Беседа 4

«Да будет украшением вашим»

- Владыка, в одной из прошлых бесед Вы рассказали о том, что появ­ление христианства изменило отношение к женщине. А какой должна быть женщина? Если верить телевизору и глянцевым журналам, то обязательно длинноногой, белозубой, четко знающей, что «она всего достойна», и желательно не старше двадцати пяти — возраста, когда модели выходят на пенсию... А в христи­анстве сложилось представление, какой должна быть женщина?

- Конечно. В Первом соборном послании святого апостола Петра пишется: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петр. 3. 3—4). То есть главное — красота внутренняя, то, что еще называется одухотворенностью, а не та обертка, не то блестящее внешнее, которому женщина как раз уделяет гораздо большее внимание. А вот что это за качества «нетленной красоты», об этом стоит поговорить отдельно. У нас есть специальный праздник — праздник, посвященный женам-мироносицам...

- А кто эти жены-мироносицы и что это за праздник?

- Женами-мироносицами называют женщин, «которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему» (Мф. 27. 55), которые «при кресте Иисуса стояли» (Ин. 19. 25), не оставляя Христа в Его страданиях. И которые после Его распятия и погребения пошли к гробу Господню, для того чтобы оказать Иисусу последнюю погребальную почесть: помазать ароматами Его тело. Они первыми видят воскресшего Христа и разносят эту весть. Среди мироносиц в Евангелии упоминается Мария Магдалина, исцеленная Иисусом от злых духов (как сказано, Спаситель изгнал из нее «семь бесов» (Лк. 8. 2) и потом вместе с апостолом всюду следовавшая за Ним. Также в Евангелии называются Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, сестры «четырехдневного Лазаря Марфа и Мария», Сусанна и «иные служащие Христу и ученикам Его от имений своих».

- Эти женщины не только следовали за Христом вместе с Его учениками, слушая и принимая Его учение, они не побоялись прийти на Голгофу — это порыв сердца разделить чужую боль и скорбь.

- Их бесстрашие идет от милосердия, их самоотверженность — от любви, причем любви жертвенной. Жены-мироносицы олицетворяют для нас все лучшее, что есть в женском сердце: искренность, способность к состраданию, преданность, чистоту сер­дечных порывов и способность любить так сильно, что уже сама эта любовь поднимает их до высот человеческого духа. Поэтому всю третью неделю по Пасхе, светлому пра­зднику Воскресения Христова, Церковь по­свящает свою службу евангельским повест­вованиям о явлении воскресшего Господа святым женам-мироносицам.

Вера и действенная любовь не дают наше­му миру погибнуть. Посмотрите, кто у нас в основном стоит в храмах? Женщины. И еще дети, которых они приводят. А кто приходил в храмы в годы гонений, кто тихонько приво­дил туда близких, кто по ночам учил детей словам молитвы? Наши бабушки, мамы, сестры. Я думаю, что женщина по природе своей, часто инстинктивно, идет в храм, чтобы получить там опору и защиту для детей, близких.

- И не случайно три главные христианские добродетели — Вера, Надежда и Любовь имеют женские имена. Владыка, но в христианст­ве у женщины скорее подчиненное положение, почему?

- Не подчиненность, а иерархия. Мы уже писали о той иерархии во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, которая была установлена Богом. Вот как апостол Павел говорит об этом: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде со­здан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2. 11-15). Только не надо понимать все упрощенно, здесь речь идет в первую очередь об иерархии в творении человечества, о том, как были сотворены мужчина и женщина. И важно понять, что эта иерархия была неслучайной, она содержала в себе колоссальную защиту человека от тех путей развития, которые могли привести к катастрофе всего человечества. И если посмотреть внимательно, то мы убедимся, что те кризисы — социальные, демографические, которые сотрясают различные общественные системы, в основе своей содержат нарушение этой Богом данной иерархии.

- Я тут сразу предвижу упреки женщин, которые в апостольской фразе: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церк­ви» (Еф. 5. 22—23), увидят ущемление свободы женщины, прав ее личности и так далее.

- Но дело в том, что сразу после этих слов идут следующие: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5. 25). Иерархия подразумевает ответственность, и посмотрите, какую великую меру этой ответственности устанавливает апостол Павел: «как Христос». И еще один момент: когда в полемических целях вы­рывают из текста того же Послания к Ефесянам фразу: «жена да боится своего мужа», то при этом забывают, что целиком она звучит так: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя»; и только потом идут слова: «а жена да боится своего мужа». (Еф. 5.33).

Есть в женской природе какая-то тайна, неразгаданность. В том, как женщина серд­цем понимает и чувствует мир. Помните Евангельский эпизод, когда Архангел Гаври­ил является Деве Марии и обращается к Ней: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; бла­гословенна Ты между женами». А Богородица, сказано, «смутилась от слов его». И тогда Ангел ей говорит: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк. 1. 28-31); Мария в растерянности, Она спрашивает: «как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк. 1. 34-35). И тогда Она говорит самые удивительные слова: «...се (то есть «вот»), Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1. 38). Это очень сокровенное: в таком принятии воли Божьей, смирении и заключена суть женственности.

Я думаю, что есть что-то страшное, губительное для всего человечества в том, что эту тайну, это сокровенное женственное, разрушают. Общество навязывает свои стандарты: женщина должна быть активной, даже агрессивной, она должна к чему-то стремиться полагаться только на себя и т. д. Но исчезает тайна, разрушается само женское естество.

Я знал одну девушку, которая в детстве попала в аварию и получила серьезную травму: у нее практически не было носа, хирурги кое-что сделали, но лицо, конечно, было изуродовано... С детства она ходила в храм, пела на клиросе. Она выросла хорошим, порядочным человеком, поступила в медицинский институт: днем училась, а вечером при­ходила в храм. И по тому, как она немного дичилась сверстников, избегала шумных мо­лодежных компаний, можно было понять, что она просто не допускала для себя мысли, что ее кто-то полюбит. И вот там же, на клиросе, она познакомилась с молодым человеком, и как-то уж очень долго у них налаживались отношения — видно было, что она просто не верила в возможность для себя любви и женского счастья. Много времени прошло, пока у них все сложилось, но ничего, Господь управил, сейчас там хорошая семья...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: