Несмотря на то что третьему акту великой европейской войны XX в. посвящено огромное количество мемуаров и исследований, историческое его осмысление, пожалуй, продвинулось вперед меньше всего. Он тоже представлял собой одновременно войну и революцию и в этом качестве подвел итог проблемам, которые были поставлены первой мировой войной либо приобрели под ее влиянием новые характеристики, или по крайней мере надолго привел их в систему. Но, как и акт первый, это была также революция сама по себе, и она не ограничилась завершением уже начатого, а, радикально изменив европейский порядок, поставила новые вопросы, отчасти предопределив ответы на них.
Конец третьего акта (опять-таки как и первого) не совпадал с формальным окончанием боевых действий в 1945 г. На Востоке территории, контролируемые Москвой, еще несколько лет продолжало лихорадить: голод (например, в СССР в 1946—1947 гг.), массовые депортации, высылки национальных групп, распространение вширь процессов коллективизации, повсюду встречавшее сопротивление, в том числе вооруженное. Умиротворение этих территорий — т.е. ликвидация партизанских движений в Польше, Прибалтике, и особенно в Западной Украине, — потребовало времени, затянув вооруженный конфликт до самого начала 1950-х гг.
На западе ослабление, а то и трагическое крушение (в случае Италии и Германии) нации-государства, падение престижа национальной идеи, американское присутствие, которое с трудом терпели, но считали совершенно необходимым из-за невозможности противостоять Советскому Союзу в одиночку, положили начало глубоким и, пожалуй, необратимым изменениям в самом ха-
230
рактере системы государств, первоначальный облик которой реконструировал Ранке.
Изменения начали становиться заметными в середине 1950-х гг., когда, как я говорил во Введении, на обеих половинах Европейского континента стал приобретать четкие очертания новый мир. Вскоре после этого создание Общего рынка ускорило на Западе трансформации, связанные с модернизацией, и привело к быстрейшему исчезновению крестьянского общества, которое, как это ни парадоксально, на Востоке, где оно сразу подверглось массированной атаке в ходе послевоенной коллективизации, сохранилось дольше благодаря компромиссам 1953—1956 гг. Исчезновение крестьянства было знаком и главнейшим элементом разрушения традиционного общества вообще; наряду с усилением роли женщин, стремительными переменами в сфере промышленного труда, оно предвещало рождение новой Европы. Очень скоро внесли свою лепту и экстраординарные демографические изменения, которые превратили старый континент, в течение двух-трех столетий служивший источником великих миграционных потоков, в объект иммиграции.
Тогда-то и началась новая, современная европейская история, как я назвал ее во Введении. Но почву для нее подготовила великая война-революция, о которой мы говорим, и третий и последний акт ее (так же как первый) начался на Востоке - с раздела Чехословакии, а затем Польши1.
Достаточно беглого взгляда на цифры потерь (погибшие англичане, французы, американцы, итальянцы насчитываются сотнями тысяч, поляки, украинцы, евреи, белорусы, русские и немцы - миллионами и десятками миллионов человек), чтобы увидеть, что, в отличие от 1914—1918 гг., на этот раз война велась в основном на Востоке, и там в годы войны и сразу после нее процессы варваризации и брутализации, запущенные в 1914— 1922 гг., вышли на новый виток. Их кульминацией стало истребление евреев, подстегиваемое упоением победы и рожденным ею чувством безнаказанности. Это в то же время символ и крайнее проявление политики расовой реорганизации общества, проводившейся немцами на Востоке на базе идеологии, гротескная, до
1 Сэр Джеймс Хедлем-Морли, главный историк-консультант Форин-Оффис в то время, предсказывает это еще в 1925 г. в своем меморандуме для Чемберлена (см.: Lichtheim G. Europe in the Twentieth Century. New York: Praeger, 1972. P. 123).
231
смешного, примитивность которой, с интеллектуальной точки зрения, служила еще одним симптомом, свидетельствующим об исторической бездне, куда устремилась Европа с частью своих обитателей. Миллионы людей были уничтожены, миллионы депортированы или обращены в рабство - и все для того, чтобы подготовить почву для эмиграции на Восток «народа-хозяина», искавшего в XX веке сельскохозяйственные угодья для колонизации, «жизненное пространство» для тех младших крестьянских сыновей, которых тот же XX век уже начал самих «ликвидировать» (но совсем-совсем иначе), дав им возможность благодаря своей предприимчивости перейти к другим (и по-другому оплачиваемым) занятиям2.
Жестокость двух великих тираний, после недолгого союза 1939—1941 гг. вступивших в спор за господство на континенте, была не только трагична сама по себе: в глазах многих она санкционировала новый путь поиска решения «раз и навсегда» социальных и национальных проблем, сделала популярным определенный тип сведения счетов.
Как справедливо подчеркивалось, советская политика на оккупированных территориях в 1939—1941 гг. и после 1944 г. и в особенности политика немцев (которые всей Центральной и Восточной Европе служили образцом цивилизованности и задавали модель поведения) в 1939—1944 гг. в равной мере стали примером для подражания. Прибавьте к этому принцип «разделяй и властвуй», применявшийся обеими тираниями на оккупированных землях. Благодаря им зародился коллаборационизм, мотивированный как идейными соображениями, так и материальными интересами (например, стремлением добиться пересмотра версальских договоров). Сам являясь плодом старых междоусобиц, он углублял их и, в свою очередь, плодил новые счеты и междоусобицы. Наконец, возникли партизанские движения и формирования, по самой своей природе не поддающиеся никакому контролю. Все это создавало благоприятную почву для вспышек массового насилия, которым к тому же служили надежным прикрытием боевые действия между регуляр-
2 Graziosi A. Alle radici del XX secolo europeo // Mises L. von. Stato, nazione ed economia. Torino: Bollati Boringhieri, 1994. P. XXXVIII - XXXIX; Browning C.R. The Path to Genocide: Essays on Launching the Final Solution. Cambridge: Cambridge University Press, 1992.
232
ными армиями, не дававшие как следует разглядеть, что происходит в том или ином регионе, узаконивавшие применение насилия для миллионов людей и заставлявшие любую ситуацию оценивать с грубой простотой: друзьям надо помогать, врагов -уничтожать3.
В такой обстановке и благодаря таким вот урокам в Восточной Европе после 1939 г. прошло множество «малых» этнических чисток: акции венгров против сербов в Банате, болгар — против румын в южной Добрудже; в Македонии вычищали греков и сербов, в Хорватии — сербов и цыган (и т.д.). Почти повсюду — единственное серьезное исключение представляет собой Болгария — наряду с этими акциями шло яростное преследование евреев. Разумеется, его стимулировало и подстегивало поведение немцев, однако многие восточные европейцы с энтузиазмом принимали в нем участие, а многие другие, хотя порой происходящее и внушало им ужас, все же с удовлетворением смотрели, как «решается» еврейская проблема4.
После того как были открыты новые источники, в первую очередь (хотя и не только) архивные, стало возможно реконструировать некоторые случаи массового истребления, нередко взаимного. Яркий пример - то, что происходило между поляками и украинцами в Восточной Галиции, которая уже в предшествующие десятилетия была предметом спора между дворянством и городским населением польской национальности с одной стороны и украинскими крестьянами с другой. В 1918 г. там предпринималась попытка создать украинское государство, но поляки подавили ее с помощью французов. Последовавшая затем польская оккупация, репрессивная, пренебрегающая нуждами местного населения политика, на которой она держалась, все сильнее разжигали негодование, уже не раз выплескивавшееся во время «жакерии» прошло-
3 Gross J.T. Revolution from Abroad. The Soviet Conquest of Poland's Western Ukraine and Western Belorussia. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1988; The Politics of Retribution in Europe, World War II and Its Aftermath / Ed. by I.Deak, J.T.Gross, T.Judt. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 2000; Snyder T. «To Resolve the Ukrainian Problem Once and for All». The Ethnic Cleansing of Ukrainians in Poland, 1943-1947 // Journal of Cold War Studies. 1999. Vol. 2. P. 86-120.
4 См., напр.: Gross J.T. Neighbors. The Destruction of the Jewish Community in Jedwabne, Poland. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 2001. Краткое подведение итогов полемики, вызванной этой книгой, см.: Deak I. Heroes and Victims // New York Review of Books. 2001. Vol. XLVIII. No. 9. P. 51-56.
233
го. Очередной взрыв произошел весной - летом 1943 г., сначала на Волыни5.
Здесь, где поляков было не так много и атаки на них находили широкую поддержку среди крестьян, алчущих земли, украинские партизанские отряды решили воспользоваться пространством, очищенным благодаря германскому кризису, и временным зазором перед приходом Советов, чтобы свести счеты с польским меньшинством, уже ослабленным в результате утраты собственного государства в 1939 г., советских депортаций 1939-1941 гг., уничтоживших его военные, административные и экономические кадры (и поэтому, как ни парадоксально, поначалу популярных среди украинских националистов-антикоммунистов, видевших в них первый этап реализации своей программы «Украина - для украинцев»), немецкой политики, направленной на ликвидацию польской элиты.
На атаки украинцев, которые вскоре начались по всей Восточной Галиции и сопровождались обычными зверствами, призванными запугать уцелевших и вынудить их покинуть край, с неменьшей жестокостью отвечали польские партизанские отряды. Примерно за год, т.е. до занятия Львова Советской властью, число жертв этой бойни, в большинстве своем поляков, достигло 50—100 тыс. человек. Еще 200-300 тыс. поляков оставили Волынь до прихода Советов. В течение двух-трех последующих лет к ним присоединились еще около миллиона их соотечественников, которые, после того как все предшествующие десятилетия велись разговоры о необходимости изгнания украинских бунтовщиков с территорий, подвластных Варшаве, вдруг оказались в новой советской Украине, куда большей по размеру.
В целом трагический финал столетней истории польских поселений в местности, ставшей Западной Украиной, - следствие всего лишь одного из многих процессов, сливавшихся в общее широкое движение, которое меняло облик Европы и уже в 1948 г. анализиро-
5 Baker M. Lewis, Namier and the Problem of Eastern Galicia // Journal of Ukrainian Studies. 1995. Vol. 20. No. 1-2; Snyder T. «To Resolve the Ukrainian Problem Once and for All». Об отношениях между поляками и украинцами в Галиции в период между двумя мировыми войнами, о презрении, которое первые испытывали ко вторым и которое культивировалось в том числе с помощью исторических романов вроде «Огнем и мечом» Г.Сенкевича, см. также: Myciek В. Immagini dell'Ucraina e deH'ucraino nella Polonia dopo la prima guerra mondiale // Miti antichi e moderni tra Italia e Ucraina / A cura di K.Konstantynenko et al. Padova: Universita degli Studi Ca' Foscari di Venezia, 2000. P. 304-328.
234
валось Кулишером в прекрасной книге с характерным названием «Европа в движении»6.
С этой точки зрения, вторая мировая война является кульминацией нового, зачастую вынужденного «переселения народов», начало которому положили социальные неурядицы XIX в. (вспомним, что говорилось выше об урбанизации и миграциях, вызванных индустриализацией). Благодаря первой мировой войне оно продолжалось и ускорялось, а после 1939 г. произошел бурный всплеск — следствие советских и немецких операций по депортации, жестокого сведения национальных счетов за кулисами большой войны между СССР и Германией, массовых перемещений, напрямую связанных с боевыми действиями (представим, сколько людей согнали с места сначала наступление немцев и отступление советских войск, потом, наоборот, советское наступление и немецкое отступление).
Подобное принудительное «переселение народов» — уже в начале 1943 г. захватившее более тридцати миллионов европейцев, которые в следующие пять лет увлекли за собой еще двадцать миллионов, - в целом представляло собой скачок вперед, в направлении ужесточения, в деле ликвидации «проблемы» существования разных в языковом и религиозном отношении общностей на одной территории, коим определялась самая сущность Мизесовой Восточной Европы (и в этом смысле тоже оно стало продолжением, а нередко и драматическим завершением процессов, которые шли как минимум лет сто и которые мы анализировали во второй части данной книги).
И случай с поляками Западной Украины, и переселение народов в результате послевоенных вендетт против побежденных, возбудивших ненависть к себе в предыдущие годы (особенно это касалось немцев), позволяют увидеть одну особенную, чрезвычайно важную составляющую этого феномена.
Благодаря ликвидации немецких общин на большей части территории Восточной Европы, как и польских — в Восточной Галиции, под корень обрубались главные «щупальца», как выражался Нэмир, протянутые народами-хозяевами в эти земли. В данном случае также речь идет о продолжении процессов, идущих уже несколько десятилетий: вспомним еще раз о влиянии урбанизации на этнический состав городов, постепенном уходе турок с Балкан,
6 Kulischer E.M. Europe on the Move: War and Population Changes, 1917-1947. New York: Columbia University Press, 1948; Schechtmann J.B. Postwar Population Transfers in Europe, 1945-1955. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1962.
235
греков из Румынии, Болгарии, а затем с побережья Малой Азии, наконец - об отступлении немцев после поражения 1918 г. (мы ведь видели уже, что и первую мировую войну можно было бы анализировать с точки зрения соперничества славян и немцев за контроль над Восточной Европой).
После окончания второй мировой войны и в первые послевоенные годы это явление приняло новые, гораздо более радикальные формы. В частности, последний отчаянный натиск «народа-хозяина» (Herrenvolk) на Восток привел к окончательному краху германоцентричной вселенной, во всяком случае — ее непосредственной опоры в виде немецких колоний, сделав отныне невозможным какое-либо «общегерманское» решение.
Колонии, когда-то доходившие до Волги7, были сметены с лица земли: подсчитано, что с 1945 по 1950 г. примерно 13-15 миллионов восточных немцев (из которых 10 миллионов проживали на территориях, отданных союзниками Польше) подверглись изгнанию, после того как союзники в Потсдаме, где Советский Союз хвалился, что у него во многих районах, некогда почти сплошь немецких, уже «не осталось ни одного немца», заключили соглашение, санкционирующее «перемещение в Германию немецкого населения, еще остающегося в Польше, Чехословакии и Венгрии, или части его» (в свете этого весьма любопытно читать слова «Песни о Германии» - «Deutschlandslied», говорящие о расширении Германии до города Мемеля и протекающей возле него реки Немана — теперь это соответственно литовские Клайпеда и Нямунас — и сопоставлять их с нынешними германскими границами).
Главный исследователь вопроса писал: «Mitteleuropa утратила тогда большую часть своей человеческой и материальной базы. Немцы (или культурное наследие их миграции и колонизации) больше не являются ни в каком реальном смысле общим знаменателем Центральной Европы. За исключением нескольких сотен тысяч человек, оставшихся в Трансильвании и Венгрии [откуда и сейчас мно-
7 Atlas ostliches Mitteleuropa / Hrsg. von T.Kraus. Bielefeld-Berlin: Velhagen & Klasing, 1959; Komjathy A., Stockwell R. German Minorities and the Third Reich. New York: Holmes & Meier, 1980; Bell-Fialkoff A. Ethnic Cleansing. London: St. Martin's Press, 1996; Nai-mark N. Fires of Hatred. Ethnic Cleansing in Twentieth-Century Europe. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2001; Schechtmann J.B. Postwar Population Transfers in Europe; Esodi. Trasferimenti forzati di popolazione nel Novecento europeo / A cura di M.Cat-taruzza, M.Dogo, R.Pupo. Napoli: Esi, 2000; Redrawing Nations: Ethnic Cleansing in East-Central Europe, 1944-1948 / Ed. by P.Ther, A.Siljak. Boston: Rowman & Littlefield, 2001.
236
гие "возвращаются"], немцев больше нет ни к востоку от Одера, ни в богемских лесах, ни в Каринтии. Очень немногие их архитектурные памятники не стали добычей пожаров в Риге, Кенигсберге, Данциге и на других немецких островках в славянском море. Величайшая в истории Европы миграция со времен позднего средневековья унесла почти всех немцев из центральноевропейского региона, оттеснила их к компактному ядру германских территорий, так что можно утверждать, что в 1946 г. история Mitteleuropa закончилась»8.
Можно, следовательно, также утверждать, что первая половина XX в. была эрой «очищения» Восточной Европы от немецкого элемента, завершившейся полной дегерманизацией Пруссии. Сегодня от нее осталась Калининградская область, занятая и населенная русскими, которые теперь географически отделены от своей родины и судьба которых неясна.
Мы видели, однако, на примере поляков Западной Украины, что судьбу немцев разделили и другие народы, исторически выступавшие в Восточной Европе в роли угнетателей. Тогда была ликвидирована часть венгерских колоний, уцелевших после поражения и кризиса 1918 г. Та же участь ожидала итальянские колонии на далматинском побережье - прямое наследие венецианской империи, послужившее итальянским националистам предлогом для возобновления территориальных претензий.
Рушилась вся национальная пирамида, на которой веками покоилась Восточная Европа, и дело как будто шло к окончательной ликвидации народов-хозяев и их наследия. Два исключения заставляли, однако, не торопиться с выводами.
Первое из них, маленькое, - это сербы, которым лишь недавно удалось создать сферу своего господства, правда, постоянно оспариваемого, и которые сумели, пусть в ограниченной форме и со многими оговорками, сохранить эту сферу, удержав за собой центральную власть внутри Федеративной Республики Югославии.
Второе - большое и куда более разительное - экспансия СССР, где опыт и сама риторика «Великой Отечественной войны» усилили русский элемент. Москва не только отвоевала территории, утраченные в 1917—1918 гг., но распространила сферу своего влияния до Берлина, наложив руку почти на все регионы, где некогда господствовали немцы, венгры и поляки. Экспансия Москвы сопровождалась усиле-
8 Meyer H.C. Mitteleuropa in German Thought and Action, 1815-1945. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1955. P. 323.
237
нием присутствия этнических русских или проникновением их на территории, прямо аннексированные или вновь занятые Советским Союзом, - в Прибалтике, на Украине, в Белоруссии, Молдавии и бывшей Восточной Пруссии (упомянутой выше Калининградской области).
Здесь, как и в случае с сербами, речь шла о «щупальцах», сильно отличавшихся от тех, с которыми ассоциировались народы, доминировавшие на Востоке прежде.
Во-первых, и в СССР, и в новой Югославии народы, фактически подчиненные власти Москвы и Белграда, имели - в соответствии со старым ленинским принципом, о котором мы уже говорили, - свою государственность (автономию). Власть ее была ограниченной, а порой она играла чисто декоративную роль, и все же одно ее существование совершенно меняло дело.
Кроме того, хотя сербы и русские тоже сосредоточивались в городах и нередко контролировали основные военные, административные и политические структуры, вообще занимаемые ими социальные и культурные ниши находились ниже тех, что занимала значительная часть местного населения, отличавшаяся более высоким уровнем благосостояния и образования (иначе обстояло дело в Средней Азии, где, за исключением густо колонизованного северного Казахстана, русское - или, учитывая значительную долю украинского элемента, славянское — присутствие в принципе носило открыто колониальный характер).
Несмотря на эти два фундаментальных исключения, можно сказать, что заключительный акт великого европейского конфликта сильно перекроил границы Восточной Европы в понимании Мизеса. От многонациональных территорий отказались, потеряв их, сначала Турция (правда, в Анатолии существовала большая проблема похожего характера - курдская, - но в Европе турецкий вопрос сохранился в сравнительно небольших масштабах лишь в Болгарии и на Кипре), потом Германия, Австрия и Италия, составлявшие часть этой Восточной Европы благодаря своим колониям и имперским претензиям на Востоке, а также Польша и будущие Чешская и Словацкая республики.
Помимо явлений меньшего порядка, которые есть повсюду, в том числе в Италии, осталась проблема венгерского меньшинства в Румынии, а главное - реальность существования двух крупных федеративных государств — СССР и Югославии. Внутри их границ продолжалось перемещение населения, как свободное, так и вынужденное, что чрезвычайно углубляло и усложняло вопрос, нередко при этом меняя его терминологию.
238
Однако и в данном случае решающим фактором изменения была вторая мировая война. Вспомним, к примеру, уничтожение еврейских общин в Прибалтике, Западной Белоруссии и Западной Украине, изгнание из Западной Украины поляков, резкое сокращение итальянского и венгерского меньшинств в Югославии, почти полное исчезновение немецкого меньшинства в той же Югославии, в Прибалтике, на юге Украины и в Поволжье, где местным немцам пришлось коллективно заплатить за провал жестокого имперского проекта, к которому примкнули многие их представители.
К концу войны, например, Словения уже была почти полностью словенской, в Прибалтике возрастало русское присутствие. Но наиболее важным и показательным примером служит Украина. Вместе с Польшей эта земля сильнее всего пострадала от войны, она потеряла почти 15 млн жителей, при том что общее число населения чуть превышало 40 млн человек. До войны население Украины примерно на 70% состояло из украинцев, на 10% - из русских, среди остальных были евреи, поляки, татары, греки, болгары. После того как были истреблены почти два миллиона евреев из трех, депортированы, уничтожены или бежали 700 тыс. немцев и миллион поляков, проведены чистка греческих и болгарских поселений на Черном море, начатая Сталиным еще перед войной и законченная в 1942 г., и карательная операция по депортации татар из Крыма - тогда еще входившего в состав РСФСР - в 1944 г.9, возникла новая Украина. Границы ее раздвинулись, включив Восточную Галицию, так что она все еще была многонациональной, но совсем не такой, как семь лет назад: украинское большинство, достигшее почти 80%, сосуществовало с трагически ничтожной еврейской общиной и русским меньшинством, число которого быстро удвоилось и стало составлять почти 20% населения.
Это также позволяет утверждать, что последний акт великой европейской войны XX столетия представлял собой пик не только варваризации, но и революции (по тем же причинам). К великим миграциям населения, стремительному распаду, одного за другим, множества государств, исчезновению меньшинств и присутствия, существовавших веками, следует добавить гибель целых социальных классов, жертв нацизма, наступления Красной Армии, операций
9 Документы о депортации крымских татар, включая перевод текста соответствующего указа, похожего на все прочие в том же роде, можно найти в Интернете по адресу: http://www.euronet.nl/users/sota/krimtatar.html. О депортациях в СССР в целом см. работы Бугая и полезный обзор материалов, принадлежащий Полу (приводятся выше, с. 72, прим. 33).
239
различных партизанских движений, новых режимов, установленных после войны с помощью Москвы (в этом смысле оправданными представляются гипотезы, которые выдвигаются теми, кто рассматривает трансформации, происходившие в Восточной Европе после 1945 г., как продолжение процессов, начавшихся во время войны10).
Социальные акторы, игравшие решающую роль на протяжении столетий, перестали существовать или укрылись где-то в других местах: и прусские юнкеры, и польское дворянство, венгерские и румынские магнаты, немецкие и еврейские предприниматели, большая часть городских торговцев и ремесленников инородного происхождения, зажиточное крестьянство, появившееся благодаря процессам, которые начались в XVIII—XIX вв., а теперь раздавленное коллективизацией, и т.д. Иными словами, вся «социально-историческая пирамида» (и, как мы видели, национальная — особенно там, где социальные конфликты воспроизводили национальные) на территории, занимавшей большую часть континентальной Европы, была «грубо обезглавлена и опрокинута»11.
Даже в Западной Европе, которую катастрофа задела сравнительно мало, удар 1939—1945 гг. произвел кардинальные изменения, завершив работу, начатую в 1914-1918 гг. и продолжавшуюся в течение двух десятилетий после первой мировой войны. Вспомним, как живуч был «старый режим», как силен даже в 1914 г., несмотря на «буржуазность» предыдущего века. В 1945 г. он был практически уничтожен: сказались сначала разгром государств, под защитой которых он существовал, затем - последствия американской интервенции.
Хороший пример — Италия, где пала монархия и государственную власть завоевали католические и левые партии, представлявшие также крестьянские и народные слои и интересы, против которых было построено унитарное государство и от которых последнее думало защититься с помощью фашизма после своего первого кризиса. Но и в такой формально победившей стране, как, например, Франция, опыт Виши, а затем утрата колоний вызвали фундаментальные изменения; сама Великобритания после перенесенных тягот, после того как пришлось отказаться от империи - как бы мудро она ни управлялась, была вынуждена пересмотреть свое место в мире и собственную социальную организацию. Вспомним хотя бы попытку построить великое «государство
10 См.: The Politics of Retribution in Europe (особенно предисловие Юдта и очерк Гросса). 1' Meyer H.C. Mitteleuropa in German Thought and Action. P. 342.
240
всеобщего благосостояния» (к ней мы вскоре вернемся), которая начала претворяться в жизнь сразу после войны. Это был плод идей, во имя которых люди шли в бой, и опыта социальной и национальной солидарности, которая и сделала возможной победу.
Между прочим, сама по себе утрата статуса великой державы четырьмя из пяти европейских держав, существовавших до 1939 г. (две из них, Италия и Германия, рухнули, потерпев поражение в войне), была революционным событием мирового масштаба. Возможно, в 1945 г. было трудно постичь все его значение, но оно быстро выяснилось, когда Европа стремительно лишилась своих колониальных владений.
И в достижении пика брутализации, и в новом «переселении народов», и, наконец, в придании революционного значения третьему и последнему акту европейского конфликта великие тирании сыграли решающую роль.
Нацизм в основном породил волну этнических чисток и миграций, захлестнувшую Восточную Европу, а кончилось все это разрушением немецкого мира, искоренением или вытеснением значительной части элит, которые, как, например, юнкеры, господствовали в нем в прежние века (под этим же углом можно смотреть на уничтожение или вынужденную эмиграцию в США представителей великой еврейско-немецкой культуры, столько сделавшей для возрождения германского превосходства после XVIII в.).
Сталинизм продолжал свою работу и после войны. Сталин, так живо описанный Гиласом, упиваясь победой и новым могуществом, которое она ему дала, считал себя вправе по своей воле перекраивать границы государств, судьбы социальных слоев и целых народов, по его собственным словам, сдавшихся на милость победителей, которые могли «слопать» их на вполне законных основаниях. Конечно, во многом подобное настроение свойственно всем победителям (не являлись исключением ни западные союзники СССР, ни правящая югославская верхушка, к которой принадлежал Гилас), и победители часто стремятся переделать мир так, как им хочется. Но Сталин воплощал собой самое крайнее, несравнимо более жестокое и примитивное проявление «духа времени»12.
Тем не менее в силу более общих движений логика расширения границ империи — как внешней, так и внутренней, т.е. самого СССР, — могла привести (и привела) к самым парадоксальным результатам.
12 Gilas M. Conversations with Stalin. New York: Harcourt, Brace and World, 1962.
• 241
Возьмем, к примеру, снова Украину: по крайней мере со времен коллективизации и великого голода 1932—1933 гг. украинцы оказались в числе главных жертв сталинизма, и не случайно Сталин в историях об Украине предстает в облике палача этой страны и ее жителей. Но в 1944—1945 гг. имперские амбиции Сталина впервые помогли объединить (конечно, в составе СССР, но формально в виде Украинской Советской Социалистической Республики) этнически украинские территории - путем аннексии и «очистки» бывших румынских и чехословацких областей, а главное - благодаря изгнанию поляков из Восточной Галиции, «окончательно воссоединившейся с родиной». Таким образом Сталин 1944-1946 гг., ухитрившийся, руководствуясь своими расчетами, обеспечить марионеточному украинскому государству, только что так сильно выросшему, место в ООН, совершенно неожиданно приобретает в глазах украинских националистов новые черты, к нему относятся почти с уважением, но затем он быстро скатывается к своей традиционной роли из-за страшных репрессий, призванных усмирить присоединенные к советской Украине области и искоренить там сильное партизанское движение, руководимое националистами.
Аналогичные и даже более выразительные процессы шли по всей Восточной Европе, оказавшейся во власти Москвы. Как мы уже говорили, послевоенный период там по меньшей мере до 1953-1956 гг. во многом представлял собой продолжение того, что началось во время войны. Государства, контролируемые Сталиным, стремясь оправдать свое существование и обрести хоть какую-то легитимность и популярность в глазах своих граждан, прибегали к жесткой и циничной политике национализации, и не только в сфере экономики. Так что процесс постепенного взаимопроникновения социализма и национализма решительно продвинулся вперед, причем гораздо раньше, чем принято считать.
На этот раз обратимся к примеру Польши. Во время войны она наблюдала истребление своего еврейского населения, ужасаясь применяемым методам, но порой также испытывая удовлетворение, оттого что решается «проблема, которую в любом случае нужно было решить»13. Сталин оторвал от нее большие куски территории на востоке, передав их по этническому принципу советским
13 См. прекрасный очерк Гросса: Gross J.T. A Tangled Web: Confronting Stereotypes Concerning Relations between Poles, Germans, Jews and Communists // The Politics of Retribution in Europe. P. 74—130.
242
Белоруссии и Украине, но компенсировал потерю на западе — территориями, из-за которых веками спорили поляки и немцы.
Еще в 1943—1944 гг. небольшая группа польских коммунистов (вспомним, что польская компартия была практически уничтожена чистками 1937-1938 гг.), которая потом будет поставлена управлять новым государством, перестала выдвигать лозунг о правах меньшинств, содержавшийся в программе партии до войны.
В июле 1944 г., после заключения секретного польско-советского соглашения, предусматривавшего упомянутое выше передвижение польских границ к западу, Польша и СССР постановили, ради большей этнической однородности, обменяться населением — польских украинцев поменять на советских поляков. Обмен шел почти два года. Поляки, еще остававшиеся в СССР, покидали землю, где жили веками, без больших проблем, и к 250 тысячам человек, искавшим на западе спасения от этнического наступления украинских националистов в 1943 г., добавились еще 800 тысяч. Оставшиеся же по ту сторону новой польско-советской границы украинцы вели себя по-разному. Новое польское государство стало прибегать к более жестким формам давления в отношении примерно 700 тысяч украинцев, отказавшихся перебраться на восток. Когда в июле 1945 г. несколько украинских коммунистических лидеров, родившихся в Польше и состоящих в польской компартии, прибыли в Варшаву с протестом против насилия над людьми, которые, что ни говори, оставались польскими гражданами, им ответили в правительстве, что «после заключения с СССР соглашения об установлении этнической границы наша цель — стать национальным государством (panstwo narodowe), а не государством национальностей (panstwo narodowsciowe)».
В те же месяцы были вынуждены эмигрировать миллионы немцев. Наконец, в 1947 г. социалистическое польское государство завершило серию «чисток», направленных против еще сохранившегося украинского меньшинства, Висленской операцией, о которой в официальных документах говорилось как о «плане полного удаления украинского населения из юго-восточных областей Польши». Реляция об этой операции, представленная в Политбюро ЦК польской компартии, в частности, начиналась словами: «Чтобы решить раз и навсегда украинскую проблему в Польше...»14
Snyder T. «To Resolve the Ukrainian Problem Once and for All».
243
В тот же период почти все политические силы в Чехии одобряли суть проводившейся с советской помощью политики, которую Бенеш в 1945 г. сформулировал так: «Мы решили раз и навсегда устранить немецкую проблему в нашей республике». Решение было официально оформлено 21 июня 1945 г. постановлением, начинавшимся словами: «Учитывая требования эффективного проведения земельной реформы со стороны безземельных чехов и словаков, желая раз и навсегда вырвать чешскую и словацкую землю из рук иностранных — немецких и венгерских — землевладельцев, а также из рук предателей Республики, и передать ее в руки чешских и словацких крестьян и безземельных лиц, правительство постановляет...»
Итак, снова в условиях Восточной Европы социализация и национализация совпали, заставив даже миролюбивых чехов, только-только освободившихся от семилетнего немецкого ига, осуществляя меры, провозглашенные Бенешем, прибегнуть к насилию и кровопролитию, едва ли не большим, чем при «решении» украинской проблемы в Польше. Тогда было обрублено одно из самых больших нэмировских «щупалец» — немецкие Богемия и Судеты, и нет сомнений в том, что эта операция много способствовала утверждению положительного образа советского режима и коммунистической партии в новой Чехословакии, где, как известно, последняя первоначально пользовалась широкой народной поддержкой15.
В Венгрии, снова разбитой, где четверо из пяти членов «московской» группы лидеров компартии были евреями и у коммунистов накопилось много ненависти к национализму и воплощающим его режимам, руководитель партии Ракоши опасался встретить большие трудности на пути к столь желанному отождествлению коммунизма с национализмом и упорно раздумывал, как этого добиться. В апреле 1945 г. он, например, писал Димитрову, что возвращение из СССР коммунистов еврейского происхождения (впрочем, он и сам принадлежал к этой группе) таит в себе большую опасность: выставляя^себя главными антифашистами, они быстро добиваются важных постов, а потом оказываются «разложившимися карьеристами» (Ракоши также подробно останавливался на той роли, которую играют евреи на черном рынке,
15 Schechtmann J.B. Postwar Population Transfers in Europe. P. 88 ss.; Leoncini F. La questione dei Sudeti, 1918-1938. Padova: Liviana, 1976.
244
резко осуждая их); у населения создается впечатление, что партия «сильно объевреилась», и это ей очень вредит.
Помимо попыток сдержать еврейское влияние, Ракоши старался достичь своей цели, мобилизуя партию в поддержку высылки из страны граждан германского (шведского) происхождения, беря на вооружение имена и символы эпохи революции 1848 г. На праздновании ее 100-летней годовщины он призвал коммунистов идти без красных знамен, а уж если они не могут обойтись без красного цвета, писал он, «пусть смотрят на него на нашем триколоре» (в 1951 г. пропагандистский отдел ЦК проповедовал необходимость «внедрения в народное сознание более широкой и более глубокой интерпретации патриотизма»)16.
Естественно, в случае двух вышеупомянутых исключений дело обстояло иначе (по одним и тем же причинам). И Советский Союз, и Югославия по-прежнему объявляли себя анациональны-ми государствами. Национальный вопрос они решали - и утверждали, будто решили, - по одной формуле (новая югославская конституция точно копировала советскую, руководствуясь ленинским решением 1921-1922 гг. о реорганизации подвластной Москве территории - с федеральным устройством в центре и национальным на местах). В СССР война и победа заметно усилили русско-имперскую идеологию, это сказалось и на пропаганде, и на официальном образе режима, продолжавшего ратовать за братство народов, однако наделившего русский народ званием «старшего брата», но в Югославии Тито старался держать под контролем любые проявления национализма, прежде всего сербского.
Однако, несмотря на создание супранациональных пространств, облегчавших процесс взаимопереплетения языков, культур и национальностей (которому в том числе способствовали репрессивные акции по перемещению того или иного народа из одной точки страны в другую), само решение национального вопроса, которое Ленин выбрал в 1921-1922 гг., сделало СССР и Югославию инкубаторами наций-государств17. Вспомним, что федерация, анациональная даже по своему названию, состояла из
16 Цитаты взяты из подборки тезисов: Mervius M. Nationalism and Communism in Hungary, 1945-1953 // H-Russia. 2000. February 15. См. также: Bottom S. Politiche nazionali e conflitto etnico. Le minoranze ungheresi nell'Europa orientale, 1944-1950 // Contemporanea. 2002. Vol. V. No. 1. P. 85-116.
17 Suny R.G. The Revenge of the Past: Nationalism, Revolution and the Collapse of the Soviet Union. Stanford, Calif.: Stanford University Press, 1993.
• 245
государств, организованных по этническому принципу, формально принадлежавших той или иной нации. Конечно, эти государства представляли собой плохо и мало развитые креатуры, их структуры обладали очень небольшой властью, но они существовали, и со временем власть их возрастала, в том числе благодаря процессам модернизации, которые, как уже случилось в других местах, не ослабляли, а, наоборот, усиливали национальный аспект18.
В целом и в СССР, и в Югославии найденное решение национального вопроса задержало взрыв национализма, естественно, изменив его формы, но при этом стимулировало накопление энергии, необходимой для такого взрыва.
С этой точки зрения, даже история двух государств, казалось, представлявших собой важное исключение на общем фоне повсеместного сведения счетов между разными национальностями (говорю «казалось», потому что на самом деле и там эти конфликты имели место и продолжали существовать), как будто подтверждает горькие выводы Иштвана Деака. Размышляя о разных вариантах государственного опыта Восточной Европы начиная с 1789 г., и прежде всего о катастрофах, началом которых стала первая мировая война, а кульминацией - вторая, он пессимистически заключает, что ни одно из сменявших друг друга восточноевропейских государств - ни былые империи, ни национальные государства, которые возникли на обломках Османской империи или родились благодаря Версальскому миру, ни режимы «народной демократии», появившиеся после 1945 г., — не выполнило ни одной из своих задач, кроме разве что «этнической, чистки», неизменно находившей поддержку в народе. Только она | и осуществлялась с успехом за последние двести лет истории Восточной Европы.
18 См.: Gellner E. Nations and Nationalisms. Ithaca, NY: Cornell University Press, 1983. Здесь дается ставшее стандартным объяснение взаимосвязи модернизации и развития национализма, объяснение, которое мне не кажется полностью убедительным из-за своего сверхдетерминистского характера. Хотя модернизация действительно способствует усилению национализма, для расцвета последнего она все же не обязательна, как показывает наличие Сильнейшего национального чувства у не слишком современного польского и венгерского дворянства (возражение, что их национализм не являлся современным, весьма шатко, потому что в таком случае тезис Гельнера превращается в простую тавтологию: «модернизация способствует рождению современного национализма [национализма модерна]»). С другой же стороны, иногда процессы модернизации даже ослабляли процессы национализации — вспомним, например, Белоруссию, а отчасти и Украину.
246
Несомненно, лингвистическая карта Европы, определившаяся в период с конца XVIII по начало XIX в., стала, как отмечал Нэ-мир, «великой хартией» европейского национализма. Столь же несомненно, что политическая карта Европы в 1945 г. (а по большому счету и в 1991-м) оказалась ближе к ней, чем была в 1815 г. Но цена за победу той или иной национальности на своей территории, особенно в Восточной Европе, была заплачена высочайшая: постепенно (и зачастую весьма грубо) было стерто былое богатство красок, характерное для лингвистической карты европейского Востока еще несколько десятилетий назад; до недавнего времени оно сохранялось только в Югославии и СССР (и сегодня еще сохраняется и даже как будто возрождается в новых, неожиданных формах начиная с запада). Своей кульминации этот процесс достиг благодаря «окончательным решениям» 1939-1947 гг., символом которых стала еврейская трагедия, экстраординарная и уникальная именно в силу своего крайнего характера.
Итак, XX век прошел под знаком жестокой войны-революции, состоящей из отдельных не менее жестоких конфликтов, продолжавшейся всю его первую половину и определившей схемы, которые стали прилагаться к последующим десятилетиям. Те, кто стал жертвой того или иного конфликта или просто участвовал в нем, не могли отрешиться от этого всю жизнь, по крайней мере пока их не настигал удар с совершенно противоположной стороны (в примерах недостатка нет, начиная от украинцев Галиции, которые стали коммунистами, борясь против польских угнетателей, а потом были потрясены известиями о голоде 1932-1933 гг. на советской Украине и вторжением 1939 г., и кончая немецкими коммунистами, которых Сталин в 1939-1940 гг. сдал гестапо).
Думаю, объяснить это можно логикой партийности, господствовавшей в прошлом столетии. Глядя на исторические работы о XX в., написанные в последние десятилетия, не стоит удивляться, если вдруг оказывается, что даже лучшие из них руководствуются этой логикой и косвенно находятся под влиянием трагических событий великой войны, о которой мы ведем речь. Страницы, принадлежащие перу самых лучших историков, часто несут на себе отпечаток личного опыта людей, захлестнутых бурными волнами века, который многим из них не нравился, но выбирать им не приходилось.
Совершенно очевидным примером служит советская история: слова, которыми я закончил предыдущий абзац, заключают в себе суть ответа, косвенно данного Моше Левином на мой вопрос,
• 247
почему даже ему так трудно избежать определенных схем. Пожалуй, наиболее удивительно это проявилось в одной из самых популярных работ, посвященных европейскому XX веку, — «Коротком двадцатом веке» Хобсбома, где коллективизация, голод, советские трагедии 1930-х гг. оцениваются должным образом, но фигурируют в главе, посвященной 1950-м гг. (т.е. времени, когда о них узнал автор), почти не нарушая схемы, тенденциозно искажающей интерпретацию предшествующих десятилетий, в частности, 1930-х гг. и второй мировой войны19.
До сих пор мы смотрели на последний акт великой войны, отличавшей XX век в Европе, с точки зрения принесенных ею трагедий, которые подтвердили и превзошли самые пессимистические прогнозы 1930-х гг., упомянутые в конце предыдущей главы. Если теперь мы сменим ракурс и окинем взглядом все последнее десятилетие этого третьего акта (после 1945 г.), да еще зайдем несколько дальше, чтобы понять то, что последовало за 1956 г., нам откроются удивительные тенденции, часто прямо противоположные регрессии, вызванной первой мировой войной.
Разумеется, дела на Востоке шли плохо. Из-за поведения Советской власти, проводившей в отношении побежденных карательную политику, основанную на принципе коллективной ответственности и еще более примитивную, чем политика французов в Версале, национального «урегулирования» и политики режимов, подчинявшихся Москве, Центральная и Восточная Европа во многом была жертвой послевоенного периода. И хотя пересмотр некоторых границ действительно положил конец вековым конфликтам, а лишение власти определенных социальных слоев, например польского, румынского и венгерского дворянства, отвечало чаяниям значительной части населения, цена этих результатов - вспомним, как устраивались польско-украинские или богемские границы, — а также импорта тиранических форм, копировавших Москву, и вообще советской модели в страны, зачастую обогнавшие СССР в своем гражданском и социально-экономическом развитии, оказалась очень высока.
Попытки решить крестьянскую проблему, подражая тому, что с успехом было проделано в СССР 15-20 лет назад, т.е. с помощью насильственной коллективизации и индустриализации сверху, тоже закончились парадоксальным образом. Поскольку они вызывали
19 Hobsbawm E.J. Ages of Extreme: The Short Twentieth Century, 1914-1991. London: Michael Joseph, 1994; Грациози А. Великая крестьянская война в СССР. С. 106—107.
248
яростную реакцию, тем более сильную, чем теснее они переплетались с национальным (и религиозным) вопросом, после первых больших «успехов» от них приходилось отказываться, нередко под давлением Москвы, где ближайшие соратники Сталина приветствовали смерть тирана как сигнал, повелевающий резко снизить уровень принуждения и в самом СССР, и в странах-сателлитах20. В течение нескольких лет это привело к фактическим компромиссам - наиболее показателен из них польский, - которые, как мы видели в начале главы, позволили крестьянским обществам Востока дольше сопротивляться атакам малопривлекательного типа модернизации. Здесь нужно вернуться к характерным чертам советской модели, как она сложилась в 1930-е гг., когда реакция населения на инициативы государства, кризисы, и экономические трудности, естественные при претензиях государства на полное руководство экономикой, ограничила индустриализацию секторами, приоритетными для выживания государства и утверждения его в роли великой державы, т.е. военно-научно-промышленным комплексом и необходимой для него крупной промышленностью.
В СССР, вследствие явлений, в известном смысле сходных (особенно после хрущевских реформ 1953—1956 гг.)21, крестьянское общество, в корне модифицированное инициативами государства, тоже очень долго сопротивлялось модернизации, которая ему не нравилась и которая превратила деревню в гетто. Оно образовало консервативное ядро, которое время до сих пор не смогло разбить: только в 1960 г. число городских жителей (очень широкая категория) в Советском Союзе превысило число сельских. Последние еще в 1990 г. составляли 34% населения страны22.
Однако, в отличие от стран-сателлитов, последствия войны в СССР были не столь однозначно негативными. Правда, на какое-то время победа способствовала усилению власти и произвола генералиссимуса, стимулировала крайне регрессивные формы,
20 Kramer M. The Early Post-Stalin Succession Struggle and Upheavals in East-Central Europe: Internal-External Linkages in Soviet Policy Making // Journal of Cold War Studies. 1999. Vol. 1. No. 1. P. 3-55; Vol. 1. No. 2. P. 3-38; Vol. 1. No. 3. P. 3-66.
21 Lewin M. The kolkhoz and the Russian muzhik // Lewin M. The Making of the Soviet System. New York: Pantheon, 1985. P. 185—200; Зеленин И.Е. Аграрная политика Н.С.Хрущева и сельское хозяйство страны // Отечественная история. 2000. № 1. С. 76-93.
22 Демографический ежегодник СССР, 1990 / Госкомстат СССР. М.: Финансы и статистика, 1990. С. 7.
249
побуждая Сталина решать проблемы реконструкции своей внут- > ренней и внешней (под маской новых восточноевропейских государств) империи исключительно репрессивными методами. Но, как известно, всего через несколько лет дела в Советском Союзе приняли иной оборот, и это стало возможным именно благодаря опыту, накопленному во время войны.
Наконец, на Западе, несмотря на небольшие отступления, например развитие военно-промышленных систем, связанных с важными научными секторами (как, скажем, в атомной области; впрочем, в отличие от Советского Союза, на Западе никто не использовал заключенных в производстве урана), часто под контролем спецслужб, система которых развилась в военные годы и укрепилась в эпоху «холодной войны», послевоенные процессы были бесспорно позитивными. Если кое-где проявлялись и добивались сиюминутного успеха тенденции, которые можно было бы назвать реакционными, то в целом они являлись как раз реакцией остатков старых слоев и старого менталитета, доминировавших прежде, на изменения, вызванные и ускоренные войной и приходом американцев, а не плодом самих этих изменений и войны как таковой (нельзя, впрочем, отрицать, что в силу сложившегося международного положения американцы терпели, а иногда и поощряли такие тенденции).
Поэтому, несмотря на большую жестокость и соответственно большее распространение феномена брутализации, последний акт великой европейской войны часто имел иные последствия, чем первый, иногда прямо противоположные. Почему? Конечно, огромное значение в этом смысле имела главная роль, которую играли в европейских делах США после 1945 г. Тем не менее, думаю, по крайней мере отчасти ответ заключается еще и в том, что этот акт, в одном отношении самым непосредственным, хотя и противоречивым образом, в другом - благодаря своим непредвиденным последствиям, стал войной за освобождение от некоторых великих зол, которые были тогда уничтожены или хотя бы ослаблены.
Главное зло, самое бесчеловечное в самих своих амбициях, -это Гитлер и нацизм. Но вторая мировая война дискредитировала, по крайней мере на Западе, и национализм, а значит, косвенно и национальное государство, нанесла последний удар колониализму (определявшему сущность и имперское поведение этого государства). Как известно, она также несомненно укрепила власть и престиж Сталина, но при этом заложила на Востоке основу для быстрого и безболезненного краха сталинского деспотизма и после-
250
дующего развенчания сталинского мифа — первой трещины в монолите коммунистической квазирелигии, которой между тем победа Советского Союза дала новую жизнь и новые контуры.
О Гитлере и нацизме мы здесь не будем говорить, разве что подчеркнем, какой удачей стал полный разгром столь безжалостного и агрессивного имперского проекта.
Иное дело - эволюция крупных западных наций-государств ввиду ослабления идеологии и многих принципов, служивших опорой их системы. Эти принципы, как заметил в 1938 г. в письме из тюрьмы Витторио Фоа23, начиная со второй половины XIX в. постепенно стали отождествляться с принципом экспансии собственного государства и собственной национальности (не случайно в начале XX в. государства, которые мы упорно именуем национальными, были в то же время империями или стремились стать таковыми)24.
После 1945 г., как временно было и в Веймарской Германии после краха 1918 г., поражение элит и идей, управлявших этими государствами, разгром средоточия их силы направили эволюцию в
23 Играя некоторыми логическими пассажами, игнорируя тот факт, что и либеральные, и социалистические националисты суть в первую очередь националисты, но даже при всем том ухватив значительную долю истины, Фоа отметил тогда внугреннее единство идеалов итальянских (впрочем, думаю, это было верно для всех европейских стран) социалистических, либеральных, радикальных и консервативных националистов. «Кажущееся фундаментальное расхождение их программы-максимум и основных посылок, если хорошо приглядеться, заключается лишь в степени: экспансия до определенного пункта, насколько позволят международный консенсус и сохраняющиеся внутри страны либеральные порядки, - у одних; экспансия ценой разногласий и международных конфликтов, с помощью диктатуры - у других. До 1911 г. первая альтернатива вряд ли принимала форму конкретных намерений; разногласия появились, когда во время войны речь зашла о выборе между политикой пораженческой и националистической (в ущерб национализму других). Но разве существовало когда-нибудь идейное расхождение в этом смысле? Не думаю, чтобы кого-то восхищала картина Европы национальных государств с разграниченными и четко очерченными сферами деятельности, которые любовались бы друг другом с полным уважением к неприкосновенности этих сфер. Если признавать динамику истории, на почве национальности только экспансия заслуживает восхищения, и, будем последовательны, -без всяких ограничений. Нет противоречия между национальностью и империализмом, которое видят некоторые историки» (Foa V. Lettere dalla giovinezza. P. 470).
24 Франко Вентури в ответ на муссолиниевскую пропаганду империи воспевал нацию — исторического врага империи (см.: Venturi F. La lotta per la liberta. Scritti politic!. Torino: Einaudi, 1996). Но, как писал в своих письмах Фоа (ср. выше, прим. 23), национализм и европейские нации-государства с давних пор преследовали экспансионистские цели.
противоположную сторону по сравнению с 1920-ми — 1930-ми гг. Во Франции (где, правда, после кризиса, вызванного колониальным вопросом, возобладали иные решения), Италии и Германии тогда пришли к власти христианские демократы и социалисты, т.е. силы, чуждые или прямо враждебные прежнему государственному строю. Одного этого было довольно, чтобы культ превосходства государства (может быть, и «государственное сознание», но это, с учетом перспективы, вопрос второстепенный) оказался в кризисе. К тому же его ослабил, несмотря на то что множество интеллектуалов кидались от одного идола к другому, относительный упадок идеологического этатизма: вспомним, к примеру, развернувшуюся тогда борьбу против тоталитаризма.
Даже в победоносной Великобритании, которая не была нацией-государством и не претендовала на это, Черчилль потерпел поражение от лейбористов, которые входили в правительство и раньше, до войны, но именно теперь благодаря плану Бевериджа внесли величайший вклад в дело решительного утверждения современного социального государства, воспользовавшись частью контролирующих органов и государственных структур, созданных во время войны.
Помимо англичан, подстегиваемые примером и давлением американцев25, часто обгоняя их благодаря своему культурному наследию, новые правящие партии на континенте также начали тогда строить «государства всеобщего благосостояния», характерные для Западной Европы после второй мировой войны. Достаточно сравнить структуру бюджетов европейских стран, особенно начиная с 1960-х гг., с эпохой конца XIX в. и даже 1930-х гг., чтобы понять, как глубоко изменилась природа государств, направлявших свои средства, обычно по большей части поглощавшиеся военным и военно-морским министерствами, министерством внутренних дел, двором, на пенсионное обеспечение и здравоохранение, оставляя на «оборону» (само изменение названия показательно) лишь небольшой процент.
25 Тогдашнее влияние Соединенных Штатов нельзя анализировать как чисто «внешний» фактор. Со многих точек зрения, речь идет о возвращении в Европу десятков миллионов европейцев, эмигрировавших в предыдущие десятилетия. Их присутствие представляло собой один из видов «клея», скрепляющего «атлантическое сообщество» — феномен исторический и, следовательно, преходящий; его основы были подорваны обмелением европейского миграционного потока, американизацией эмигрантов и, наконец, исчезновением советской угрозы.
252
Эта великая трансформация произошла благодаря политике, которую часто неправильно называют кейнсианской, и наряду с ней снова возросло значение государства и его вмешательство в экономику. Разумеется, как уже говорилось, когда речь шла о «Новом курсе», этот процесс привел в движение экономические механизмы, кое в чем схожие, во всяком случае в способе функционирования, с механизмами военной экономики. Но, как и в случае «Нового курса», мне кажется ошибкой устанавливать тесную корреляцию между такого рода экспансией государства в демократических условиях, часто связанной с социальными причинами и требованиями, являющейся одновременно плодом и инструментом интеграции масс в жизнь государства, о которой столько говорили еще в XIX веке26, и откатом к военно-промышленному государству с тиранией, характерным для предыдущего периода (хотя мы знаем, что и национал-социалистические движения, с которыми такие государства отождествляются, пытались с помощью агрессивной политики решить проблему «национализации масс»).
Мы видим здесь утверждение государственного образования нового типа, предсказанного еще Шмиттом, который, с презрением относясь к Веймарской Германии, нарисовал во многом гротескный его образ. И его существования достаточно, чтобы сильно усложнить схему, разработанную Спенсером, учитывая, что оно предполагает экспансию государства, не связанную с войной и в определенном смысле (и до определенных пределов) желанную для важнейших социальных сил.
Как отмечал Э.Галли делла Лоджа27, ослабление традиционного государства и лежащих в его основе иерархических принципов, традиционно пронизывавших европейские общества в социально-политической и даже семейной и сексуальной сферах, способствовало к тому же экстраординарной мобилизации индивидов, которая стала возможной благодаря общей атмосфере свободы,
26 Между прочим, роль, которую во многих странах левые силы сыграли в создании такого строя и, следовательно, в интегрировании масс в жизнь государства, против которого те же самые силы формально боролись, проливает свет на их национальный характер. См. также последние страницы главы 3. Интересно отметить, как уловил суть происходящего, по крайней мере в Италии, Д.Гранди, бывший тогда в изгнании (см.: Grandi D. II mio paese. Ricordi autobiografici. Bologna: II Mulino, 1985. P. 97-106).
27 Современный итальянский историк и политический обозреватель. — Прим. пер.
253
необходимости и желанию перестройки, а также большой демографической энергии, еще сохранявшейся во всех европейских странах, и создала основу для экономического чуда послевоенного периода. В частности, тогда хватило нескольких десятилетий, чтобы прийти к самоликвидации больших крестьянских обществ, веками служивших краеугольным камнем европейского Запада, — при активном участии их членов, воодушевленных стремлением улучшить свое положение.
В международном плане, опять-таки благодаря давлению американцев, кризис наций-государств, элит, ими управлявших, и колониальных империй, с ними связанных, открыл дорогу государственному устройству нового типа, сначала в виде Общего рынка, затем — Европейского Союза. Характерно, что, несмотря на несомненную роль либерал-социалистических меньшинств, отцами этого устройства были три христианских демократа — Шуман, Аденауэр и Де Гаспери, представители культуры, которая долгое время была враждебна миру, созданному 1789-м годом, и глубоко чужда тому национализму, который, по словам Шабо, представлял и представляет собой «отрицание европейского унитарного духа»28.
Нужно добавить, что даже попытка создания общеевропейского государственного устройства, несмотря на долгий мир, благоприятствовавший его развитию, призывы к демократии и свободе, присущие, по счастью, официальной риторике, добровольный и, силою вещей, анациональный его характер, в конце концов привела к появлению топорных идеологических манифестаций, призванных оправдать эту попытку, часто опирающихся на исторические реконструкции или довольно спорные концепции роли истории и историков29.
Ускоряя наступление кризиса основных европейских держав и наций-государств, являющихся по совместительству империями, вторая мировая война также положила начало финальной фазе деколонизации и соответственно окончательной утраты Европой того исключительно привилегированного положения, которое она занимала несколько столетий. Как и в случае пер-
28 Febvre L. L'Europe. Genese d'une civilization. Paris: Perrin, 1999. P. 321; Chabod F. Storia dell'idea d'Europa. Ban: Laterza, 1961. P. 133 ss.
29 См. весьма острое введение Н.Дэвиса: Davies N. Europe. A History. New York: Harper, 1998; Storia e storici d'Europa nel XX secolo / A cura di M.M.Benzoni, B.Vigezzi. Milano: Unicopli, 2001.
254
вой мировой войны (и в еще большей степени), это произошло благодаря участию в боевых действиях подданных колоний, многие из которых впоследствии составили военные и организационные кадры национальных движений, а также благодаря идеологии, под знаменем которой велась война (во всяком случае, на Западе).
Сама военная пропаганда «Британских имперских агентств» много сделала, чтобы возбудить надежды на свободу в колониях, представляя, например, в Африке вторую мировую войну как «vita vya uhruru» (войну за свободу). В 1949 г., отвечая Вашингтону, спрашивавшему, какие силы заставляют африканцев бороться за независимость, будущий президент Нигерии Азикиве воспользовался отрывком из выступления Элеоноры Рузвельт несколько лет назад: «Мы ведем сегодня войну за то, чтобы люди во всем мире имели свободу». Та же Э.Рузвельт определяла эту свободу как «равные шансы для всех на пищу и кров и немножко того, что называют счастьем»30.
Борьба за свободу, подразумевающая также избавление от нужды, отождествлялась с борьбой за «национальную» независимость (кавычки здесь необходимы, ибо часто речь шла о территориях, где жили вместе несколько этнических групп), а значит - с национализмом. Как несколько десятков лет назад в Восточной Европе, последний, по понятным причинам, связывался с социализмом: ведь и в колониях, по сути, речь шла об освобождении от иностранцев, которые занимали одновременно верхушку этнической и социально-экономической пирамиды, кроме того, существовала модель для подражания - советская, которой победа принесла огромный престиж, заслонив и прошлые трагедии, и гигантские проблемы.
Когда затем, после 1945 и особенно после 1956 г. (после того как разрешение Суэцкого кризиса сделало очевидным полный кризис европейских империй — уж если Великобритания и Франция даже в союзе друг с другом были не в состоянии проводить самостоятельную внешнюю политику, идущую вразрез с желаниями двух «сверхдержав», то a fortiori становилось ясно, что ни одно европейское государство больше не является великой державой в понимании Ранке) произошел настоящий взрыв
30 Davidson В. The Black Man's Burden. Africa and the Curse of the Nation-State. New York: Times Books, 1992. P. 163-164.
государственного строительства в «третьем мире», то и другие факторы толкнули большинство на дорогу, проложенную в свое время Советским Союзом.
Несмотря на очень разные условия, речь снова шла о том, чтобы построить новое государство, одновременно создав в нем современный сектор (армия, промышленность, школа и пр.), необходимый для его существования, причем все это в условиях отсталости, соревнования со старыми и вновь пришедшими хозяевами, нередко перед лицом сложных этнических проблем, испытывая потребность (в том числе психологическую) дистанцироваться от Запада и его культуры.
Результатом стал чрезвычайный расцвет более или менее оригинальных («национальных») и националистических типов социализма, для которых СССР - в том числе в силу международного положения - служил важным ориентиром. Марксизм немецко-советского происхождения стал, таким образом, на некоторое время главным наследником гегелизма и экономического национализма Листа, которыми руководствовались многие строители государс