- Владыка, сегодня хотелось бы поговорить об одном из семи Таинств Церкви — Таинстве Покаяния, или Исповеди. Как мне кажется, именно с этим очень важным событием духовной жизни человека чаще всего происходит подмена. Исповедаться бегут не в храм, а к подружкам или психологам. В чем тут дело?
- Исповедь — это ведь не просто совет, как выжить или выйти из той или иной ситуации. Это больше, чем повседневная жизнь, это гамлетовское «быть или не быть», вопрос смысла человеческого существования. Вовлеченность человека в постоянный процесс земного мира отстраняет его от духовных проблем, в каждом из нас сильно увлечение ложными ценностями. Но вот когда человек все-таки вырывается из этого ритма, отстраняется от постоянного калейдоскопа событий, то есть на время остается наедине с собой, а это чаще всего случается во время болезней, вот тогда он задумывается над самым главным вопросом: «С чем я приду к Богу?» И только исповедь способна восстановить в человеке чувство реальности, дает ему возможность осознать его реальное положение по отношению к Богу, к природе, ко всему творению. Очень важно не потерять эту соотносимость — где твое место, в каком ты положении — может быть, ты раб своих страстей, и уже они ведут тебя. И с этим невозможно прийти к подруге, потому что она не сможет вместить это до конца. Ведь у каждого человека есть некий порог вместимости чужих проблем и горя. Поэтому здесь, в этом мире, человек не может найти того, кто бы мог вместить в себя все то, что его волнует.
- Значит, надо идти в храм — лечебницу, где ты можешь оздоровить свой внутренний мир?
- Важно понимать, что и священник все это в себя не вмещает, он не может своими илами простить грехи, хотя бы потому, что человек. Священник только свидетель того, что происходит в этот момент. А принимает на себя все Христос и Своей благодатью, Своим искупительным подвигом Он отпускает грехи. Приход на исповедь - это не приход к психологу или психоаналитику, которые своими знаниями помогают человеку решить проблемы внутреннего свойства. Исповедь — это освобождение от греховного груза, это обновление человека. И грехи отпускает Христос, Своим искупительным подвигом, а священник только свидетельствует перед Богом, что да, ты сказал, это произошло. Поэтому-то священник все время говорит: «Властию Его мне данной, прощаю и разрешаю». И о том, что человек освободился от греховного груза, священник свидетельствует разрешительной молитвой.
- Для того чтобы назвать свои грехи, их надо увидеть.
- Конечно, исповедь требует и предварительной «диагностики» души. Для того чтобы обнаружить в себе грех, надо иметь время, чтобы остаться наедине с самим собой и обратиться к Богу. Не случайно в посту постоянно читается молитва преподобного Ефрема Сирина, где постоянно повторяется: «Господи, даруй мне зрети мои прегрешения...» Оказывается — это тоже дар, видеть свои собственные грехи, и этот дар дается нам благодатью Христовой. То есть должен быть внутренний акт подготовки к исповеди, для этого есть простой способ — прочитать Десять Заповедей, еще ветхозаветных заповедей Моисея, и каждую примерить к себе. И должно быть вхождение в себя посредством молитвы. Мы через молитву обращаемся ко Христу, а Христос через молитву приходит к нам и говорит — вот здесь у тебя плохо. Молитвы эти самые простые: «Отче наш...», «Богородице Дево, радуйся...»
Дело в том, что порой мы не можем увидеть наш внутренний образ из-за того, что грех уводит нас в обольщение, успокаивает. При рождении каждый наделяется образом и подобием Божьим — это и качества души, и религиозно-нравственные чувствования, и свобода выбора, и бессмертие души. И внутренний образ, который запечатлен в человеке, — это тот Божий замысел, который есть в человеке, та направленность, которая ему дана, его предназначение. «Познай себя и ты познаешь Бога», — принцип, который есть в апостольских посланиях, принцип познания для того, чтобы восстановить в себе образ Божий, первообраз, который тебе дан. Ведь Христос говорит: «Будьте как дети», то есть то, что вам дано от Бога, имейте неповрежденным и восстанавливайте, в том числе и посредством исповеди.
- Как часто надо исповедоваться?
- Существует традиция, что человек должен исповедоваться в период многодневных постов, то есть четыре раза в год и еще на день Ангела и на день рождения. Но ведь существует еще и потребность исповеди. Эта потребность придет сама, вначале надо воспитывать привычку. «Посей желание — пожнешь поступок, посей поступок — пожнешь привычку, посей привычку — пожнешь характер, посей характер — пожнешь судьбу».
- Некоторые верующие, готовясь к исповеди, записывают свои грехи на листочек и потом читают с него...
- Это нормальная практика. Ведь бывает, человек только отошел от исповеди и вдруг вспоминает: «А-а, я вот этого не сказал!» И это прямо искушение какое-то, человек решает, что раз он что-то забыл сказать, то, значит, исповедь не принята, теряется чувство чистоты. Это неправильно. Потом эту записку лучше сжечь — зачем надо, чтобы твои грехи кто-то знал. Достаточно того, что ты сказал это Богу, и Бог тебя простит.
- Владыка, наверное, цель исповеди не только в том, чтобы назвать свои грехи, покаяться в них, но и в том, чтобы попытаться изменить свою жизнь.
- Конечно, исповедь не только очищает, освобождает человека, она дает ему силу на новую жизнь. Потому ее называют «вторым крещением», когда человек рождается, обновляется в Таинстве Исповеди, подобно тому, как он духовно рождается в купели. И такой купелью становятся слезы кающегося Человек как бы купается в этих слезах, и это настоящее покаяние, возрождение для жизни вечной. И тут очень важно для кающегося воспринять то, что тебе говорит священник. Ведь раз священник свидетель, раз здесь нет интриги судебного процесса, то, значит, то, что он говорит тебе, — это не приговор, это не попытка тебя в чем-то обвинить, это попытка помочь. Когда священник говорит какие-то слова или даже накладывает епитимию, то в этом желание, чтобы ты глубинней прочувствовал всю тяжесть греха, чтобы потом же спасти тебя.
- А что такое епитимия?
- Епитимия — это некое духовное наказание, которое назначается священником, если он считает, что ты не до конца осознал то, что ты делаешь. Епитимия может заключаться в том, чтобы человеку прочитывать определенное количество молитв каждый день, или назначаются поклоны. Епитимия устанавливается духовником с тем, чтобы помочь человеку изменить свой образ жизни.
- А на основании чего она накладывается?
- Существуют канонические правила, они сложились очень давно и касаются всех сторон жизни.
- Чей суд творится во время исповеди?
Ну конечно, если исповедуешься Богу, и Бог Своей благодатью тебя прощает, то это суд Божий.
- Есть ли разница между судом Божьим и тем, что творят люди?
- Очень важное отличие. Если людской суд чаще всего руководствуется формальным признаками факта, как некоего действия, то для Таинства очень важна мотивация, то есть то, что именно движет человеком. Возьмем пример с абортами. Предположим, что две женщины сделали одно и то же. Но одна сделала это походя, а другая потому, что возникла угроза ее жизни. Факт один и тот же, а мотивация разная. Но все это предусмотрено Канонами. Есть «икономия» — это снисхождение, и «акривия» — ужесточение применения Канонов. «Акривия» применяется тогда, когда человек далек от раскаяния, а «икономия» тогда, когда есть искреннее раскаяние или же какие-то жизненные обстоятельства, которые не позволяют поступить иначе, например, ставят под угрозу жизнь.
- Получается, что есть какая-то табель о рангах греховная?
- Вот тут есть сложность, из-за которой я всегда ухожу от разговора о ранжире. Природа человека такова, что он всегда ищет какие-то лазейки. Это как в известной ситуации с послушником монастыря, который в среду, постный день, идет вокруг монастыря, ест яйцо, а навстречу настоятель, который говорит: «Что ж ты делаешь?» А монах в ответ: «А я в пути!» — а в пути можно. Так вот, как только человек слышит о возможности хоть малейшей лазейки совершить что-то или приуменьшить значение того или иного греха, то он моментально пользуется этим. И все рассуждения о ранжире чаще всего бывают во вред людям. Это дело духовника определять степень греховности. Это действительно очень тонкая сфера человеческой внутренней жизни, я бы не хотел в нее вторгаться. Просто надо знать, что есть помощь и возможность исцеления, и это исцеление дает Сам Христос через исповедь. И если человек не придет вовремя на исповедь, если он в себе глушит эту потребность, то в конце концов он впадает в отчаяние, а это приводит к разрушительным процессам духовного свойства. Поэтому важно употребить усилие воли и сделать шаг навстречу Богу.
- Владыка, а почему надо исповедоваться не только в делах, но и в помыслах?
- Потому что помыслы управляют нами, они определяют мотивы наших поступков. Святые отцы всегда различали степень греховности человека. Например, есть так называемые прилоги — мысли, результат некоего воздействия «духов злобы поднебесных». Если человеку пришла такая мысль, и он ее отогнал, то тут греха нет, это не его. Если эта мысль остановилась, человек начал ее рассматривать, оценивать, вступать с ней в диалог — это уже «сочетание». И на этом этапе, если он поисповедовался, то это не считается грехом, это просто борьба, происходящая в человеке. Следующий этап — это «сложение», когда человек ищет повода для реализации своей греховной мысли, человек уже внутренне согласился, что он это сделает, и он только ищет повод, как это устроить. Это уже грех, который надо исповедовать, и он вообще-то наказуем. Следующая стадия — стадия воплощения греха. И уж если и тогда человек не остановился, то это уже постоянный грех, который превращается в страсть. Человек становится одержимым — это высшая степень греховности. Это как наркозависимость, в которой человек может себе не признаваться, но жить без наркотиков он уже не может. Поэтому чем раньше человек освободится от греховной мысли, тем лучше.
- Часто после исповеди верующие сразу же идут причащаться. Но ведь это два разных Таинства?
- Да, это два самостоятельных Таинства. Тут надо понимать, что исповедоваться можно в любой момент, тогда как к Причастию должна быть особая подготовка. Просто желательно, чтобы человек, очистившись, вынув из себя всю грязь, наполнил бы сосуд своей души благодатью Божьей.
- Владыка, а что делать, если семья невенчана — каждый раз исповедоваться в грехе?
- В апостольских посланиях сказано: «...неверующий муж освящается женою верующею» (1Кор. 7.14) и наоборот. И если жена молится, то она вымаливает мужа. И если жена любит мужа, то она употребит все средства, чтобы его крестить. Хотя многое, конечно, зависит от характера мужа, есть такие, которые если почувствуют хоть какое-то давление, то не будут делать этого принципиально. Тут нет общих рецептов — молись ко Господу, и Он подскажет твоему сердцу путь.