В результате освоения обязательного минимума содержания образовательной области «Литература» выпускники должны:
Чтение и восприятие:
· прочитать программные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения;
· воспроизводить их конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события).
Чтение, истолкование и оценка:
· анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство; характеризовать следующие его компоненты: проблематика и идейный смысл; группировка героев относительно главного конфликта и система образов; особенности композиции; взаимосвязь узловых эпизодов (сцен); средства изображения образов-персонажей (портрет, пейзаж, интерьер, авторская характеристика, речь действующих лиц), род и жанр произведения, способ авторского повествования; своеобразие авторской речи; авторское отношение к изображаемому;
· давать оценку изученным лирическим произведениям на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;
|
|
· применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
· знать основные факты о жизни и творчестве изучаемых писателей;
· характеризовать творческую историю романов «Евгений Онегин», «Война и мир»;
· объяснять связь произведений со временем написания и нашей современностью;
· объяснять сходство и различие произведений разных писателей, близких по тематике;
· соотносить изученное произведение с литературным направлением эпохи (классицизмом, романтизмом, реализмом, модернизмом); называть основные черты этих направлений.
Чтение и речевая деятельность:
· владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи;
· пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений, руководствуясь заданием (для характеристики образа-персонажа, основной проблемы, особенностей композиции);
· анализировать эпизод (сцену) изученного произведения; объяснять его связь с проблематикой, устанавливать значение в произведении;
· составлять планы, тезисы статей на литературную и публицистическую тему;
· писать сочинения:
· на литературную тему (о героях, художественном своеобразии и проблематике литературных произведений): рассуждения проблемного характера; характеристика героев; истолкование эпизода небольшого прозаического произведения; истолкование небольшого стихотворения; рецензия на изученное произведение;
· на свободную тему, близкую учащимся, в жанрах: рассуждение проблемного характера, письмо, дневниковая запись, очерк, путешествие.
· Выразительно читать изученные произведения, в том числе выученные наизусть (в соответствии с программой).