Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по литературе

В результате освоения обязательного минимума содержания образовательной области «Литература» выпускники должны:

Чтение и восприятие:

· прочитать программные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения;

· воспроизводить их конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события).

Чтение, истолкование и оценка:

· анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство; характеризовать следующие его компоненты: проблематика и идейный смысл; группировка героев относительно главного конфликта и система образов; особенности композиции; взаимосвязь узловых эпизодов (сцен); средства изображения образов-персонажей (портрет, пейзаж, интерьер, авторская характеристика, речь действующих лиц), род и жанр произведения, способ авторского повествования; своеобразие авторской речи; авторское отношение к изображаемому;

· давать оценку изученным лирическим произведениям на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;

· применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

· знать основные факты о жизни и творчестве изучаемых писателей;

· характеризовать творческую историю романов «Евгений Онегин», «Война и мир»;

· объяснять связь произведений со временем написания и нашей современностью;

· объяснять сходство и различие произведений разных писателей, близких по тематике;

· соотносить изученное произведение с литературным направлением эпохи (классицизмом, романтизмом, реализмом, модернизмом); называть основные черты этих направлений.

Чтение и речевая деятельность:

· владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи;

· пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений, руководствуясь заданием (для характеристики образа-персонажа, основной проблемы, особенностей композиции);

· анализировать эпизод (сцену) изученного произведения; объяснять его связь с проблематикой, устанавливать значение в произведении;

· составлять планы, тезисы статей на литературную и публицистическую тему;

· писать сочинения:

· на литературную тему (о героях, художественном своеобразии и проблематике литературных произведений): рассуждения проблемного характера; характеристика героев; истолкование эпизода небольшого прозаического произведения; истолкование небольшого стихотворения; рецензия на изученное произведение;

· на свободную тему, близкую учащимся, в жанрах: рассуждение проблемного характера, письмо, дневниковая запись, очерк, путешествие.

· Выразительно читать изученные произведения, в том числе выученные наизусть (в соответствии с программой).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: