В решении этой проблемы сложилась традиция суть которой в том, что она обсуждается в границах 2-х фактов: врожденности и среды.
Исследователи, в зависимости от того, что признают решающим фактором, делятся на 3 направления:
- теория наследственности
Ведущую роль в психическом развитии признается за врожденными структурами, движущая сила развития в биологической организации индивида, источник развития – внутри человека. Признается биогенетические теории, поздний Фрейд и поздний Пиаже.
- теории среды
Источник психического развития лежит вне организма, развитие есть результат воздействия среды на ребенка, движущая сила – научение.
Теории ассоцианизма в которой Локк считал ребенка табула расы – чистой доской и теории бихевиоризма.
- теории 2-х факторов
В теории признается взаимообусловленность 2-х факторов: среды и наследственности в психическом развитии ребенка, но соотношению этих 2-х факторов рассматривают по разному:
· теория конвергенции 2-х факторов Вильяма Штерна. В теории наибольшее значение признается в врожденных структурах.
|
|
· Как борьба и антагонизм 2-х факторов, ранний Фрейд
· Адаптационные теории, Эриксон
В отечественной психологии в качестве движущий силы психического развития рассматривают активность самого ребенка, его ведущую деятельность, а в качестве условий – анатомо-физиологические особенности мозга (общение с взрослыми).
Мнения зарубежных психологов:
· исходя из сложившейся системы учебно-воспитательных учреждений
· в соответствии с «кризисными» периодами в развитии ребенка
· согласно анатомическим и физиологическим особенностям,
Фрейд - рассматривая развитие ребенка лишь через призму его полового созревания, выделял в связи с этим стадии — оральную, анальную, фаллическую, латентную, генитальную, соответствующие бесполому, нейтральнополому, двуполому и половому детству.
Г. Салливен - источником развития ребенка первичная потребность в межличностных отношениях
Э. Шпрангер -разделил психику на телесную и духовную сферы и каждой из них приписал независимое друг от друга существование.
Л. Кольберг - в основу периодизации положил генезис морального сознания (усвоением внешних правил поведения)
А. Гезелл - по критерию «степени взрослости», отрицал определяющий культурных влияний их характер
Э. Эриксона - впервые охарактеризовал этапы всего жизненного цикла от рождения до старости. Каждая стадия