«Да будет украшением вашим»
- Владыка, в одной из прошлых бесед Вы рассказали о том, что появление христианства изменило отношение к женщине. А какой должна быть женщина? Если верить телевизору и глянцевым журналам, то обязательно длинноногой, белозубой, четко знающей, что «она всего достойна», и желательно не старше двадцати пяти — возраста, когда модели выходят на пенсию... А в христианстве сложилось представление, какой должна быть женщина?
- Конечно. В Первом соборном послании святого апостола Петра пишется: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петр. 3. 3—4). То есть главное — красота внутренняя, то, что еще называется одухотворенностью, а не та обертка, не то блестящее внешнее, которому женщина как раз уделяет гораздо большее внимание. А вот что это за качества «нетленной красоты», об этом стоит поговорить отдельно. У нас есть специальный праздник — праздник, посвященный женам-мироносицам...
|
|
- А кто эти жены-мироносицы и что это за праздник?
- Женами-мироносицами называют женщин, «которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему» (Мф. 27. 55), которые «при кресте Иисуса стояли» (Ин. 19. 25), не оставляя Христа в Его страданиях. И которые после Его распятия и погребения пошли к гробу Господню, для того чтобы оказать Иисусу последнюю погребальную почесть: помазать ароматами Его тело. Они первыми видят воскресшего Христа и разносят эту весть. Среди мироносиц в Евангелии упоминается Мария Магдалина, исцеленная Иисусом от злых духов (как сказано, Спаситель изгнал из нее «семь бесов» (Лк. 8. 2) и потом вместе с апостолом всюду следовавшая за Ним. Также в Евангелии называются Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, сестры «четырехдневного Лазаря Марфа и Мария», Сусанна и «иные служащие Христу и ученикам Его от имений своих».
- Эти женщины не только следовали за Христом вместе с Его учениками, слушая и принимая Его учение, они не побоялись прийти на Голгофу — это порыв сердца разделить чужую боль и скорбь.
- Их бесстрашие идет от милосердия, их самоотверженность — от любви, причем любви жертвенной. Жены-мироносицы олицетворяют для нас все лучшее, что есть в женском сердце: искренность, способность к состраданию, преданность, чистоту сердечных порывов и способность любить так сильно, что уже сама эта любовь поднимает их до высот человеческого духа. Поэтому всю третью неделю по Пасхе, светлому празднику Воскресения Христова, Церковь посвящает свою службу евангельским повествованиям о явлении воскресшего Господа святым женам-мироносицам.
|
|
Вера и действенная любовь не дают нашему миру погибнуть. Посмотрите, кто у нас в основном стоит в храмах? Женщины. И еще дети, которых они приводят. А кто приходил в храмы в годы гонений, кто тихонько приводил туда близких, кто по ночам учил детей словам молитвы? Наши бабушки, мамы, сестры. Я думаю, что женщина по природе своей, часто инстинктивно, идет в храм, чтобы получить там опору и защиту для детей, близких.
- И не случайно три главные христианские добродетели — Вера, Надежда и Любовь имеют женские имена. Владыка, но в христианстве у женщины скорее подчиненное положение, почему?
- Не подчиненность, а иерархия. Мы уже писали о той иерархии во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, которая была установлена Богом. Вот как апостол Павел говорит об этом: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2. 11-15). Только не надо понимать все упрощенно, здесь речь идет в первую очередь об иерархии в творении человечества, о том, как были сотворены мужчина и женщина. И важно понять, что эта иерархия была неслучайной, она содержала в себе колоссальную защиту человека от тех путей развития, которые могли привести к катастрофе всего человечества. И если посмотреть внимательно, то мы убедимся, что те кризисы — социальные, демографические, которые сотрясают различные общественные системы, в основе своей содержат нарушение этой Богом данной иерархии.
- Я тут сразу предвижу упреки женщин, которые в апостольской фразе: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф. 5. 22—23), увидят ущемление свободы женщины, прав ее личности и так далее.
- Но дело в том, что сразу после этих слов идут следующие: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5. 25). Иерархия подразумевает ответственность, и посмотрите, какую великую меру этой ответственности устанавливает апостол Павел: «как Христос». И еще один момент: когда в полемических целях вырывают из текста того же Послания к Ефесянам фразу: «жена да боится своего мужа», то при этом забывают, что целиком она звучит так: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя»; и только потом идут слова: «а жена да боится своего мужа». (Еф. 5.33).
Есть в женской природе какая-то тайна, неразгаданность. В том, как женщина сердцем понимает и чувствует мир. Помните Евангельский эпизод, когда Архангел Гавриил является Деве Марии и обращается к Ней: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». А Богородица, сказано, «смутилась от слов его». И тогда Ангел ей говорит: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк. 1. 28-31); Мария в растерянности, Она спрашивает: «как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк. 1. 34-35). И тогда Она говорит самые удивительные слова: «...се (то есть «вот»), Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1. 38). Это очень сокровенное: в таком принятии воли Божьей, смирении и заключена суть женственности.
Я думаю, что есть что-то страшное, губительное для всего человечества в том, что эту тайну, это сокровенное женственное, разрушают. Общество навязывает свои стандарты: женщина должна быть активной, даже агрессивной, она должна к чему-то стремиться полагаться только на себя и т. д. Но исчезает тайна, разрушается само женское естество.
|
|
Я знал одну девушку, которая в детстве попала в аварию и получила серьезную травму: у нее практически не было носа, хирурги кое-что сделали, но лицо, конечно, было изуродовано... С детства она ходила в храм, пела на клиросе. Она выросла хорошим, порядочным человеком, поступила в медицинский институт: днем училась, а вечером приходила в храм. И по тому, как она немного дичилась сверстников, избегала шумных молодежных компаний, можно было понять, что она просто не допускала для себя мысли, что ее кто-то полюбит. И вот там же, на клиросе, она познакомилась с молодым человеком, и как-то уж очень долго у них налаживались отношения — видно было, что она просто не верила в возможность для себя любви и женского счастья. Много времени прошло, пока у них все сложилось, но ничего, Господь управил, сейчас там хорошая семья...