Проблема движущих сил и условий психического развития человека

В решении этой проблемы сложилась традиция суть которой в том, что она обсуждается в границах 2-х фактов: врожденности и среды.

Исследователи, в зависимости от того, что признают решающим фактором, делятся на 3 направления:

  1. теория наследственности

Ведущую роль в психическом развитии признается за врожденными структурами, движущая сила развития в биологической организации индивида, источник развития – внутри человека. Признается биогенетические теории, поздний Фрейд и поздний Пиаже.

  1. теории среды

Источник психического развития лежит вне организма, развитие есть результат воздействия среды на ребенка, движущая сила – научение.

Теории ассоцианизма в которой Локк считал ребенка табула расы – чистой доской и теории бихевиоризма.

  1. теории 2-х факторов

В теории признается взаимообусловленность 2-х факторов: среды и наследственности в психическом развитии ребенка, но соотношению этих 2-х факторов рассматривают по разному:

· теория конвергенции 2-х факторов Вильяма Штерна. В теории наибольшее значение признается в врожденных структурах.

· Как борьба и антагонизм 2-х факторов, ранний Фрейд

· Адаптационные теории, Эриксон

В отечественной психологии в качестве движущий силы психического развития рассматривают активность самого ребенка, его ведущую деятельность, а в качестве условий – анатомо-физиологические особенности мозга (общение с взрослыми).

Мнения зарубежных психологов:

· исходя из сложившейся системы учебно-воспитательных учреждений

· в соответствии с «кризисными» периодами в развитии ребенка

· согласно анатомическим и физиологическим особенно­стям,

Фрейд - рассматривая развитие ребенка лишь через призму его полового созревания, вы­делял в связи с этим стадии — оральную, анальную, фалли­ческую, латентную, генитальную, соответствующие бес­полому, нейтральнополому, двуполому и половому детству.

Г. Салливен - источником развития ребенка первичная потребность в межличностных отношениях

Э. Шпрангер -разделил психику на телесную и духовную сферы и каждой из них приписал независимое друг от дру­га существование.

Л. Кольберг - в основу периодизации по­ложил генезис морального сознания (усвоением внешних правил поведения)

А. Гезелл - по критерию «степени взрослости», отрицал определяющий культурных влияний их характер

Э. Эриксона - впервые охарактеризовал этапы всего жизненного цикла от рождения до старости. Каждая стадия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: