиной. Но потом и они не выдерживали, и это понятно, ведь родители сами искушали их. И тут важно, что если мы, взрослые, придерживаемся какого-то правила, то надо придерживаться его до конца. И раз уж вы сказали, что на определенный отрезок времени избираете такую-то линию поведения, то будьте последовательны, потому что этим вы показываете ему, что это возможно.

Мы не можем навязывать детям нашу ре­лигиозность, мы не можем их заставить верить, в конце концов, мы не можем заста­вить их жить по христианским заповедям, - потому что тогда мы или вызовем в детской душе протест, противление всему, или же ре­акцию приспособления — он станет это де­лать для нас. И тогда фальшью, лицемерием мы убьем в нем живое, искреннее желание веры. Когда мы начинаем заставлять ребен­ка или когда начинается откровенная по­купка: «Сходи в храм и тогда тебе будет то-то и то-то», то ребенок, может быть, и пой­дет, но в результате мы вырастим циника. Человека ни горячего, ни холодного, а так называемого теплохладного, который и плохому не противится, и хорошее не под­держит. Можно раз или два раза под давле­нием привести ребенка в храм, заставить молиться, но в конечном итоге такое наси­лие приведет к раздвоенности, серьезным духовным проблемам.

- То есть ребенка надо побудить самому сделать шаг к Богу.

- Да, и когда он его сделал, поощрить. Ведь это часто требует от ребенка волевого усилия. Рано проснулся в воскресенье, единственный день, когда можно отоспаться, пришел в храм — это поступок, встал на молитву — и это поступок. И мы должны заметить это, подчеркнуть его взрослость. Так, постепенно, появляются и личный религиозный опыт, и укорененность.

- Но ведь ребенок растет, меняется его восприятие мира, и рано или поздно бабушкина схема «не пошел в храм — разбил себе коленку» перестает работать, он вырастает из нее. Более того, он не хочет верить в карающего, наказывающего Бога.

- До какого-то возраста, до отрочества, детям еще можно что-то объяснять так, потому что в этот период они нуждаются в том, чтобы им очертили рамки, границы. Но когда дети вырастают, такой язык им уже не подходит. И видя, что не каждый раз, когда он пропускает службу, он разбивает коленки, он начинает осознавать свою безнаказанность.

Когда дети вырастают, у них появляется новое ощущение мира, они пересматривают свои позиции на многое, и нам надо вовремя заметить это.

- Да, матери часто жалуются на то, что подросток перестает ходить в храм, он охладевает к тому, что раньше делал охотно. Что тут можно посоветовать?

Не заставлять. Нельзя лишать ребенка Богоданного права выбора — ведь Сам Бог дает нам его. Это приведет к печальному результату, когда подросток, реагируя на нажим, озлобится, причем не только на родителей, но и на то, что ему пытаются привить. Есть только один способ — надо помочь ребенку своим духовным опытом. Тут ведь вопрос совершенно другого качества отношений: хочешь, чтобы ребенок вернулся в храм, — молись за это. И недаром в Молитвословах так много молитв матерей о своих неразумных чадах. И когда мать теряет контакт с ребенком — это знак того, что надо усилить свою молитву о нем. Никакие внешние действия тут не помогут, наоборот, они могут только разрушить многие связи. Укрепиться можно только молитвой, и тут важно самой верить в то, что зерно, брошенное в младенчестве, с Божьей помощью прорастет, что Господь «и намерения сердца приемлет», и то, что невозможно для человека, возможно для Бога.

Язык общения с ребенком — это язык любви, а любовь долготерпит. Когда матери трудно, когда кажется, что понимание утеряно, надо подумать, насколько важно то, что мы закладываем в души наших детей.

Ведь мы не можем изолировать их от жизни — от болезней, страданий, смертей близких... Знаете, я часто вспоминаю письмо одной девочки, которая болела раком и медленно умирала. Она написала маме такие слова: «Мама, ты научила меня всему, но ты не научила меня умирать».

- А разве этому можно научить?

- Подождите, я сейчас о другом. Я хочу, чтобы мы задумались: откуда у десятилетней Девочки такая глубина чувств и мысли. Детская душа еще очень чиста, она восприимчива к Богу, она близка к Нему. Не случайно Христос говорил «...если... не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18. 3). Думаю, что тот, кто научит человека помнить о смерти, тот научит его жить... Не знаю, можно ли научить умирать, можем ли мы научить жить, но знаю, главное — мы должны научить ребенка двум вещам — любви и милосердию. И когда мы приводим ребенка в храм, когда он видит там образ Богородицы с Младенцем, когда он видит распятого Христа, когда он ставит свечку за бабушку, когда мы говорим с ним о предательстве, о жертвенной любви, о смерти, принятой Христом за всех нас, вот тогда мы и учим ребенка любить и сострадать. Мы учим его жить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: