Невеста. Любой архетипический образ имеет двойственный характер; он обладает и позитивной, и негативной частью. В сказке это можно проследить и в образах яги, змея, невесты, и других персонажей. Юнг писал: «Все архетипы имеют как позитивный, благоприятный, светлый, вверхуказующий аспект, так и указующий вниз, частично негативный и неблагоприятный, частично лишь хтонический, но в дальнейшем — нейтральный аспект» [16, с. 99].
Так невеста, «с одной стороны, она> правда, верная невеста, она ждет своего суженого, она отказывает всем, кто домогается ее руки в отсутствие жениха. С другой стороны, она существо коварное, мстительное и злое, она всегда готова Убить, утопить, искалечить, обокрасть своего жениха, и главная
306 _____________________________________________________ Н, Л, Смирнова
задача героя, дошедшего шш почти дошедшего до ее обладания, — это укротить ее. Он делает это весьма просто: трех сортов прутьями он избивает ее до полусмерти, после чего наступает счастье.
Иногда даревна изображена богатыркой, воительницей, она искусна в стрельбе и беге, ездит на коне, и вражда к жениху может принять формы открытого состязания с героем.
|
|
Два вида царевны определяются не столько личными качествами царевны, сколько ходом действия. Одна освобождена героем от змея, он ее спаситель. Это тип кроткой невесты. Другая взята насильно. Она похищена или взята против ее воли хитрецом, который разрешил ее задачи и загадки, не испугавшись того, что головы его неудачливых предшественников торчат на тестах вокруг ее дворца» [6, с. 298].
На символическом уровне в образе невесты, задающей загадки, мы имеем дело с проявлениями негативного аспекта Анимы {внутренней женской половины в мужчине). В своей негативной функции Анима стремится к уничтожению мужского начала, превращая мужчину в слабого зависимого человека. Вот как описывает фон Франц это проявление Анимы: «Намного более тонкая и трудноуловимая манифестация негативной Анимы обнаруживается в некоторых сказках в облике принцессы, которая просит своих поклонников разгадать ряд загадок или же спрятаться у нее лод самым носом. <...> Анима в этом обличье вовлекает мужчин в деструктивную интеллектуальную игру. Последствия выходок этой формы Анимы мы можем заметить во всех тех невротических псевдоинтеллектуальных диалогах, которые препятствуют тому, чтобы мужчина непосредственно входил в соприкосновение с жизнью и-ее реальными проблемами. Такой мужчина размышляет о жизни столь много, что не может проживать эту самую жизнь, он теряет способность к спонтанному чувству, а вместе с ним жизненную отзывчивость и общительность» [9, с. 227].
|
|
Но в сказке герой с честью выдерживает все испытания и тем самым завоевывает невесту. Вновь обратившись к Проппу, можно констатировать, что трудные задачи испытывают силу героя, но не физическую, а силу иного рода — магическую, которая воплощается в помощнике. Анализ содержания некоторых из задач позволяет сделать выводы о том, что это за сила.
1. Задачи на поиски. Героя отправляют в тридесятое царство за разными предметами: жар-птицей, свинкой — золотой щетинкой, золотой веткой, золотыми яблоками. «Тем самым
Психологические особенности русской волшебной сказки 307
героя испытывают на предмет его побывки в ином мире. От героя хотят узнать, был ли он в преиподней, в солнечном царстве, в ином мире. Только тот, кто побывал там (и приобрел волшебного помощника), имеет право на руку царевны [6, с. 311]. Переводя это на язык аналитической психологии, можно сказать: «Только тот, кто разобрался с собственной тенью с помощью знания и интуиции, может обручиться с анимой».
2. Дворец, сад, мост. Часто от героя требуется насадить чудесный сад, построить золотой дворец и мост к нему. «Смотри, чтоб завтра к рассвету на седьмой версте на море стояло царство золотое и чтоб оттуда до нашего дворца сделан был мост золотой, тот мост устлан дорогим бархатом, а около перил по обеим сторонам росли бы деревья чудные, и певчие б птицы разными голосами воспевали. Не сделаешь к завтрему — велю четвер-тить тебя» [цит по 6, с. 312]. Мотив постройки золотого дворца связан с золотым дворцом в тридесятом царстве. По сути, в сказке говорится, что задача героя — выстроить такой же дворец. Как было показано выше, дворец, сад символизируют новый центр, появляющийся в человеке по мере его развития — его Самость. Задача же, которая ставится перед героем — перенести эту обретенную внутри него целостность в реальный мир, воплощая ее в реальных жизненных действиях и отношениях.
3. Испытание баней. Весьма распространенным мотивом в сказке является мотив овладения героем природными стихиями, в частности, стихией огня. Для этого герою предлагается задача просидеть в горячей бане. «Та баня топилась три месяца, и так накалена была, что за пять верст нельзя было подойти к ней. Герой теряется. «Что вы, с ума сошли? Да я сгорю там!» Но тут он вспоминает о своих помощниках, среди которых... Мороз-Трескун. «Я, батюшка! Мое дело ребячье*. -Живо вскочил в баню, в угол дунул, в другой плюнул — вся баня остыла, а в углах снег лежит». Этой задачей герой доказывает, что, обладая помощником, он владеет стихией [б, с. 315]. Можно сказать, что побывав в ином мире, в мире бессознательного, человек соединяется с силой, позволяющей ему контролировать собственные сильные эмоции, охлаждая их трезвым рассудком.
4. Узнать искомого. Эта задача отыскать одного из 12 равных. Так, герою может задаваться задача узнать меньшую из 12 дочерей, она и есть его невеста. На основании анализа ряда материалов Пропп делает вывод, что «... искомый в ином царстве не имеет своего индивидуального облика. Все находящиеся
там имеют одинаковый облик» [6, с. 323]. Описывая глубинные и*
308 _____________________________________________________ Н. Л. Смирнова
слои человеческой психики, Юнг показал, что на уровне коллективного бессознательного «человек перестает быть отдельным индивидом и его душа сливается с душой человечества — душой не сознательной, а бессознательной, где мы все одинаковы» [13, с. 41]. Таким образом, особенность Анимы заключается в ее принадлежности к коллективному бессознательному и при ее посредничестве герою удается достигнуть этого уровня. В этом сказочном эпизоде образно передается идея Юнга об Аниме как о проводнике в мир глубинных образов бессознательного.
5. Брачная ночь. Иногда в сказках встречается еще одно испытание — это испытание первой ночи. Общую картину испытаний первой брачной ночи мы находим у Проппа. *Чаще всего мы встречаем наложение тяжелой руки. Об этой опасности знает помощник и предупреждает царевича. «Да смотрите, ваше величество, не плошайте. Первые три ночи станет она вашу силу пытать, наложит свою руку и станет крепко-крепко давить; вам ни за что не сдержать».
|
|
Наложение рук — не простое испытание силы. Царевна стремится задушить своего жениха. «Наложила королевна на него руку, наложила и другую, потом взгребла подушку и начала его душить».
Иногда все женихи царевны в первую ночь таинственным образом умирают. <...>...в чем бы ни состояла опасность, в наложении ли рук или в удушении, или во внезапной и непонятной смерти жениха, или в том, что к царевне летает змей — выход всегда один. Место жениха заступает его помощник. «Лежишь ты с женой, а уйди-ка, бог с тобой! Я лучше с ней полежу». Или: *Коли хочешь быть жив, позволь мне лечь с королевной на твое место». <...> Эти случаи показывают с достаточной ясностью, что мы здесь имеем дело с некоторой сказочной нормой, с некоторым каноном, по которому лишение девственности производит не сам жених, а его магически вооруженный и могущественный помощник...
Этим не исчерпываются события первой ночи. Обычно после укрощения помощник берет трех сортов прутья и истязает царевну. «Мишка водовоз схватил ее за шиворот, ударил ее о пол, иссек два прута железных, а третий медный. Бросил ее как собаку... «Ну, Иван-царевич, вались на постель, теперь ничего не будет» [6, с. 326].
В сказке сообщается об опасности, которая исходит от царевны, и опасность эта сексуального характера. Более ясно это
Психологические особенности русской волшебной сказки309
видно, если обратиться к мифологическому материалу. Так, Штернберг приводит случай из гиляцкого фольклора (цит. до Проппу), «...шесть человек айну поехали бить тюленя и заблудились. Они приезжают «ва ту сторону». Там на помосте сидят шесть женщин и чистят рыбу. Женщины зазываю гостей к себе в юрту и устраивают богатый пир. «на нары забрались, легли, уснули. Спустя некоторое время один из них встал, спустился, вот к женщине на постельке лег, вот пошептались, вот на нее забрался, «ой, ой, ой!» И умер». То же происходит со вторым. «Их хозяин встал, вышел, на берег спустился, круглый камень взял, понес, в юрту принес, на нару забрался. Полежав, встал к женщине, лежавшей на левой на-ре, на конце, примыкающем к средней наре, к ней подошел, поднялся, на постельку ее лег, пошептался, затем скрежет раздался; он поверх ее забрался, вот камень всадил, она укусила, зубы все поломала ничего не оставила». Дальше все идет беспрепятственно, женщина обезврежена».
|
|
Здесь отчетливо прослеживается страх перед женскими гениталиями — женщина имеет в промежности зубы (Можно видеть, что такое психоаналитическое понятие как страх кастрации имеет архетипический характер). Таким образом, «мужской страх перед женщиной направлен против нее как сексуального существа» [10, с. 84]. Глубоко психологичную характеристику этого женского могущества мы находим у Проппа. «Эти зубы — символ, образное выражение ее могущества, превосходства над мужчиной. Вырывание зубов и истязание есть явление одного порядка: этим женщина лишается силы.
Отныне царевна покорна и слушается мужа.... Но есть еще одна область, где мужчина все еще боится женщины, сильной и. властной своей способностью производить потомство. Власть женщины основывается и исторически на сексуальном начале. Этой сексуальностью она и сильна, и опасна. Выражено ли это образом зубов, или наложением руки, или удушением — это не так существенно. Страх брачной ночи есть страх перед еще не сломленной властью царь-девицы. Этой власти ее лишают, лишают силой посвящения, через которое проходит только мужчина» [6, с. 330].
Если же взглянуть на это как на исключительно внутренний процесс, то можно сказать, что у каждого мужчины существует страх перед своей внутренней женской частью. Если он отвергает свою фемининную часть, то она мстит ему приступами плохого настроения, неустойчивыми эмоциональными
310 _____________________________________________________ И Л Смирнова
состояниями, принимая же ее, устанавливая отношения со своей женской частью, ам достигается возможность ее трансформации из врага в союзника, что ведет к ощущению большей целостности и полноты жизни.
Воцарение героя. После того, как герой справляется с трудными задачами, происходит его брак с царевной и воцарение. Причем воцарению героя предшествует умерщвление старого царя. Способы, которыми убивается царь в сказке — разные. «Царь иногда убивается при помощи добытых волшебных предметов. Магическое оружие героя здесь служит причиной смерти царя. Для этого могут служить даже гусли-самогуды. «Дурак заложил свои уши цветком, пришел к королю и заставил играть гусли-самогуды. Только заиграли гусли, как и сам король и его бояре и стража придворная — все заснули; дурак снял со стены булатный меч и убил короля». «Эй, дубинка, бей, колоти!» Дубинка бросилась, раз-другой ударила и убила злого короля до смерти. А дурак сделался королем и царствовал долго и милостиво► [6, с. 337].
Иногда гибель старого царя происходит иначе, ему предлагают перейти по веревке или жердочке через яму. Это происходит в тех сказках, где герой добывает невесту для старого царя. Герою здесь помогает сама невеста: «Когда бы ты по мне сваталси, я бы за тебя пошла, а ты меня за старичка сватал, молоду-то девушку. Сейчас придем к ему, а у него яма копана, бревна на ей положены, ёра да трава яму кроют. Он и скажет: «давай, пройди по этому месту, товда Елену Прекрасную возьмешь за себя». А ты скажи: «Сам туда пройди». А как станет он на середь ямы, ты бревно-то ногой пошевели.... Стал старицок проходить. Дошел до середины. Иван Быкович бревно ногой пошевелил. Пал старицок в яму, а в яме прутья железные с перстье лежат. Он тут и кончился» [7, с. 369J.
Еще одним испытанием, приводящим к смерти старого царя, является испытание кипящим молоком. «Мы еще не можем венчаться: ты стар, я — молода; я знаю средство сделать тебя молодым: поставь на дворе два котла — один с козлиным молоком, другой — с водой; чтобы к вечеру все было готово». Иван выкупался и стал таким молодцом, что и нельзя и сказать, а царь тот в котлах и сварился» [цит по 6, с. 340].
По сути дела на этом сказка заканчивается. В чем же заключается внутренний смысл данного эпизода? Женитьба на царевне и воцарение означает соединение противоположностей и достижение целостности. Что же означает смерть старого
Психологические особенности русской волшебной сказки 311
царя? В литературе по аналитической психологии встречается описание архетипической фигуры Сенекса (Senex — в переводе с латыни — «старый человек», «старик»), который поддерживает установившиеся коллективные нормы и установки, воплощает в себе такие черты как стабильность и консерватизм, сопротивление ко всему новому. «В то время как старый король является воплощением одряхлевшей и полностью истощившейся системы коллективного сознания, молодой король воплощает новый символ Самости» [цит по 3, с. 127]. Таким образом, смерть старого царя означает умирание отживших психических структур; на другом уровне, здесь проявляется архетипическая тема «смены поколений».
Возвращение. В сказке существует мотив, связанный с возвращением героя из иного царства. Это возвращение может принимать различные формы и не иметь в сказке определенного места. Это может быть возвращение героя с волшебными предметами и убийство его собственными братьями, а затем возрождение его волшебным помощником, это может быть бегство героя с бросанием волшебных предметов, или бегство и преследование с превращениями. По смыслу все эти формы передают сложность возвращения из царства мертвых в царство живых. Перенося сказочные события на процесс личностного роста, можно сказать, что после обретения внутреннего единства предстоит этап интеграции этого внутреннего опыта в контекст обычной, реальной жизни. «Потому что возвратиться в этот мир не так просто, как может показаться, для этого надо пройти (и мифы говорят нам о том же) через не менее серьезное приключение для героев, суть которого состоит в том, чтобы перебросить мост между волшебным миром я обычным, в который он должен зернуться в качестве носителя опыта, вдохновения и руководства» [4, с. 30].
Итак, мы проследили эволюцию сказочного героя, от попадания его в лес к яге, приобретения им волшебного помощника, победившего змея и завоевавшего царевну, до его победного воцарения. Опираясь на представления аналитической психологии о том, что волшебные сказки так же как и мифы рассказывают нам о событиях нашей внутренней жизни, мы попытались взглянуть на русскую волшебную сказку с этой точки зрения и найти связь между процессом индивидуации и событиями, происходящими в сказке, выделить основные архетипы и архетипические темы, отраженные сказкой. При этом мы старались отдавать себе отчет в том, что «ни один архетип не
I
312 _____________________________________________________ Н Л Смирнова
может быть сведен к простой формуле. Он — сосуд, который никогда нельзя ни опустошить, ни наполнить. Он существует в себе только потенциально, и будучи преосуществлен в материале, он уже более не то, чем был только что. Он пребывает косным на протяжении тысячелетий и тем не менее всегда жаждет нового толкования. Архетипы — непоколебимые элементы бессознательного, но они постоянно изменяют свой облик» [16, с. 70].
Литература
1. Боснак Р. В мире сновидений. М., 1991.
2. Джонсон Р. А. Он, Глубинные аспекты мужской психологии. М.,
1996.
3. Мершавка В. Иван-Дурак и Король Рыбак. Послесловие к кн.: Джонсон Р. А, Он. Глубинные аспекты мужской психологии. М., 1996.
4. Наранхо К. Песни просвещения. Эволюция сказания о герое в западной поэзии. С.-П., 1997.
5. Пропп В. Я. Морфология сказки. М., 1969.
6. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986. sm
7. Русская волшебная сказка: Антология. М., 1992. -ц.
8. Сэмыоэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь аналити- ческой психологии К. Юнга. М., 1994. у
9. Фон Франц М.-Л. Процесс индивидуален. // Структура и психики f t
и процесс индивидуации. М., 1996.,
10. Хорни К. Женская психология. С.-П. 1993. |
11. Шлир Д, Психология Юнга. // Структура психики и процесс индивидуации. М., 1996.
12. Юнг К. Г. Психология бессознательного. М., 1994. \
13. Юнг К. Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее
теория и практика. Киев., 1995. "*"
14. Юнг К. Г. Психологические типы. М., 1995.
15. Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Киев., 1996.
16. Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. М., 1996.
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ: ОСОЗНАВАЕМЫЕ И НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ АСПЕКТЫ1
Г. Н. Березина
Жизненный путь человека не сводится к его биографии, ибо история жизни человека откладывается не только в события или поступки, но и во внутренние психические структуры, изменяющие саму личность. Ту личность, которая согласно представлениям С. JI. Рубинштейна, и является субъектом своего жизненного пути, активным творцом своей жизни [8].
Изучение жизненного пути личности неотделимо от изучения личностной организации времени. Теория личностной организации времени в нашей стране разрабатывается К. А. Абульхановой-Славской и ее школой [1, 2]. Именно в личности сходятся воедино прошлое, настоящее и возможное будущее, ибо «личность... опосредует зависимость предшествующего и последующего этапа в ходе жизни» [2, с. 20.]
В нашем исследовании была сделана попытка проанализировать пласт сознательных и неосознаваемых особенностей личности, связанных с ее жизненным путем, или особенностей личностной организации времени жизни.
Наиболее сложно, конечно, адекватно оценивать неосознаваемый уровень личностной организации времени. Для этого была специально разработана оригинальная методика на основе синтеза многих интересных техник. Для получения характеристик неосознаваемого пласта личностной организации времени мы обратились к образной сфере личности. В глубинной психологии прослеживается связь образной сферы (сновидения, галлюцинации, дневные грезы и т. п.) с предсознательными психическими процессами. В подходе, который называется нейро-лингвистическим программированием, предполагается, что в образах в скрытой форме присутствуют все психологические характеристики личности [3]. Роль наглядно-образных элементов
1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, код проекта 94-06-19751.
314 _____________________________________________________ Т. Н Березина
в мышлении человека именно на «начальных стадиях формирования мысли» отмечал С. Л. Рубинштейн [9]. А. А. Гостев выразился еще более определенно: «Образы — язык неосознаваемого» [5, с. 47].
Нами была разработана специальная методика, позволяющая представить жизненный путь личности в виде череды мысленных образов прошлого, настоящего и возможного будущего (трансспективы времени). Термин трансспектива введен в психологическую науку В. И. Ковалевым, он «означает такое психологическое образование, в котором органически объединяются, интегрируются прошлое, настоящее и будущее личности» [7, с. 183]. В нашей работе мы использовали несколько иное понимание трансспективы: предлагали испытуемому другой способ ее построения и иначе анализировали полученные данные. Поскольку трансспектива — это ряд мысленных образов, возникающих у испытуемого, в которых представлены индивидуальные особенности его восприятия, переживания и планирования времени, нам необходимо было научиться извлекать неосознаваемую информацию.
Чтобы преодолеть основные недостатки классической интроспекции: крайний субъективизм испытуемых в оценке своего опыта и невозможность сравнивать данные, полученные двумя разными людьми, — мы применили новую систему анализа образного материала.
Первым принципиальным моментом в нашей работе был подход к образу как к изображению. Основы такого подхода предложены в работе Л. М. Веккера и Б. Ф. Ломова «О чувственном образе как изображении» [4]. Определение образа как изображения позволило нам сформулировать второй важный принцип нашего исследования. Мы решили отказаться от анализа содержания сознания, заключенного ао внутреннем обра-зе,потому что именно это содержание наиболее субъективно и изменчиво, а провели анализ формальных характеристик образа. Это и особенности его мысленного месторасположения*, расположение образа относительно испытуемого (вверху-внизу, справа-слева, впереди-позади), и субъективно оцениваемая относительная величина образа, расстояние до него, четкость-яркость, наличие цвета и движения.
В результате мы могли извлечь следующие характеристики трансспективы:
1. Структурированность трансспективы. Трансспектива считалась тем более структурированной, чем более строгой была'
!
Жизненный путь личности: осознаваемые и неосознаваемые аспекты _____ 315
мысленная последовательность образов, чем она более напоминала функцию от времени и чем сильнее были связаны образы между собой.
2. Наличие -«разрывов» и своеобразных «перегибов» в ровной последовательности образов.
3. Наличие особо выделяющихся образов (более или менее темных, маленьких, неподвижных).
4. Постепенное приближение или удаление образов с течением времени. Многие люди представляют образы прошлого и будущего тем ближе к себе, чем ближе по времени к настоящему представляемое в образе событие. Другие — наоборот.
5. Постепенное уменьшение или увеличение величины мысленной «картинки» (образа) с течением времени. Отдельно оценивались линии прошлого и будущего.
Для нахождения психологических соответствий между этими формальными характеристиками трансспективы и реальными людьми с их конкретным жизненным путем, личностными особенностями, мы использовали, с одной стороны, разработанный 3. Фрейдом, в том числе и для анализа образной сферы (сновидения), метод свободных ассоциаций и, с другой стороны, личностные опросники.
С помощью свободных ассоциаций мы исследовали преимущественно критические точки трансспективы (разрывы, перегибы, выделяющиеся образы) с целью выявления неосознаваемой интерпретации образов, относящихся к тому или иному времени жизни испытуемого. Для оценки сознательных представлений испытуемых о своем жизненном пути мы применили оригинальный опросник жизненного пути личности и опросник планирования будущего В. Ф. Серенковой. Данные опросники представляют собой списки вопросов, частью открвггых, частью закрытых, касающихся особенностей биографии испытуемого. Полученную с их помощью информацию можно объединить в 4 блока: прошлое, настоящее, будущее и активность субъекта.
В настоящей работе подробно анализируются осознанные и неосознаваемые особенности прошлого я настоящего времени жизни личности.
Прошлое. Этот блок включал в себя следующие сведения:
а) этапы жизненного пути. Испытуемому предлагалось разделить свою жизнь на этапы и кратко охарактеризовать каждый этап;
б) наиважнейший временной период. Испытуемому предлагалось уточнить, какой период в его жизни был наиболее важным
316 _____________________________________________________ Т И Березина
для становления его личности (детские, школьные, юношеские, зрелые годы);
в) важнейшие события жизни. Испытуемому предлагалось назвать наиболее важные события, перевернувшие его жизнь, в том числе, связанные с угрозой для жизни, потерей близких, психологическими травмами.
Настоящее. Этот блок включал сведения по одной теме:
а) временные ориентации. Испытуемому предлагалось оценить, на какое время жизни он ориентирован: прошлое, настоящее, будущее.
Все эти вопросы обращены к сознательной части личности. От испытуемого требовалось предварительно осознать те или иные собственные особенности, и только после этого он мог их охарактеризовать. Оценка была, естественно, субъективной и максимально осознанной.
В исследовании приняло участие 50 человек, мужчин и женщин, в возрасте 25-35 лет. Этот возраст нами был выбран специально. С одной стороны, за плечами наших испытуемых уже был определенный жизненный опыт, часть жизненного пути ими уже была пройдена, при этом они уже имели возможность проявить себя как субъекты выбора (выбор специальности, выбор брачного партнера) и даже успели вкусить какие-то плоды этого выбора. С другой стороны, впереди было еще достаточно времени, чтобы строить планы относительно будущего и воплощать их.
В. Ф. Серенкова [10], анализируя масштабность планирования личностью времени, его длительность, стратегичность, прогнозируемость, выделила два способа планирования времени: оптимальный (у испытуемых с долговременной регуляцией) и неоптимальный. В. И. Ковалев также описал два временных стиля: пролонгированный и ситуативный. Исходя из этой важнейшей характеристики организации личностью своего времени, мы разделили испытуемых на две группы, резко различные по своему жизненному пути.
Первая группа — аспиранты — 25 человек. Предшествующий жизненный путь у них был достаточно насыщенным {поступление в ВУЗ, защита диплома, поступление в аспирантуру), от них требовалось проявить свои способности, работоспособность.
Вторая группа — лица без высшего образования. Общая психологическая характеристика представителей этой группы была весьма своеобразной. Все они пришли на краткосрочные
Жизненный путь личности осознаваемые и неосознаваемые аспекты _____ 317
курсы для приобретения «современной, высокооплачиваемой специальности» (менеджмент, бух. учет, массаж). В недалеком прошлом часть из них лишились работы или работа перестала устраивать их материально, другие были на содержании родителей или супругов, и это перестало удовлетворять последних.
Налицо две резко отличающиеся временные стратегии. В первом случае (аспиранты) мы видим ориентацию на деятельность, требующую значительных временных затрат, возможные плоды которой отнесены в неопределенное, достаточно далекое будущее. Испытуемые строят и пытаются воплотить долгосрочные планы, по крайней мере в области выбора специальности и приобретения соответствующего образования. Подобные качества обычно свойственны людям с пролонгированным способом организации времени жизни. Во втором случае испытуемые ориентируются на небольшой промежуток времени, соотносимый с настоящим. В их прошлом отсутствуют реализованные долгосрочные планы, типа получения высшего образования. В настоящем же, решив сменить профессию, они также не склонны тратить на это много времени. Из множества ныне существующих вариантов приобретения новой специальности они предпочли 2—3-х недельные курсы. Таким образом, в реальной жизни эти испытуемые показали ситуативный способ организации времени.
Исследования жизненного пути личности по классификации В. Н. Дружинина [6] относятся к уровню изучения уникальной индивидуальности и это требует от исследователя осторожного подхода к анализу полученных результатов, чтобы за выявлением общих закономерностей не проглядеть индивидуальность, В своей работе «Структура и логика психологического исследования» В. Н. Дружинин рекомендует в качестве наиболее адекватных методов исследования в таких случаях установление сходств (построение размытых классификаций) и описание отдельных случаев.
Исходя из вышеизложенного и сложности нашего объекта изучения, в данной работе мы ограничимся качественным описанием полученных результатов.
Как мы предположили, важнейшие события жизненного пути личности, начала и концы определенных этапов на бессознательном уровне могут отразиться в образной сфере человека. На трансспективе в возрастных точках, соответствующих этим временам, могут наблюдаться разрывы и перегибы в
318 _______________________________________________ Т. Я. Березина
общей последовательности картин; или отдельные образы будут выпадать из общей закономерности.
Отвечая на вопросы опросника, испытуемые на сознательном уровне выделили этапы своей жизни и указали самые значительные события, по большей части совпадающие с на* чалами и концами определенных этапов.
Большая часть испытуемых (54%) выделяла этапы своей жизни, ориентируясь на существующие в обществе социальные представления о том, на какие этапы должна делиться жизнь (детство, отрочество, юность). При таком делении испытуемые также опирались на социально заданные внешние ориентиры, преимущественно деятельного характера (детство до школы; школа, армия, поступление в техникум-ВУЗ — это юность; работа после ВУЗа — зрелые годы).
16% участников нашего эксперимента выделяли этапы своей жизни, ориентируясь на события социальной, эмоциональной жизни (встреча со значимым другим, расставание; дружба, брак, рождение детей).