Загадка имени Божьего

В связи с именем Божьим логичным будет вспомнить одно место Библии, где сказано нечто необычайное для Ветхого Завета. Вводится оно словами человека, который говорит о себе так:

Подлинно, я более невежда, нежели кто-либо из людей, и разума человеческого нет у меня, и не научился я мудрости, и познания святых не имею. (Притч. 30:1-3)

Можно было бы подумать, что этот человек необычайно глуп. Однако это можно сразу исключить, ведь его слова всё же включены в собрание мудрых изречений Соломона. Вероятно, понимать их надо, скорее, в том смысле, что хотя он от сердца старался познать Бога, ему пришлось признать, что Его сущность практически непостижима. Истинное познание ведёт к скромности, сопряжённой с пониманием того, как мало ещё познано (1 Кор. 8:2). И вот в следующей фразе этот человек открывает нам потрясающее знание, выраженное им в форме загадки:

Кто восходил на небо и нисходил? кто собрал ветер в пригоршни свои? кто завязал воду в одежду? кто поставил все пределы земли? какое имя ему? и какое имя сыну его? знаешь ли? (Притч. 30:4)

Речь тут, несомненно, идёт о Боге, ведь только Он «поставил все пределы земли». Но вопрос «какое имя ему?» нацелен, очевидно, не на то, чтобы выяснить написание и произношение имени Йhвh, а на то, чтобы задуматься о Его глубочайшей сущности: как возможно то, что Йhвh нисходит с неба и восходит на него? Ведь это случалось уже в Ветхом Завете, например, при даровании закона на горе Синай. Таким образом, Йhвh должен быть таким Богом, который смиряется и нисходит в низины человеческой жизни, не гнушается тёмных её сторон, и в то же время Богом, который вновь поднимается из этих низин, «восходит на небо». Как это возможно? Очевидно, это должно быть связано с тем, что у Него есть Сын!

«Знание» и «познание» в Новом Завете

Иисус также подчёркивает, что есть огромное различие между знанием Божьего имени Яhве, в Новом Завете переведённого словом κύριος [кюриос] = Господь, и личным познанием Бога как Господа и служением Ему:

Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. (Мт. 7:21-23)

Тут идёт речь о человеке, который знает Бога по имени и даже называет Его Господом. Бросается в глаза то, что в этом случае Бог наоборот подчёркивает, что этих людей никогда не «знал». Поэтому очевидно то, что под словом «знать» имеется в виду не просто знание о чисто вещественном их существовании, или о том, что Бог не знал их по именам! Нет, Бог всеведущ, он знает по именам и названиям все свои творения. Скорее, Бог хочет сказать, что хотя они исповедовали Его устами, на самом деле они никогда не предоставляли Ему доступа к своему сердцу. «Познание» в том смысле, которое это слово имеет в Библии, беспрепятственное, глубокое, личное общение с ними так и не стало для Него возможным.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: