Среди перемен, произведенных войной 1914—1918 гг. во всех участвовавших в ней странах, в первую очередь проявили себя перемены экономические. Они и легли в основу первых попыток объяснить происходящее, по всей видимости, имевшее под собой общую почву. Буквально на другой день после начала конфликта Вальтер Ратенау, например, принимавший участие в организации германской обороны, отметил установленную войной связь между государством и преобразованием экономики, выражавшуюся в усилении контроля первого над второй, и восхищался результатами:
«Мы живем... в период беспрецедентной экспансии. Никогда ранее эксплуатация имеющейся рабочей силы, количество произведенной продукции и ее оплата, строительство промышленных предприятий, размеры инвестиций, сделанных под весьма скромный процент, и денежные сверхприбыли не были так велики... Все это процветание, все эти прибыли имеют один источник — Государство, которое все покупает, за все платит, все возмещает»'.
Так пришло осознание огромной мощи, которую дает мобилизация экономики государством — правда, на короткий период, ибо с течением времени положение вещей меняется, и былая мощь превращается в свою противоположность2. Вскоре в Германии появилось Kriegsamt (военное ведомство) генерала Тренера, а затем родилась программа Гинденбурга —
|
|
1 Rathenau W. Die neue Wirtschaft. Berlin: Fischer, 1918.
2 Graziosi A. Alle radici del XX secolo europeo // Mises L. von. Stato, nazione ed eco-homia. Torino: Bollati Boringhieri, 1994. P. LXXXII-LXXXIX; см. также ниже, гл. 6.
27
«грандиозный... план развития военной промышленности, в равной мере посягавший на права и привилегии рабочих и предпринимателей». В Австрии министр торговли Ридль даже потребовал в своем «Меморандуме» 1917 г. создать на переходный период «плановую экономику и контролировать конкуренцию и колебания цен, характерные для капиталистических обществ»3.
Наиболее радикальную интерпретацию преобразований, произведенных в экономике войной, и новых полномочий, взятых на себя государством, дал, пожалуй, Отто Нойрат, сформулировавший — на основе проведенных им исследований экономики древнего мира — концепцию «военной экономики», справедливую, по его мнению, для любого конфликта и любой страны. Суть ее заключалась в распространении командно-административной системы на весь социально-экономический аппарат при неуклонном уменьшении роли денег и, следовательно, в возврате к натуральному хозяйству, находящемуся под централизованным управлением со стороны государства, причем все это оценивалось положительно. Подобная модель по целому ряду пунктов совпадала с некоторыми из распространенных в то время представлений о будущем социалистическом обществе, где не будет ни рынка, ни денег, но в то же время имела много общего с теми экономиками прошлого, которые Вебер объединил в категорию oikos.
|
|
Такие идеи и определяемая ими политика сразу же вызвали резкую критику: Людвиг фон Мизес, например, нападая на концепцию Нойрата, подчеркивал, что в мире, объединенном торговыми связями, единственным условием для создания «военной экономики» может быть автаркия. Все, пропагандируемое Нойра-том и отчасти реализованное в годы войны, добавлял он, это, скорее, признак отката к более примитивным, насильственным формам организации общества и экономики, что и подтверждалось натурализацией последней (по Нойрату, который, наоборот, считал натурализацию явлением прогрессивным, любая полностью централизованная экономика носит в конечном счете натураль-
3 Meyer H.C. Mitteleuropa in German Thought and Action, 1815—1945. Haag: Mar-tinus Nijhoff, 1955. P. 213, 243; Riedl R. Denkschrift iiber die Aufgaben der Ubergangs-wirtschaft. Wien, 1917.
28
ный характер, и «социализация — не что иное, как следствие натурального хозяйства»)4.
Мизес обратился к Спенсеровой концепции войны как причины регресса человека в своей эволюции и возвращения к «военным» формам организации государства и общества. Согласно Спенсеру, представления которого о прогрессе отнюдь не были ни упрощенными, ни банальными, «общая тенденция культурного развития ведет к постепенному утверждению индустриального типа и окончательному вытеснению им военного типа», однако «в ходе развития» могут случаться «периоды сильного и продолжительного регресса». «В конечном счете, — добавляет он, — все зависит от того, будет ли на земле меньше войн».
Выбор слов показывает, что Спенсер взял на вооружение категории и терминологию Сен-Симона и сенсимонистов вроде Тьер-ри, дав им, однако, новую жизнь. Тьерри, например, отождествив либеральный режим с индустриальным, пришел к выводу, что Европу раздирает конфликт между классом военных феодалов и классом промышленников, которые представляют две эпохи в истории человечества.
Нисколько не обесценивая схему Спенсера, а лишь подтверждая ее, рассматриваемый нами период быстро продемонстрировал ошибочность такой терминологии. В силу того, что развитие промышленности стало необходимым для сохранения власти, а главное — в результате вызванного войной регресса, о котором говорил Спенсер, XX век познакомил нас с целым рядом типов «военно-индустриального» государства, блестяще описанного Бурк-хардтом и ставшего, в различных своих вариантах, предметом исследования в данной работе5.
Вторя некоторым выводам Вебера, Мизес далее критиковал и предполагаемые преимущества усиления государственного контроля в экономике вообще, т.е. независимо от связи этого
4 Neurath О. Durch die Kriegswirtschaft zur Naturalwirtschaft. Mimchen: G.D.W.Call-wey, 1919; Idem. Antike Wirtschaftsgeschichte. Leipzig: Teubner, 1909. Об экономиках типа oikos (термин Аристотеля, впервые был применен в отношении некоторых античных экономик Родбертусом) см.: Finer S.E. The History of Government. Vol. 1: Ancient Monarchies and Empires. Oxford: Oxford University Press, 1999. P. 20, 120 ff.
5 Halevy E. La doctrine economique saint-simonienne // Halevy E. L'ere des tyrannies. Paris: Gallimard, 1938. P. 30—94; Буркхардт Я. Размышления о всемирной истории. М.: РОССПЭН, 2004; Graziosi A. Alle radici del XX secolo europeo. P. LXII-LXIII.
29
феномена с войной. Другие наблюдатели, напротив, не преминули отметить его «прогрессистские» аспекты, перечисленные как таковые уже у Нойрата. Некоторые представители социалистической мысли, например, видели в происходивших событиях подтверждение идей Рудольфа Гильфердинга, одного из наиболее авторитетных марксистских экономистов начала века, который, исходя из опыта трестов и картелей в Германии, трактовал появление форм организованного капитализма как этап на пути к социалистической экономике. Для них военная экономика и мобилизация ресурсов, доводившие, благодаря прямому вмешательству государства, «организованность» (ранее характерную лишь для отдельных отраслей промышленности) до максимально возможного уровня, были не чем иным, как еще одним, решающим шагом к построению социализма.
|
|
В России первым стал размышлять на эту тему Ю.Ларин, меньшевик, примкнувший к большевикам и сыгравший важную роль на первом этапе строительства советской экономики. Ларин считал, что государственный капитализм — новая фаза, в которую благодаря военной экономике перешел уже организованный германский капитализм, — способен эволюционировать в некие формы социалистического планирования. Поэтому он уже в ноябре 1917 г. называл одной из задач новой власти осуществление перехода к полной натурализации хозяйства6.
О влиянии его статей, посвященных германской военной экономике7, которая, по его мнению, была уже очень близка к социалистической, свидетельствует знаменитое ленинское заявление весной 1918 г.:
«...История... пошла так своеобразно, что родила к 1918 году две разрозненные половинки социализма, друг подле друга... Германия и Россия воплотили в себе в 1918 году всего нагляднее материальное осуществление экономических, производственных, общественно-хозяйственных, с одной стороны, и политических условий социализма, с другой стороны».
6 Salomon! A. Ideologia e congiuntura. Modelli storiografici del «comunismo di guerra» // Societa e storia. 1995. Vol. 70. P. 869-895.
7 Статьи Ларина, публиковавшиеся в годы войны, вышли затем в сборнике: Ларин Ю. Государственный капитализм военного времени в Германии (1914-1918). М., 1927.
30
Как это ни парадоксально, но, глядя на вызванные войной процессы (в основном регрессивного характера) в сфере промышленности, Ленин в конце концов счел «наиболее передовым» - и соответственно взял за образец — тот самый «прусский путь», который до 1914 г., анализируя отношения в сельском хозяйстве и противопоставляя «юнкера» «фермеру», считал худшим для России, будучи уверен, что благодаря «демократической» революции она должна будет пойти по американскому пути8.
|
|
В те же месяцы, признавая в глубине души сходство процессов, инициированных войной и революцией, некоторые германские функционеры высказывали сходные мысли и говорили большевистскому экономисту Вронскому, командированному в Германию после Брестского мира: «Задуманное вами в действительности нам близко, то, что вы называете коммунизмом, мы называем государственным контролем»9.
Желая дать определение новой фазе развития экономики в направлении организованности и социализма, Ларин, а вслед за ним и Ленин обратились к другой идее, идущей от Гильфердинга, — концепции государственного капитализма, призванной подчеркнуть новую роль государства в управлении экономикой, остающейся, однако, все еще «капиталистической». Интересно отметить, что Ленин пользовался этой категорией применительно к экономической системе Советской России в два различных периода - до и после левого поворота весны -лета 1918 г., в результате которого он как минимум до 1919-1920 гг. разделял питаемые левыми большевиками иллюзии относительно возможности «скачка» к коммунизму. В 1917 г. и после того, как он преодолел хмельное головокружение 1918— 1920 гг., Ленин считал построение государственного капитализма единственной возможной задачей такой революции, как русская, которая не могла стать полностью социалистической, пока на помощь ей не придет революция на Западе. Иными словами, использование формулы, подвергавшейся тогда рез-
8 Ленин В.И. О «левом» ребячестве и о мелкобуржуазности // ПСС. 5-е изд. Т. 36. С. 300; Benvenuti F. Le «due vie» di Lenin allo sviluppo della Russia tardo-imperiale // II pensiero sociale russo. Modelli stranieri e contesto nazionale / A cura di A.Masoero, A.Venturi. Milano: F.Angeli, 2000. P. 179-214.
9 Carr E.H. The Bolshevik Revolution, 1917-1923. London: Macmillan, 1950-1953. P. 506.
31
кой критике среди большевистского руководства, тесно связано с сомнениями, которые сам Ленин питал относительно характера (действительно ли речь идет о «социалистической» революции?) и результатов совершенного им «чуда» (марксистская догма до тех пор считала приход к власти в отсталой стране невозможным, поэтому сторонникам Ленина он представлялся настоящим чудом)10.
Можно добавить, что обращение к данной категории свидетельствовало о непонимании сущности капитализма как марксистами, так и учеными вроде Зомбарта и в первую очередь представителями сенсимонистской традиции: рынок и рыночные отношения — квинтэссенция и движущая сила все новых и новых форм, которые принимает эта система, — подменялись формальными отношениями собственности, а главное — такими признаками, как наличие крупной промышленности и наемной рабочей силы. Конечно, последние получили распространение благодаря рыночному капитализму, однако они способны уживаться - зачастую весьма благополучно — с самыми разными экономическими системами, что и доказывали неоднократно с самого момента своего появления на свет, нередко вызванного - как в случае с венецианским Арсеналом или французскими мануфактурами - государственной необходимостью.
Признавая сходство происходящего в России с тем, что произошло в центральноевропейских империях, а также, хотя и не в таких развитых формах, в странах Антанты, но при этом отождествляя капитализм с рынком, Мизес вывернул наизнанку ленинскую формулировку и подспудно разрешил сомнения относительно природы революции, создав категорию военного социализма. По его мнению, происходившие события в общем и целом действительно знаменовали собой движение к социализму, основными чертами которого являлись национализация, натурализация и рас-
10 Наиболее интересным анализом эволюции образа мыслей Ленина и других большевистских лидеров после 1920 г. до сих пор остается: Валентинов (Вольский) Н. Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина. Stanford: Hoover Institution Press, 1971. О том, что применительно к первой фазе нэпа, когда тресты получили относительную свободу действовать на рынке и устанавливать цены, как правило, использовался термин «государственный капитализм», свидетельствовал между прочим Л.Н.Юровский, крупный экономист, впоследствии уничтоженный Сталиным (Jurovskij L.N. Currency Problems and Policy of the Soviet Union. London: L.Parsons, 1925).
32
пространение государственного контроля в сферу экономики (Мизес говорил об огосударствлении как единственно возможной социализации).
Для Мизеса, однако, речь шла не о прогрессе, а об одном из проявлений (может быть, главном проявлении) уже упоминавшегося возврата к менее свободным и потому менее развитым формам экономической и социальной организации. Вновь замаячила тень спенсеровской интерпретации, объявлявшей войны возможным фактором регресса.
Категория «военный социализм», несомненно, позволяла уяснить часть происходившего и поставить вопрос о том, как много общего в функционировании огосударствленных экономик, хотя сама идеологическая нагрузка термина ослабляла его. Но социализм слишком для многих людей и слишком долго был и оставался выражением идеалов, имеющих мало отношения к государственной бюрократической системе, так что формулировка Мизеса могла иметь успех".
Интересно отметить, что в России похожий термин «военный коммунизм» уже начал использоваться вскоре после октября 1917г. для обозначения той новой системы, которую строили большевики. Ввел его в обращение бывший большевистский лидер А.А.Бог-данов. Еще в 1916 г., анализируя экономику стран — участниц первой мировой войны, он, в отличие от Ларина и Ленина, не соглашался с тем, что рожденный войной государственный капитализм с такими характерными признаками, как регулирование и централизация распределения, принудительное создание трестов для целых секторов промышленности, возвращение к принудительному труду и т.п., может служить прообразом социалистического будущего. По его мнению, все эти модификации были вызваны исключительно вооруженным конфликтом и потому с наступлением мира должны были исчезнуть, к тому же в плане социально-экономической эволюции они, скорее, представляли собой регресс, а не прогресс. Присоединяясь, таким образом, к спенсеровской интерпретации, Богданов дополнил собственные небезынтересные размышления весьма вдумчивой критикой ошибочных, как он полагал, исторических оценок германской модели развития, которую считал куда более отсталой, чем могли вообразить себе ее почитатели, а также менее острой критикой россий-
11 Graziosi A. Alle radici del XX secolo europeo. P. LXIV.
33
ского военного коммунизма. Он с достаточной проницательностью определяет последний как крайний вариант военной экономики, однако дальше все сводится к малоубедительному противопоставлению вызванного войной «возврата» к примитивным формам «потребительского коммунизма» (одной из которых, по Богданову, была, например, карточная система распределения) и «производственного коллективизма» — подлинной цели социалистического движения12.
Весной 1921 г. термином «военный коммунизм» воспользовался и Ленин, который придал ему новое значение, называя этими словами то, что пытались сделать большевики, начиная с левого уклона в мае - июне 1918 г. и кончая милитаризацией 1920 г., пока не оказались вынуждены прибегнуть к новой экономической политике (нэпу)13. Ленинское определение, быстро получившее распространение (о фазе военного коммунизма неизменно будет впоследствии говориться и в советских официальных текстах, и в западных учебниках), содержало сильный критический и самокритический оттенок.
Но если Ленин, а затем Бухарин и немногие другие имели в виду критику радикальную, ставя под сомнение, если не вовсе отвергая самую суть попыток, предпринятых в 1920 г. (тотальный контроль государства над производством и распределением, полная натурализация экономики, милитаризация труда, принудительные займы и т.д.), видя в них близкое сходство с практикой других государств, участвовавших в первой мировой войне, то для большинства большевистской верхушки ошибка заключалась в методах и темпах, а вовсе не в самом принципе. Как писал Л.Крицман, военный коммунизм стал «первым великим экспериментом по созданию пролетарского натурального хозяйства... В основе своей это вовсе не была ошибка отдельных личностей... Это было, пусть не в чистом виде, с известными нам искажениями, предвосхищение будущего». Иными словами, военный коммунизм в целом - героическая авантюра, не удавшаяся вследствие недостаточной подготовленности, ошибок, исключительных обстоятельств; вместо того чтобы осуждать, ею
12 Богданов А.А. Военный коммунизм и государственный капитализм // Вопросы социализма. М, 1918. С. 75-90; Salomon! A. «War Communism»: A Reassessment // Russia in the Age of Wars, 1914-1945 / Ed. by S.Pons, A.Romano. Milano: Feltrinelli 2000. P. 53-68.
13 Ленин В.И. О продовольственном налоге // ПСС. Т. 43. С. 205-245.
следует гордиться; ее опытом можно будет руководствоваться в случае большого скачка вперед в будущем, совершить который пока не позволяют условия14.
И сторонники нэпа, и те, кто с тоской вздыхал по военному коммунизму, одинаково не желали признавать обнаружившиеся жесткие границы, которые ставила сама чисто государственная экономическая система, в корне подрывая любые долгосрочные перспективы развития, и с которыми только Троцкий и его окружение некоторое время находили нужным считаться. Это открытие, уже в 1920-1921 гг. обнародованное в ряде лекций, прочитанных в Петрограде Борисом Бруцкусом, который сделал его на основе искуснейшего анализа опыта военного коммунизма, в те же самые месяцы совершенно независимо и в более общей форме было сделано Людвигом фон Мизесом, чьи идеи, оказавшиеся пророческими, как мы увидим далее, и в национальном вопросе, заняли поэтому особое место среди попыток интерпретации истории XX столетия. К сожалению, Мизес, опираясь на выводы, в принципе верные, не потерявшие своего значения со временем, которые, по-видимому, останутся справедливыми и в будущем, пришел к ошибочным предположениям относительно жизнеспособности социалистических систем. Он считал, что последние не смогут просуществовать сколько-нибудь долго, а так как эта гипотеза, в свете кризиса 1929 г. и того огромного впечатления, которое произвели на иностранцев пятилетние планы, а затем победа СССР в 1945 г., с большим треском провалилась, то оказалось скомпрометировано и вполне рациональное ядро его рассуждений15.
Таким образом, очень скоро появились по сути сходные, хотя порой и противоположные по знаку, интерпретации того нового,
14 Крицман Л. Героический период в великой русской революции. М., 1924. О том, насколько сильны были эти идеи среди большевистской верхушки до конца 1920-х гг., см. также: Graziosi A. At the Roots of Soviet Relations and Practices. Pjata-kov's Donbass in 1921 // Graziosi A. A New, Peculiar State. Explorations in Soviet History, 1917-1937. Westport, Conn.: Praeger, 2000. P. 119-178.
15 Бруцкус Б.Д. Социалистическое хозяйство. Теоретические мысли по поводу русского опыта. Berlin: Tritemis, 1923; Brutskus В. Economic Planning in Soviet Russia // Collectivist Economic Planning. Critical Studies on the Possibilities of Socialism / Ed. by F.A. von Hayek. London: Routledge, 1935; Рогалина Н.Л. Борис Бруцкус. М.: Московские учебники, 1998; Mises L. von. Die Wirtschaftsrechnung im sozialistischen Gemeinwesen // Collectivist Economic Planning. P. 85-124. Хайек отметил вклад, внесенный Вебером в исследование проблем, поднятых Бруцкусом и Мизесом.
35
что происходило в социально-экономической сфере. В результате было признано, что эти новшества принесла с собой война и потому анализировать их необходимо отчасти в общем контексте. Безусловно, тут же обнаружились и характерные для каждой отдельной страны особенности новых тенденций, обусловленные различием исторического наследия и действующих на текущий момент факторов. Так, например, большая роль идеологии (и, добавим, вспышки новой квазирелигиозной веры) в экстремизации на территории бывшей Российской империи определенных экономических феноменов, проявившихся во всех странах — участницах первой мировой войны, сразу стала ясна некоторым марксистским историкам и экономистам, отмечавшим, что новая политическая власть форсировала стихийно возникшее во время войны движение к натурализации хозяйства, доведя его до «логических и крайних последствий»16.
Однако, как мы увидим далее, усиливающее влияние идеологии привело не просто к экстремизации в России характеристик, присущих военной экономике и в других европейских странах. Благодаря действию иных факторов на свет родилась система нового и совершенно отличного, поскольку крайнего, чистого типа (вспомним, к примеру, о возможности массовых репрессий против рынка и частной инициативы), после краткой интерлюдии нэпа появившаяся в новом обличье в результате сталинской «революции сверху».
В политической сфере, где преобразования на пару лет отстали от экономических и также приняли весьма своеобразные (по крайней мере внешне) формы, потребовалось больше времени для выработки перекрестных категорий, которые могли бы помочь в попытке уяснить происходившее в различных странах17.
Поначалу, пока общая неосведомленность о том, что делается в османской Турции, мешала увидеть великие перемены, назревавшие там, особенно после того, как поражения в балканских войнах озлобили зачинщиков июльской революции 1908 г., европейские интеллектуалы сосредоточили свое внимание почти исключительно на России. Естественно, первые интерпретативные
16 См., напр., позиции Покровского и Кузовкова (Salomoni A. «War Communism»).
17 С этой точки зрения, яркое исключение представляет Мизес, уже в 1919 г. попробовавший свести воедино, пусть предположительно, гипотетически, государство и экономику, идеологию и национализм.
36
гипотезы принадлежали самим главным действующим лицам разворачивавшихся событий. Мы уже упоминали о сомнениях Ленина относительно природы октябрьского переворота и возможностей дальнейшего развития; известно, что, умирая, он спрашивал себя, куда мчится поезд, для приведения которого в движение он столько сделал и который теперь перестал слушаться машиниста.
Троцкий, благодаря своим отношениям с творцом большинства используемых им в дальнейшем категорий — Израилем Гель-фандом (Парвусом)18, казалось, был лучше теоретически вооружен для ответа на вопрос о природе и путях развития нового строя. Теория смешанного развития, т.е. идея о том, что в одной и той же стране могут уживаться фрагменты политических систем, социальных слоев и социально-экономических укладов, принадлежащих разным историческим эпохам, открывала возможность использовать некоторые из этих фрагментов, например островки модернизации, и противоречия между ними, например между городом и деревней, для совершения революции в странах, дотоле считавшихся слишком отсталыми.
В то же время концепция перманентной революции, отрицавшая единичность революционного акта и превращавшая революцию в долгий и сложный процесс, по всей видимости, могла помочь охарактеризовать происшедшее в октябре 1917 г. — не как отдельную социалистическую революцию, а как один из этапов (пусть и решающий) гораздо более широкого и длительного революционного процесса — и создавала базу для управления его дальнейшим развитием. (Отметим, что в этом случае также стало возможно включить в революционный процесс национально-освободительную борьбу как еще один «этап» антикапиталистической революции: если подумать, какое важное значение имела эта борьба и движения, которые ее вели, для укрепления позиций СССР и престижа коммунистического движения после 1945 г., следует признать, что все коммунистическое движение XX в. в долгу у Троцкого или, точнее, у Парвуса.)
18 Zeman Z.A.B., Scharlau W.B. The Merchant of Revolution. The Life of A.I.Hel-phand (Parvus), 1867-1924. London: Oxford University Press, 1965; Zveteremich P. II grande Parvus. Milano: Garzanti, 1988; Dumont P. 1919-1924. Mustafa Kemal invente la Turquie moderne. Bruxelles: Complexe, 1989. P. 5 ss.; Idem. Un economiste social-democrate au service de la Jeune Turquie // Memorial Omer Lufti Barkan. Paris: Mai-sonneuve, 1989. P. 75-86.
37
Как мы увидим, однако, утверждения Троцкого со временем превратились в драматические вопросы, формулировка которых, так же как и поиски ответов на них, привели его в ряды первой оппозиции, а затем в изгнание.
Если исключить верующих последователей новой коммунистической «религии», естественно, склонных превозносить всемирно-историческое значение Октября как предвестника неминуемой победы социализма на всей земле, и, напротив, некоторых наиболее ярых антикоммунистов, первым, кто отметил, что большевизм - не уникальное, специфически русское явление, «чуждое историческим и социальным условиям Западной Европы», как твердили многие19, был Юлий Мартов, некогда друг Ленина, а затем видный меньшевистский лидер. Не отрицая «национальных черт русского большевизма», он в своей работе «Мировой большевизм» (1919), как явствует из самого заглавия, рассматривал русскую революцию как местное проявление сил, действующих в более широких масштабах, и прежде всего как результат первой мировой войны. Поскольку последствия войны были аналогичны во всех втянутых в нее странах, то, по Мартову, и большевизм, зародившийся в Российской империи, вполне мог распространиться за ее пределы. Среди этих последствий он отмечал «роль, которую приобрела армия в общественной жизни», преобладание «потребительского» взгляда на экономику, особенно (но не исключительно) распространенного среди солдат, предпочитающих награбить и поделить существующие богатства, вместо того чтобы производить новые (в этом пункте очевидна связь с «военным коммунизмом» в понимании Богданова), и общий (в том числе психический) регресс масс, в первую очередь солдатских, но и рабочих тоже, — регресс, в известном смысле сокративший
19 Убеждение, что большевизм — исключительно «русский» феномен, разделяли европейские социал-демократы и либералы, многие из которых поначалу твердо верили, что речь идет о скоропреходящем безумии, великие религиозные мыслители, как, напр., Н.Бердяев (вспомним прекрасную работу «Истоки и смысл русского коммунизма», 1-е изд.: New York: C.Scribner's Sons, 1937), и националистические политики, напр., Н.Устрялов, уже в 1921 г. в одной работе, которую Троцкий считал важным сигналом о возможном перерождении советского строя, усмотревший в нем инструмент для достижения национального и имперского величия (об Устрялове см.: Hardeman H. Coming to Term with the Soviet Regime. Dekalb: Northern Illinois University Press, 1994).
38
дистанцию между отсталыми и передовыми странами, низведя всех на более примитивный уровень20.
В последующие годы, после того как Карл Каутский в полемическом запале, интерпретируя построенную большевиками систему, в 1919 г. прибег к категории «государственный капитализм» (в работе «Терроризм и коммунизм»), другие русские социал-демократы, говоря о новом строе, стали употреблять, пока еще поверхностно, понятия, которые ждала в будущем великая судьба. Так, например, Аксельрод уже в 1921 г. начал говорить о большевистском самодержавии, а затем, придавая новое звучание марксистской полемической категории, — об «азиатском деспотизме»21. Он постоянно сравнивал большевистские методы с методами наиболее агрессивных банд реакционеров, некоторым образом предвосхищая проведенную впоследствии Марселем Моссом и Эли Алеви параллель между большевизмом и фашизмом, к которой мы еще вернемся. В 1927 г. и Потресов заговорил о большевистском деспотизме, поясняя, что речь идет о «стабильной и прочной форме государства, рассчитанной на неопределенный срок... для которой характерно насилие не только над населением, но и над самой экономикой страны»22.
Однако наиболее глубокий анализ политических и экономических перемен, разворачивавшихся на территории бывшей Российской империи под воздействием военно-революционной идеологии и гражданской войны в особом историческом контексте, созданном царизмом, появился, пожалуй, двумя годами раньше в Соединенных Штатах и принадлежал другому русскому политэмигранту, великому социологу Питириму Сорокину, некогда яркому представителю революционного социализма и секретарю кабинета Керенского. Согласно Сорокину, открыто обратившемуся к Спенсеру и, подобно Мизесу, взявшему на вооружение понятие
20 Мартов Ю. Мировой большевизм. Берлин: Искра, 1923. Три основных признака такого психического регресса, по Мартову, — максимализм, преобладание точки зрения потребителя над точкой зрения производителя, особенно у солдат, и привычка при решении любых проблем сразу хвататься за оружие.
21 Sofri G. II modo di produzione asiatico. Storia di una controversia marxista. Torino: Einaudi, 1969.
22 Потресов А.Н. В плену у иллюзии. Paris: Societe nouvelle d'editions franco-slaves, 1927. См. также блестящее предисловие Витторио Страда к вышеупомянутой книге Мартова; Liebich A. From the Other Shore. Russian Social Democracy after 1921. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1997.
39
«военный социализм», война повсеместно деформировала общество в целом и человеческую жизнь. Поэтому «военный социализм» нельзя сводить к одной только экономике. Речь идет, скорее, об общесоциальном (а значит, и политическом) феномене, порожденном войной, голодом и обнищанием, характерной чертой которого является общее усиление тенденции к абсолютизму, деспотизму и расширению сферы государственного контроля, т.е. к «деспотизму государства-интервента», сравнительно независимого от идеологии (почему оно и могло появляться, и появлялось, под эгидой различных идеологий).
В России то, что многим показалось и продолжало казаться оригинальным политическим и экономическим «экспериментом», было не чем иным, как наиболее крайним примером государственного деспотизма, рожденного и вскормленного особенно обширным Zwangswirtschaft (командно-централизованным хозяйством), гарантировавшим ему жизнь. Как первое, так и второе Сорокин считал плодами следовавших друг за другом войны, революции и гражданской войны, проходивших в России дольше и интенсивнее по сравнению с аналогичными явлениями в Западной Европе и потому вызвавших к жизни военно-социалистическое общество с присущим ему неограниченным вмешательством государства во все сферы человеческой жизни. Начавшись с экономических отношений, это вмешательство постепенно распространилось на религиозную, юридическую, эстетическую области, резко сократив простор для самостоятельной индивидуальной и коллективной деятельности23.
Наконец, русский «военный коммунизм», по словам Сорокина, смог достичь исключительного уровня развития не только из-за длительности и интенсивности конфликта, переросшего в гражданскую войну, и своеобразия большевистской идеологии, но и благодаря русскому «историческому наследию». «Военный социализм» для Сорокина фактически означал продолжение традиций царского самодержавия. Возможно, и в данном случае следуя за
23 Sorokin P. Hunger as a Factor in Human Affairs. Gainesville: The University Presses of Florida, 1975; Idem. The Sociology of Revolution. Philadelphia: Lippincott, 1925; Idem. Leaves from a Russian Diary. Boston: Beacon Press, 1950; Idem. A Long Journey. The Autobiography of P.A.Sorokin. New Haven, Conn.: College and University Press, 1963. Значение анализа Сорокина, вскользь отмечавшееся в прошлом, но никогда открыто не признававшееся, было вновь подчеркнуто Антонеллой Саломони («War Communism»).
Спенсером, Сорокин вместе с такими историками, как Ренан, и экономистами, как Мизес, разделял идею аналогии между абсолютизмом и культом государства при «старом режиме» и этатистским социализмом, которую великий писатель-сатирик Салтыков-Щедрин резюмировал так: в Российской империи первой половины XIX в. «еще ничего не было достоверно известно ни о коммунистах, ни о социалистах, ни о так называемых нивеллято-рах вообще. Тем не менее, нивелляторство существовало, и притом в самых обширных размерах. Были нивелляторы "хождения в струне", нивелляторы "бараньего рога", нивелляторы "ежовых рукавиц" и проч. и проч. Но никто не видел в этом ничего угрожающего обществу или подрывающего его основы... Сами нивелляторы отнюдь не подозревали, что они - нивелляторы, а называли себя добрыми и благопопечительными устроителями, в мере усмотрения радеющими о счастии подчиненных и подвластных им лиц... Такова была простота нравов того времени... когда каждый эскадронный командир, не называя себя коммунистом, вменял себе, однако ж, за честь и обязанность быть оным от верхнего конца до нижнего»24.
В те же годы возникновение фашизма в Италии, режима Кема-ля Ататюрка в Турции и множества систем с более или менее характерными чертами в новых и старых государствах Восточной Европы вынуждало все новых и новых мыслителей задуматься о том, что СССР, может быть, вовсе не исключительный случай.
Кризис 1929 г., упрочение сталинизма, а затем нацизма еще больше стимулировали поиски решения новой проблемы, которую представляли собой «возвращение» более или менее чисто административных систем в экономику и «откат» к моделям спенсе-ровского военного государства, вызванные первой мировой войной и спровоцированными ею кризисами, что повлекло за собой рождение новых более или менее национальных государств, мощнейшие кризисы и регенерацию старых государственных формаций, в том числе супранациональных.
24 Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города // Избранные произведения: В 7 т. Т. 2. М, 1950. С. 363. О связи абсолютизма и культа государства при «старом режиме» с этатистским социализмом см.: Graziosi A. Alle radici del XX secolo europeo. P. XCVII — С. Предложенная Сорокиным интерпретация революции и ее влияния как усилителя тенденции к государственному абсолютизму, характерной для русской истории, во многом совпадает с токвилевской интерпретацией французской революции.
41
Стимулируя поиски ответа, события 1920-х и 1930-х гг. в то же время весьма их затрудняли, порождая множество сложностей и противоречий. Как писал Аксельрод уже в 1921 г., «иллюзия, будто большевистская диктатура представляет собой пролетарское и коммунистичестое государство», была настолько распространена, что, «к сожалению», не было никакой надежды «избавить социалистические массы на Западе от этого опасного заблуждения», поэтому большинству западных интеллектуалов трудно было принять гипотезу о том, что советский строй и такие феномены, как фашизм и кемализм, — явления одного порядка. Дело осложнял и тот факт, что даже многие интеллектуалы некоммунистических убеждений в значительной степени прониклись советским мифом. Например, даже Нитти25, хотя и сопоставлял в 1926-1927 гг. большевизм и фашизм как плоды европейского кризиса, вызванного первой мировой войной, однако, анализируя первый из них, полностью погрузился в область мифологии, описывая его как грандиозный «коммунистический опыт»26.
Как бы то ни было, одновременно с упрочением каждого из названных режимов создавались новые интерпретативные категории, охватывающие разнообразные феномены, категории, которые часто появлялись непосредственно в ходе политической борьбы в той или иной стране и к которым затем начинали относить и другие случаи или группы случаев.
Обратим особое внимание на некоторые из них, призванные объяснить природу фашизма — первого примера режима нового типа, вдохновленного идеей национализма, после короткого и довольно неуклюжего опыта младотурок (опередившего свое время, поскольку и война для Османской империи началась уже в 1911 г., а также отличавшегося, наряду с чертами поразительного сходства с европейскими опытами подобного рода, заметной самобытностью) — и сталинизма, чье глубокое отличие от строя, установленного в 1917 г. Лениным, несмотря на их бесспорное прямое родство, не без оснований отмечали многие. Рассуждений по поводу нацизма я коснусь лишь мимоходом, и не только из-за ограниченности моих знаний по данному вопросу. Дело в том, что нацизм
25 Франческо Саверио Нитти (1868-1953) - один из лидеров итальянского либерализма, в 1919-1920 гг. премьер-министр Италии, с приходом к власти фашистов эмигрировал. — Прим. пер.
26 De Felice R. Le interpretazioni del fascismo. Ban: Laterza, 1971. P. 29.
42
часто анализировался сквозь призму концепций, созданных для фашизма (так родилась категория национал-фашизма, или фашизма tout court27, призванная объединить феномены, на самом деле очень разные; ее, однако, приняли сами режимы, о которых идет речь, и их критики, а затем война придала ей дополнительную силу), или же к нему применялись категории марксистского анализа, которыми критикам сталинизма по понятным причинам нелегко было оперировать. Если коммунист мог объяснить приход к власти нацизма как результат капиталистической стратегии, то перед лицом советских реалий 1930-х гг. тому же самому коммунисту труднее было отыскать в своем теоретическом арсенале подходящие категории28.
Естественно, появление на сцене нацизма породило некоторые оригинальные мысли, например, Раушнинга — о распаде в результате войны старых элит и утверждении новых, примитивных, «вышедших из масс», или Френкеля - о двойном государстве, к которым мы еще вернемся. Однако новизна фашизма и неожиданные черты сталинизма, а тем более — попытки объединить эти явления генерировали более новаторские идеи.
Как известно, начиная с весны 1923 г. и особенно осенью того же года Джованни Амендола, размышляя о том, какой характер фашизм придал празднованию годовщины похода на Рим (когда делались попытки устранить различие между фашистской партией и государством), стал обвинять режим Муссолини в «тоталитарных» претензиях. Новое слово понравилось Муссолини и главному идеологу нового режима Джованни Джентиле, охотно его позаимствовавшим: Муссолини уже в 1925 г. с гордостью говорил о «свирепой тоталитарной воле» фашизма, а в 1932 г. «тоталитарная» природа последнего была увековечена в статье, которую они вдвоем написали для «Итальянской энциклопедии»29.
27 Просто (фр.). - Прим. пер.
28 См., напр.: Gleason A. Totalitarianism. New York: Oxford University Press, 1995, — а также уже упоминавшийся и в целом тщательный, но несколько разочаровывающий недостаточным вниманием к тенденциям развития обзор Кершо (Kershaw I. The Nazi Dictatorship. Problems and Perspectives of Interpretation. London: Edward Arnold, 1989).
29 О происхождении термина см.: Petersen J. La nascita del concetto di «Stato tota-litario» in Italia // Annali dell'Istituto italo-germanico in Trento. 1975. Vol. I. P. 143-168. Гитлер, наоборот, избегал называть свой режим «тоталитарным», поскольку считал его непохожим ни на какие другие.
43
В последующие годы Муссолини стал употреблять это понятие и в отношении нацистской Германии, но не Советского Союза (Италия и Германия в официальных документах режима стали тогда именоваться «тоталитарными государствами», а в документах западных демократий они часто фигурировали как «авторитарные государства», иногда вместе с СССР), тогда как противники фашизма продолжали использовать его в критическом смысле. Например, дон Стурд-зо в своем изгнании в 1926 г. назвал тоталитарным «двойное давление государственной централизации и партийной монополии», имеющее целью подчинить всю страну власти фашистского меньшинства, и добавил при этом: «Существует теория, что фашизм, или национал-фашизм, это все, а остальная страна — ничто»30.
Чуть позже, полемизируя со сторонниками Веймарской республики и, следовательно, опираясь на точку зрения, противоположную по духу суждениям Стурдзо, Карл Шмитт, размышляя о прошлом немцев, ввел категории качественно тотального и количественно тотального государства31. Первое, отчасти нашедшее свое воплощение в Германии первых лет войны, фашистской Италии и Советском Союзе, стоит над обществом и может направлять его куда хочет в своих целях, которые, по сути, заключаются в достижении власти и могущества (отсюда примат внешней политики над внутренней). Второе же представляет собой дегенеративный вариант первого, когда происходит прямо противоположное, и само общество в некотором смысле становится государством, ставя последнее на службу собственным потребностям. В этом случае в результате разлагающей деятельности социал-демократии вся энергия государства уходит на создание социального благосостояния, что делает его «тотально слабым», лишенным динамического элемента. Именно это, по мнению Шмитта, и случилось с презренной Веймарской республикой.
Шмитт явно отдавал предпочтение первому типу, что заставило его с энтузиазмом приветствовать появление нацизма как предполагаемого воплощения в жизнь идеи качественно тотального государства на немецкой земле, но это не должно помешать нам увидеть, что благодаря его схеме, наверное, в первый раз стало
30 Sturzo L. Italy and fascismo. London: Faber, 1926.
31 Schwab G. The Challenge of the Exception: An Introduction to the Political Ideas of Carl Schmitt between 1921 and 1936. Westport, Conn.: Greenwood, 1989; Gleason A. Totalitarianism. P. 20-30.
возможно выделить экспансию государства, противоположную по знаку спенсеровской регрессивной модели, порожденной войной, и, пользуясь одним и тем же понятийным аппаратом, различить два типа экспансии, имеющие помимо некоторых общих черт ярко выраженные отличия, не менее, а может быть, и более важные. Так открылась возможность решить новую и весьма серьезную проблему классификации, которую поставило провозглашение Рузвельтом после (и в результате) кризиса 1929 г. «Нового курса», демонстрировавшего, по крайней мере внешне, подозрительное сходство с новыми европейскими режимами и тем не менее совершенно очевидно и весьма существенно от них отличавшегося.
Это отличие хотя и мало что говорило об истоках второго типа экспансии государственного вмешательства, связанного с демократизацией государства и распространением его задач на социальную сферу (процессами, в свою очередь, как мы увидим, тесно переплетающимися с явлением, которое можно назвать «национализацией» государства «массами»), тем не менее позволяло преодолеть упрощенный подход, заставивший в те годы таких проницательных мыслителей, как Мизес, и политиков, как Гувер, осуждать «Новый курс», несправедливо усматривая в нем зародыш будущего «тоталитарного» режима. Но в то же время сопоставление этих типов расширения роли и функций государства, столь разных и по своим причинам, и по своим следствиям, не давало упустить из виду некоторые черты реального сходства, помогая свести в единую картину общие проблемы, которые в будущем могли омрачить существование экономических систем, отмеченных сильным влиянием государства32.
32 Я имею в виду известную проблему связи политических курсов, впоследствии получивших общее название кейнсианских, с военной экономикой, с одной стороны, и экономиками советского типа - с другой. Невзирая на несомненные и кардинальные различия в интенсивности (хотя можно привести примеры крайней кейнсианской политики) и целях, расширение государственного вмешательства даже в столь разных случаях, бесспорно, имело отчасти схожие последствия, правда, в течение недолгого времени. Это, например, инфляция, которая, впрочем, проявлялась по-разному в зависимости от способов формального контроля над Ценами; кризисы, спровоцированные неравным распределением производительных сил; низкий в среднем уровень общественного управления предприятиями; неуклонное снижение производительности, сопровождающееся эксплуатацией вторичных ресурсов. См.: Graziosi A. Alle radici dello XX secolo europeo. P. LXXIX, LXXXIII—LXXXIV, а также ниже, гл. 6, где я говорю о «Новом курсе».
45
Шмитг восхищенно цитировал Юнгера, выведшего из опыта великой войны концепцию «Тотальной мобилизации» (1930), описывая модель военно-индустриального общества, состоящего из солдат-рабочих, основанного на принципах организации, механизации и волонтерства, и сравнивая происходившее в годы первой мировой войны в центральноевропейских империях с тем, что, как ему казалось, происходило в Советском Союзе в годы первой пятилетки33.
Даже если советская правящая верхушка в 1930 г. разделяла принципы и взгляды Шмитта и Юнгера, советская действительность начала 1930-х гг. все же глубоко отличалась от того ее образа, который внедрялся среди западных интеллектуалов, зачастую ослепленных желанием поверить в существование лучшего мира и потому неспособных «видеть»34. Поэтому новые категории, призванные охарактеризовать «перерождение» советской системы и черты нового режима, возникающего из нее, связывая этот последний с происходящим в других европейских странах, а затем и в США при Рузвельте, появились в среде тех, кто лучше знал советские реалии, - в кругах оппозиции нарождающемуся сталинизму, прежде всего троцкистской.
Первым гипотезу о том, что революция, совершенная в не созревшей для этого стране, а затем гражданская война произвели на свет нечто, в корне отличное от желанного социалистического общества, выдвинул В.М.Смирнов, видный лидер левых коммунистов, возглавивший затем группировку левой оппозиции Сталину.
Кажется, Смирнов первым в начале 1920-х гг. заговорил (а Преображенский впоследствии всячески популяризировал эту мысль) о возможности применения Марксовой концепции «первоначального накопления» к СССР, отсталость которого, вкупе с международной изоляцией, сделала необходимым период чрезвычайного давления государства на общество, дабы спешно, любой ценой модернизировать его, жестоко выжимая из него необходимые ресурсы, как, согласно Марксу, делал и капитализм на заре своего существования (отметим, что использование Марксовой концепции недвусмысленно означало даже возможность рабства).
33 Jiinger E. Die totale Mobilmachung // Junger E. Samtliche Werke. Stuttgart: Klett-Gotta, 1980. Vol. VII. P. 119-141.
34 И это несмотря на то, что очень скоро появилось много достоверной информации о положении в СССР. См., напр.: Graziosi A. La conoscenza della realta sovietica in Occidente negli anni Trenta: uno sguardo panoramico // II mito dell'Urss. La culture occidentale e 1'Unione sovietica / A cura di M.Flores, F.Gori. Milano: Feltrinelli, 1990. P. 157-172.
46
Вскоре, однако, исходя также из размышлений Энгельса о способности государства в определенных исторических ситуациях приобретать широкую автономию относительно общества и социальных классов (эта концепция, несмотря на то что была разработана на базе марксистского анализа наполеоновской власти, носила новаторский характер, учитывая традиционные для марксизма недостатки в анализе государства35), Смирнов, наоборот, стал задаваться вопросом, не породила ли в Советском Союзе комбинация войны — преждевременной революции - гражданской войны особенно крайний случай такого рода. Иными словами, большевики, оставшиеся таковыми, имели дело с надклассовым сверхгосударством, способным — в руках группы сталинистов, отождествлявших себя с ним, — привести к чрезвычайно неприятным последствиям, которые теория совершенно не в силах была предсказать36.
К тем же выводам пришел и Артуро Лабриола, уже в 1931 г., предвосхищая Карра, к которому мы еще вернемся, назвавший СССР государством «скорее меркантилистским, чем социалистическим», хотя и он, несмотря на свое анархо-синдикалистское прошлое, вскоре пал жертвой мифа о государстве, утверждению коего так способствовала первая мировая война.
Упрощенные представления, складывающиеся в чарующую картину всемогущества государства, не омраченную сомнениями относительно его возможных ужасных последствий, получили широкое распространение среди западных социалистов, наиболее готовых к восприятию всего нового, что нес с собой тот период; многие из них в конце концов пришли к сотрудничеству с нацистами. Так, например, неосоциализм Марселя Деа в 1931 г. нашел точку опоры в «новой социалистической концепции государства... как гигантского органа, доминирующего над классами, всеми классами», а Де Ман считал государство «социологическим образованием sui generis... со своей собственной волей»37.
35 Ср. письмо Энгельса К.Шмидту от 2 октября 1890 г., о важном значении которого для советского контекста см.: Lewin M. The Making of the Soviet System. New York: Pantheon, 1985. P. 304.
36 Смирнов B.M. К вопросу о наших хозяйственных затруднениях // Trockij Archives. T 874. Houghton Library, Harvard University.
37 Labriola A. Au dela du capitalisme et du socialisme. Paris: Respublica, 1931. P. 228; Cassirer E. The Myth of the State. New Haven, Conn.: Yale University Press, 1946; Sternhell Z. Ni droite, ni gauche. Bruxelles: Complexe, 1987. P. 195, 221.
47
В том же 1931 г. В.М.Смирнов уже оказался в сталинском застенке. Вероятно, именно он, судя по воспоминаниям А.Чилиги, некоторое время спустя убеждал других заключенных, что «коммунизм — это крайний фашизм, а фашизм — умеренный коммунизм» и что Советский Союз, Италию, Турцию Ататюрка, Германию и Соединенные Штаты с их «Новым курсом» можно отнести к одной и той же категории38.
Схожие идеи и параллели, касающиеся также и «Нового курса», вскоре дали жизнь категории «бюрократического коллективизма», разработанной в конце 1930-х гг. Бруно Рицци, стоявшим наособицу итальянским троцкистом-еретиком, чьи работы сыграли не последнюю роль в возрождении антикоммунистического итальянского социализма после второй мировой войны39. Почти наверняка именно идеи Рицци вдохновили менее яркого и не наделенного таким провидческим даром исследователя Джона Барнхе-ма, автора «Управленческой революции» (1941), где он утверждал, что страны, в которых разными путями и с помощью разных идеологий захватила власть управленческая бюрократия, постепенно конвергируют к единой модели. Тем самым Барнхем предвосхитил (правда, он писал об этом в негативном ключе) столь же банальные, но оптимистические, навеянные упрощенными моделями модернизации теории конвергенции, вьщвигавшиеся множеством социологов и политологов в эпоху мирного сосуществования40.
По-видимому, работы Рицци оказали известное влияние и на ход мыслей Троцкого, в последние годы жизни пришедшего от прежних своих теорий о сталинизме как «термидоре» большевистской революции к гораздо более пессимистическому взгляду на последствия «предательства» революции, совершенного Сталиным и его приспешниками.
В 1930-е гг., констатируя, что экономическая система страны пока еще не изменена возвратом к частной собственности, Троц-
з» Ciliga A. Dix ans derriere le rideau de fer. Paris: Plon, 1950. Vol. I. P. 210.
39 Rizzi B. La bureaucratisation du monde. Paris, 1939 (переизд. в Милане изд-вом Sugar под назв. «II collettivismo burocratico» в 1967, а затем в 1977 г., с предисловием Беттино Кракси и введением Лучано Пелликани). В конце 1920-х гг. анализ растущей бюрократизации экономики был в положительном ключе проделан на основе немецкого опыта Германом Бенте, чью работу в СССР продолжил Бухарин. См.: Bente H., Bucharin N.I. Inefficienza economica organizzata / A cura di A.Salsano. Torino: Bollati Boringhieri, 1988.
40 Burnham J. The Managerial Revolution. New York: John Day, 1941.
48
кий продолжал верить в возможность возвращения советского общества к приемлемым формам социализма. Однако после больших процессов и чисток 1936—1938 гг., а также заключения годом позже пакта Молотова — Риббентропа перспективы такого возвращения должны были казаться и ему, и всем остальным левым все более отдаленными. В этом контексте гипотезы вроде тех, что выдвигал Рицци, очевидно, подсказали ему, что отмена частной собственности — отнюдь не панацея от всех бед, как уверял марксизм. Показательно, что и Троцкий незадолго перед тем, как был убит, говоря о советском опыте, употреблял слово «тоталитаризм».
Гильфердинг, на чьи теории на первых порах опирались организаторы советской экономики, в 1940 г. также признал ограниченность марксистской теории государства, мужественно и самокритично пересмотрел свои взгляды на национализацию, которую раньше так горячо поддерживал, анализируя ее неожиданные результаты. Он поднял проблему определения социальной природы СССР, заявив, что советский строй невозможно отнести ни к категории государственного капитализма, ни к категории социализма. Скорее, речь может идти о «тоталитарной государственной экономике», системе, к которой, добавлял он, «несмотря на большое различие отправных точек», конвергируют «экономические системы тоталитарных государств». В основе ее лежат эмансипация государства от экономики и подчинение этой последней (и общества, добавим мы) носителям государственной власти. И то и другое — результат ситуации, «созданной главным образом войной, которая превратила государство в самостоятельную силу». Таким образом, первыми стали применять понятие «тоталитаризм» для характеристики сталинского СССР по большей части критики сталинизма слева, и они становились все радикальнее и радикальнее — уже перед второй мировой войной, — по мере того как наблюдали, как им казалось, деградацию системы, которую сами же помогали строить. Вместе с определением сталинизма как «тоталитарного» режима крепло убеждение, что эта деградация уже необратима41.
Идя примерно по тому же пути, что и Гильфердинг, чуть раньше - в 1935 г. - ученый-марксист Рихард Лёвенталь выделил как одну из основных черт фашизма углубление вмешательства госу-
41 Гильфердинг Р. Государственный капитализм или тоталитарное хозяйство // Социалистический вестник. 1940. См. также: Forti S. Totalitarismo. Roma - Bari: Laterza, 2001.
• 49
дарства в сферу экономики и расширение протежируемого государством промышленного сектора. Он назвал фашизм «сообществом неудачников», в котором — в том числе в некоторых рабочих кругах - развивается склонность «возлагать все надежды на вмешательство государства».
Оригинальность тезиса Лёвенталя, вообще говоря, не слишком глубокого, заключается, с одной стороны, в признании того факта, что усилению государственной власти в экономике способствует импульс, идущий снизу, от рабочего класса, но совершенно не тот, о котором трубили коммунисты и социалисты (хотя разница тут, по сути, лишь кажущаяся: рабочие лидеры, умолявшие государство спасти ту или иную фабрику, могли быть совершенно искренне убеждены, что таким образом облегчают переход экономики к высшим организационным формам). С другой стороны, тот же тезис намечал пределы возможностей этой возросшей власти, особенно в долгосрочной перспективе: какое будущее, в самом-то деле, могло ожидать в обстановке международной конкуренции «сообщество неудачников»? С этой точки зрения, можно утверждать, что Лёвен-таль, хотя и не обладал таким же аналитическим даром, присоединился ко всем уже упоминавшимся выводам Мизеса и Бруцкуса об ограничениях, существующих для государственного вмешательства в экономику, которые в силу экстремального характера этого вмешательства заложили мину замедленного действия в советскую систему, в краткосрочной перспективе достигшую благодаря тому же экстремизму небывалого могущества42.
1935-м годом датированы и знаменитые «Лекции» Тольятти о фашизме, в которых, пожалуй, в первый раз делалась попытка осветить историю этого явления, представляя его как реакционный
42 Статья Лёвенталя 1935 г. опубл.: De Felice R. II fascismo. Le interpretazioni dei contemporanei e degli storici. Bari: Laterza, 1970. P. 296 ss. Вскоре после второй мировой войны и А.Таска подчеркнул значение возросшей благодаря войне роли государства для той «заметной трансформации традиционных капиталистических кадров», которая позволила утвердиться фашизму. Он связывал это также с изменением в пользу паразитического капитала баланса сил между двумя видами капитализма, о которых говорил В.Парето в своей блестящей критике протекционизма и государственного интервенционизма конца XIX в. (De Felice R. Interpretazioni del fascismo. P. 77, 157). Как это ни парадоксально, фашизм первым воспользовался аргументацией, подобной аргументации Лёвенталя, позаимствовав ее, собственно, у Парето и его учеников, в своих нападках как на социалистов, так и на Нитти с Джолитти. См., напр.: Lupo S. И fascismo. La politica in un regime totalitario. Roma: Donzelli, 2000. P. 57 ss.
50
массовый режим, прошедший в своем становлении ряд этапов. Эти этапы отнюдь не были ступенями реализации «заранее составленного плана» и, поддаваясь четкому выделению и резко различаясь между собой, свидетельствовали к тому же о развитии процессов, изначально непредвиденных. Цепляться за телеологическую концепцию развития фашизма, согласно которой фазы его были неизбежны и запрограммированы еще в зародыше, добавлял Тольятти, значит самому пасть жертвой фашистской идеологии.
Эта мысль тем более знаменательна, что, хотя сейчас невозможно установить, сознавал ли это Тольятти в 1935 г. (он работал тогда в Москве и наверняка сталкивался с непредвиденными последствиями большевистской революции, заставившими многих его бывших товарищей, включая Грамши, отвернуться от него), ее naturaliter43 и a fortiori44 можно приложить и к большевистскому опыту. Многие крупные исследователи большевизма впоследствии так и делали, именно с этой исторической точки зрения полемизируя либо со сталинистскими (или более-менее оправдывающими сталинизм) реконструкциями, либо с теми, кто рассматривал сталинизм в категориях тоталитаризма45.
Рассуждения 1930-х гг. о вырождении советского социализма и проблемах его «классификации» легли также в основу работы Карла Витгфогеля. Великий синолог и бывший воинствующий коммунист после войны придал новую емкость и силу понятию «восточного деспотизма» (фигурировавшему, как мы видели, уже в первых попытках меньшевиков осмыслить эту тему) в своей знаменитой книге, написанной скорее с веберианских, нежели с марксистских позиций46.
К послевоенному периоду (чисто хронологически) относятся и слова Исаака Дейчера, знаменитого биографа Троцкого, интерпретировавшего и некоторым образом оправдывавшего осуждаемый в целом сталинизм как чудовищный режим, «варварскими средствами уничтожавший варварство в России» (заметим, что этот довод не слишком отличается от тех, которыми отдельные апологеты империализма оправдывали присутствие и образ действий европейцев в колониях).
43 Естественным образом (лат.). — Прим. пер.
44 Силою вещей (лат.). — Прим. пер.
45 Я имею в виду, напр.: Lewin M. The Making of the Soviet System.
46 Wittfogel K. Oriental Despotism. A Comparative Study of Total Power. New Haven, Conn.: Yale University Press, 1957.
Этот тезис шокировал, но в то же время и привлекал значительную часть западных советологов. Однако то, что казалось смелым новшеством, на самом деле представляло собой не что иное, как буквальное повторение «теорий», помогавших многим троцкистским лидерам в 1928—1929 гг., как бы присоединяясь к упоминавшейся выше мысли о необходимости «социалистического первоначального накопления», оправдывать почитание нового деспота, которому они готовы были служить. И.Н.Смирнов, например, признавался тогда Виктору Сержу, что неспособен сидеть сложа руки: «Я хочу строить! Центральный комитет, пусть варварскими и часто глупыми методами, строит будущее. Наши идеологические расхождения имеют мало значения перед лицом грандиозного строительства новой индустрии»47.
Заимствование Дейчером этих идей интересно не только потому, что показывает одну из хронических болезней историографии, где зачастую можно прослыть новатором, повторяя спустя десятки лет мысли непосредственных участников событий, о которых пишешь. Здесь скрывается суть теорий «модернизирующих диктатур», упоминавшихся во Введении48, со всей их ограниченностью и наивностью, коренящейся в банально нейтральном взгляде на процессы модернизации, по-видимому, игнорирующем тот факт, что если модернизация происходит разными способами, то следует ожидать появления глубоких различий, а не единообразия.
Накануне второй мировой войны на свет появилась, вероятно, наиболее интересная из всех категорий, предлагавшихся для интерпретации европейских феноменов межвоенного периода. На знаменитой конференции 1936 г. великий историк Эли Алеви предложил считать их тираниями и назвал период начиная с 1914 г. «эрой тираний» (ere des tyrannies)49.
Алеви выбрал греческое слово в том числе по совету последователя и во многих отношениях прямого наследника Дюркгейма — Марселя Мосса, с которым он обсуждал условия перехода от демократии к тирании в эпоху античности (с этой точки зрения,
47 О шумихе, поднятой теми, кто увидел дерзкие интерпретативные новшества в биографии Сталина, составленной Дейчером, см.: Gleason A. Totalitarianism. Р. 126; Serge V. Memoiresd'un revolutionnaire, 1901-1941. Paris: Seuil, 1951. P. 269.
48 Gleason A. Totalitarianism. P. 128.
49 Namier L.B. Europe in Decay. A Study in Disintegration. Gloucester, Mass.: Peter Smith, 1963. P. 131; Halevy E. L'ere des tyrannies; Stern F. Historians and the Great War // The Yale Review. 1994. Vol. 82. P. 34-56.
52
можно видеть определенное сходство с тезисом Мартова о роли войны и солдат в утверждении большевистской власти).
По мнению Мосса, контактировавшего с русскими эсерами и видевшего прямую и тесную связь между Сорелем, Лениным и Муссолини, следовало в особенности учитывать роль «активных меньшинств» (minorites agissantes), образуемых в основном молодыми людьми мужского пола, насилия и свойственного активным меньшинствам духа «вечных заговорщиков». Партии типа фашистской или большевистской по крайней мере на первых порах были «тайными сектами» со своими «боевыми организациями» вроде штурмовых отрядов или ГПУ, окопавшимися в завоеванных ими обществах (здесь, кстати, уместно вспомнить, что во время страшного кризиса, вынудившего большевиков принять новую экономическую политику, Ленин часто сравнивал их с горсткой завоевателей в покоренной стране).
Сопоставляя эти современные секты, чья роль и силы неизмеримо выросли благодаря войне, с античными «мужскими обществами», Мосс подчеркивал и в том и в другом случае культ действия, молодость и агрессивную мужественность. Отчасти разделяя современные ему идеи Раушнинга о появлении в результате войны новых примитивных элит, он сумел подметить некоторые характерные черты «тоталитарных» режимов и по крайней мере косвенно привлек внимание к особенностям демографического состава европейского общества, которое первым испытало действие демографической революции и в котором благодаря ей постоянно во