double arrow

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


Практика проходила на базе МБОУ СОШ № 12 в 3 «б» классе.

Участвовали во внеурочных занятиях 30 обучающихся в возрасте от 10-11 лет.

Нами разработано 5 внеурочных занятий по исследуемой теме, проведено три занятия.

Занятия соответствуют возрастным особенностям детей, построены в игровой форме.

В программе литературное чтение УМК «Школа России» дети с 1 -3 класс изучали устное народное творчество. И уже имели знания по пословицам, поговоркам и загадкам в 3 классе.

Методы, которые мы использовали при проведении мероприятий: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, творческий, частично-поисковый.

Формы проведения мероприятия: фронтальная и групповая, в парах.

На всех мероприятиях был использован мультимедиа проектор, интерактивная доска.

1.) Внеурочное занятие.

Данное занятие было направлено на проверку и обобщение знаний по теме «Пословицы и поговорки».

С ребятами мы отправились в путешествие в город «паремий» или пословиц и поговорок.

Занятие проходило в виде игры по станциям, где обучающиеся знакомились с новой информацией о пословицах и поговорках, выполняли творческие задания, учились находить ответы на различные вопросы в устной и письменной форме, оценивали свою работу на занятии.




По итогам занятия обобщили полученные знания по теме пословицы и поговорки.

Тема «Урок путешествие в город пословиц и поговорок »

Тип урока   Открытие нового знания
Цель и задачи.       Цель: Проверить знания по теме пословицы и поговорки.   Задачи: - Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками. - Развивать творческие способности, логическое мышление, речь - Воспитание коммуникативной культуры учащихся  
Планируемые результаты Предметный   - Познакомить с пословицами, поговорками, учить задумываться над их смыслом. - Учить кратко и последовательно выражать свои мысли с помощью пословиц и поговорок. УУД   Регулятивные - Развивать умение оценивать учебные действии в соответствии с поставленной задачей. - Адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.   Познавательные - Способствовать осуществлять поиск и выделение необходимой информации. - Расширение и углубление запаса знаний, формирование лингвистической компетенции. Коммуникативная. - Совершенствовать умение оформлять свои мысли в устной форме.
- Формировать умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.   Личностные: - Развитие и совершенствование психологических качеств личности младших школьников: Любознательности, инициативности, самостоятельности.  

Ход урока:

Этап урока и его цель. Деятельность учителя. Деятельность учащихся.
I. Организационный момент. Проверка готовности к проведению внеурочного занятия. Эмоциональный настрой на внеурочное занятие Приветствуют учителя. Проверяют готовность к внеурочному мероприятию.
II Актуализация знаний.   III. Сообщение цели урока..     IV.Открытие новых знаний.   .       V.Продолжение работы по теме урока.   VI. Рефлексия.   - Сегодня мы отправимся с вами в путешествие. Это путешествие будет необычным, потому что мы отправимся в город паремий. - Скажите, а что такое паремия? (Паремиями в науке называют пословицы и поговорки.) - Наше путешествие начнется по станциям нашего волшебного города. А называется город «Поговорок и пословиц». - Сегодня на внеурочном занятии мы с Вами побываем на различных станциях нашего города «Пословицы и поговорки». - А прежде чем отправится, послушайте внимательно историю происхождения пословиц и поговорок. (проводится с показом презентации) Пословицы возникли в древности и сопровождали жизнь народа на протяжении всей истории. Они интересовали многих русских писателей: А.С. Пушкина, И.А. Крылова. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц. В.И. Даль писал, что пословица – это «цвет народного ума». Пословицы украшают речь, делают ее образной. Работа по собиранию пословиц начинается с 17 века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны до сих пор. В 1862 году вышел сборник В.И. Даля, куда вошло более 30 000 пословиц и поговорок. До него еще никто не составлял словарей. Он был первооткрывателем. ( портрет Даля В.И. представлен на слайд - презентации, и слайд- словаря.) Отправляемся в город «Пословиц и поговорок». Делю класс на три команды по 10 человек. Придумать название команды и выбрать капитанов. За каждый правильный ответ ставятся баллы. 1 станция «Новостройка». В этом конкурсе-разминке команды должны показать умение по-новому, с юмором, «доделать» известные пословицы. 2 станция «Интернациональный квартал». - Следующая наша остановка связана с кварталом, где живут люди разных национальностей. Пообщаемся с ними. (Командам предлагается подобрать к пословицам разных народов синонимичные им русские пословицы). Задания 1 команде. С богачом о бедности не говорят (япон.) (Сытый голодного не разумеет.) Что для одного - мясо – то для другого – яд (англ.) (Ворон ворону глаз не выклюет.)   Задания 2 команде. Торопливым людям не хватает мудрости (кит.) (Поспешишь – людей насмешишь.) Свой рот всегда ближе (фин.) (Своя рубашка ближе к телу.) Задание 3 команде.. Если будешь знать породу – то будешь знать и собаку (англ.) (Яблоко от яблони недалеко падает.) (Ворон ворону глаз не выклюет.) Воду, что рядом течёт, не ценим 3 станция «Театральная площадь» - В завершение нашего путешествия мы выйдем на Театральную площадь. Однако, путь к ней проходит через Орфографический мостик. (Команды получают листы с заданием, где каждый участник должен вставить пропущенную букву или опустить скобки). Задание 1 команде. 1. Гость (не)долго гостит, да много видит. (Гость недолго гостит, да много видит.) 2. Пуганая в..рона куста боится. (Пуганая ворона куста боится.) 3. Всяк по-своему (с)ума (с)ходит. (Всяк по-своему с ума сходит.) Задание 2 команде. 1. Г..в..рить не думая – это стрелять не целясь. (Говорить не думая – это стрелять не целясь.) 2. Кашу маслом (не) испортишь. (Кашу маслом не испортишь). 3. Новая метла по- новому м..тёт. (Новая метла по-новому метёт.)   Задание 3 команде. 1. Всякого слушай, а никому (не) подд..вайся. (Всякого слушай, а никому не поддавайся.) 2. Чем бы дитя ни тешилось, только б (не) плакало. (Чем бы дитя ни тешилось, только б не плакало.) 3. Не д..ли шкуру неубитого м..дведя. (Не дели шкуру неубитого медведя.) - Итак, мы на Театральной площади. Почувствуйте себя актёрами. При помощи жестов и мимики изобразите людей, о которых идёт речь в следующих пословицах и поговорках. Команда-соперница должна определить одним словом изображаемых людей. Задание 1 команде 1. На словах медок, на сердце – ледок (Лицемер.) 2. Шуба лежит, а сам дрожит (Скупой.) Задание 2 команде 3. На ходу подмётки рвёт (Находчивый.) 4. Ты ему вдоль, а он поперёк (Упрямец.) Задание 3 команде. 5. Всем по семь. А мне – восемь (Жадина.) 6. В одно ухо влетает, в другое вылетает (Легкомысленный человек.) -     Подведение итогов. Объявление команд победителей. - Чему было посвящено наше внеурочное занятие? - На каких станциях города мы побывали сегодня? - Вам понравилось мероприятие?   Учатся формулировать цель урока   Отвечают на вопросы учителя по теме внеурочного занятия   Слушают информацию о происхождении поговорок и пословиц. Проверяют изученные знания по данной теме.   Делятся на три команды. Придумывают название своей команде и выбирают капитана.   Выполняют предложенные задании на карточках   Выполняют задание на карточках.   Выполняют задание.     Выполняют творческое Задание.     Отвечают на вопросы учителя. Подводят итоги мероприятия. Награждение команд за активное участие во внеурочном мероприятии «Путешествие в город пословиц и поговорок.»

2) Внеурочное занятие





Данное занятие проводилось по теме «Загадки и их своеобразие».

С целью получения новой информации по данной теме, обобщение

полученных сведений.

Занятие проводилось в игровой форме.

В ходе занятия, получилось показать важность и значимость применения загадок в школьном изучении. Были представлены сведения об истории происхождения загадок.

Детям, было объяснено само понятие, что такое загадка, как она оставляется.

После того, как мы представили, как строится структура загадок.

Дети выполняли задание в парах, по составлению загадки на свободную тему. После чего представляли свои творческие загадки классу, и учащиеся отгадывали их.

Занятие закрепили проведением кроссворда, по теме данной теме, где итоговое слово было «Молодцы».

После проведения занятия учащиеся сами старались аргументировать важность загадок и их применение.

Тема «Загадки их своеобразие»

Ход урока:

  Этап урока и его цель. Деятельность учителя. Деятельность учащихся.
I. Организационный момент.     Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим путешествие по стране Фольклория. Эмоциональный настрой на проведение внеклассного урока. Приветствуют учителя. Проверяют готовность к внеурочному мероприятию.  
II Актуализация знаний.   III. Сообщение цели урока..     IV.Открытие новых знаний.   .       V.Продолжение работы по теме урока.     VI. Cочинение загадок.   VII. Рефлексия.     VIII. Подведение итогов урока.     - Как вы думаете, можно ли назвать загадки жанром устного народного творчества? (предположения детей) - Над какой же проблемой мы будем работать сегодня? - Что же такое загадка? (предположения детей) - Похожа загадка на задачу? Почему? - Как вы считаете, как давно появились загадки? (предположения) - Для чего сочинялись загадки? (предположения) - Так как же можно сформулировать тему нашего внеурочного занятия? Тема нашего занятия «Загадки их своеобразие» ИтИсторическая справка. За Загадкой называют небольшое фольклорное (н( (народное) произведение, которое сосодержит За замысловатый вопрос, требующий ответа.   Народ издавна высоко ценил загадки, видя в них источник мудрости. Много столетий назад, еще в 1016 году (п (Почти 1000 лет назад) За Загадки применялись и на состязаниях в мудрости и находчивости. С давних пор люди обращались к загадке и в момент свадебного обряда.   С давних пор люди обращались к загадке и в момент свадебного обряда. Загадки служили важным средством передачи сведений об окружающем мире от старшего поколения младшим. Она ценится еще и за то, что она развлекает людей. С давних времен загадки дошли до наших дней, благодаря известным собирателям народной мудрости В.И. Далю, И.А. Худякову, Д.Н. Садовникову. Игра «Кто это? Что это?». Это упражнение формирует быструю реакцию на слово, умение разгадывать загадки, развивает воссоздающее воображение. Упражнение надо выполнять четко и быстро. – Отвечайте быстро, кто это или что это: Звонкий, быстрый, веселый – (ручей) Вкусный, алый, сочный – (арбуз) Желтые, красные, осенние –(листья) Холодный, белый, пушистый –(снег) Бурый, косолапый, неуклюжий –(мишка) Желтые, красные, зеленые –(воздушные шары) Старательный, послушный, вежливый –(ученик) Зеленый, продолговатый, сочный –(огурец) Ветвистая, зеленая, колючая –(ель) Новая, интересная, библиотечная –(книга) Старый, кирпичный, четырехэтажный –(дом) Красное, спелое, сладкое –(яблоко) Белоствольная, высокая, стройная –(береза) Белое, пушистое, легкое –(перо) Быстрый, резвый зверек. (Белка.) Высокий, горбатый. (Верблюд.) Сочинение загадок. – Как устроена загадка? -Повторим еще раз, что же такое загадка. Загадка - замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека. В загадке подчеркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки, подумать над вопросами: кто? какой? на что похож? что делает? Демонстрирую изображение зайца и сороки. – Попробуем вместе сочинить загадки о сороке и зайце. – Рассмотрите изображение сороки. Каковы особенности ее окраски? (Белые бока, длинный хвост.) – Какие особенности ее поведения можете назвать? (Много «говорит», стрекочет.) – Значит, можно сказать, что она разносит новости по лесу. Запись загадки о сороке на доске: По лесу летает, Всегда все знает, Длиннохвоста, белобока, А зовут ее … (сорока).Аналогично учащиеся отмечают отличительные признаки зайца и составляют загадку про зайца. -Зачем люди придумывают загадки? -Как придумывают загадки? – Зачем люди придумывают загадки? – Как придумывают загадки? – Для чего придумывают песенки? – Отгадайте загадки и прочтите ключевое слово. Учащиеся читают на карточках загадки и заполняют кроссворд. Загадки: 1. Я над речкой лежу Оба берега держу. (Мост.) 2. Шагаешь – впереди лежит, Оглянешься – домой бежит. (Дорога.) 3. Кто в году четыре раза переодевается? (Земля.) 4. Это что за потолок? То он низок, то высок, То он сер, то беловат, То чуть-чуть голубоват, А порой такой красивый Кружевной и синий- синий. (Небо.) 5. Его весной и летом Мы видели одетым. А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. Но зимние метель. В меха его одели. (Дерево.) 6.Рогатый, а не бодается.(Месяц.) 7.Деревянные кони По снегу скачут, А в снег не проваливаются. (Лыжи.) Ключевое слово: молодцы.   =О чем мы сегодня говорили на нашем внеурочном занятии? - Вам понравилось занятие? - Какое задание было наиболее интересным? - Оцените свою работу на занятии. Домашнее задание: Придумать по две загадки. Отвечают на вопросы учителя по теме внеурочного занятия   Слушают исторического происхождение о загадках. Их примени. Делают выводы     Выполняют задание. Отвечают устно называют только ответ.   Разбирают, как составить загадку. Составляют загадку про зайца.   Отвечают на вопросы по теме урока. Разгадывают кроссворд Загадку     Отвечают на вопросы учителя. Подводят итоги мероприятия. Награждение команд за активное участие во внеурочном мероприятии «Путешествие в город пословиц и поговорок»   Подведение итогов урока. Отвечают на вопросы по теме занятия Оценивают работу. Записывают домашнее задание.  
       

3) Внеурочное занятие

Целью проведения на данном внеурочном занятии было закрепление полученных знаний по теме «Пословицы и поговорки».

Занятие проводилось в виде заданий творческого и логического характера, они представлены в конспекте нашего внеурочного занятия.

Обобщили данную тему тестовой работой, которая была составлена в виде презентации, где учащиеся находили ответ на вопросы.

Пример вопроса:

Из какой сказки А.С.Пушкина пословица:
«Не садись не в свои сани»?
а) «Сказка о рыбаке и рыбке»
б)«Сказка о золотом петушке»
в)«Сказка о попе и о работнике его Балде.

Нужно выбрать, только один ответ, и обвести нужную букву.

Тема «Обобщающий урок по пословицам и поговоркам»

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
IОрганизационный момент Приветствие учащихся, эмоциональный настрой на проведение урока и изучения новой темы, проверка готовности к уроку.     Приветствие учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на усвоение новой темы, проверяют наличие учебных предметов, отвечают на вопросы учителя.  
II. Актуализация знаний II.Самоопределение к деятельности   - Давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке? ( Путешествие в город пословиц и поговорок) - Что мы узнали на этом уроке? - Кто является создателем самого большого словаря пословиц и поговорок? ( В.И.Даль) - Выполните задание. - Определите, какие из них относятся к пословицам, какие – поговоркам? Что посеешь, то и пожнешь. Семь пятниц на неделе. Цени по заслугам, а не по услугам. Семеро по лавкам. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Седьмая вода на киселе. - Давайте попробуем определить, какая же тема нашего сегодняшнего урока? ( Тема урока «Обобщения знаний, по теме пословицы и поговорки.) Беседуют по теме пословицы и поговорки. Вспоминают, что изучили на прошлом уроке. Называют сведения и факты.   Определяют, какие высказывания относятся к пословицам, а какие к поговоркам. Проверяют.     Стараются сформулировать тему урока.  
IV. Работа по тема урока   V.Закрепление изученного материала Задание 1 - Давайте поработаем с текстами пословиц. -Представьте, что вы купили книгу, которую выпустил нерадивый наборщик, не знающий русских пословиц, он все перепутал. Ваша задача – вернуть пословицы на своиместа.(слайд презентация)   1. Едешь на день, а сам не плошай. На Бога надейся, хлеба бери на неделю. 2. Баба с возу, а хомут найдется. Беды мучат, а руки делают. Глаза страшатся, да уму учат. Была бы шея – кобыле легче. 3.Где любовь и совет, там и рвется. За двумя зайцами погонишься, бей молотом. Где тонко, там и горя нет. Не умеешь шить золотом, ни одного не поймаешь. Задание 2 Ребята, у вас на столах лежат карточки, на которых записана вторая часть пословицы. Я буду читать первую часть пословицы, а у кого вторая часть, тот её закончит. Будьте внимательны! (Например,«Поспешишь – людей насмешишь»). Всякому мила…. (своя сторона) Охранять природу – значит… (охранять Родину) Вся семья вместе… (душа на месте) Кто вчера солгал…. (тому и завтра не поверят) Дерево ценят по плодам… (а человека по делам) Не узнав горя… (не узнаешь и радости. От радости кудри вьются … ( в печали секутся.) Поменьше говори … ( побольше услышишь.) Кто хочет много знать… ( тому надо мало спать.) Не сиди сложа руки… (так не будет и скуки.) Задание 3 – Теперь мы с вами закрепим ваши знания на конкретных примерах, попробуем определить, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты. 1.На златом крыльце сидели: Царь, царевич, король, королевич, Сапожник, портной – Кто ты будешь такой? Говори поскорей, Не задерживай Добрых и честных людей!(Считалка) 2.Семь пятниц на неделе. (Поговорка) 3.Ласковое слово слаще мёда. (Пословица) 4 .Над бабушкиной избушкой Висит хлеба краюшкой, Собаки лают, А достать не могут.(Месяц, загадка) 5.Попугай говорит попугаю, попугай, я тебя попугаю. Отвечает ему попугай: попугай, попугай, попугай! (Скороговорка). Тест 1. Продолжите пословицу «С одного волка двух шкур (не дерут)» «Нет друга – ищи, а нашел…(береги)» «При солнышке тепло, при матери…(добро)» 2. Из какой сказки А.С.Пушкина пословица «Не садись не в свои сани»? а «Сказка о рыбаке и рыбке» + б«Сказка о золотом петушке» в«Сказка о попе и о работнике его Балде» 3. Определите, где пословица, а где поговорка? а«Когда рак на горе свистнет» (поговорка) б«Закончил дело – гуляй смело» (пословица) в«Не поклоняясь до земли, и грибка не поднимешь» (пословица) 4. Укажите верное выражениеПословица – это жанр фольклора + Пословица связана с героическим эпосом Пословица – это фантастический вымысел 6. Какая пословица есть в басне И.А.Крылова «Щука и Кот» а. «У сильного всегда бессильный виноват» б. «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» в.«Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник» + 6. Это определение пословицы или поговорки? «Она лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления» а. Речь идёт о пословице б.Речь идёт о поговорке + Выполняют задание на закрепление данной темы   Выполняют задание на карточках. Анализируют, рассуждают. Внимательно подбирают необходимую часть к пословицы.     Стараются определить к какому жанру малого фольклора относятся приведенные тексты, учителем. Анализируют ответы, делают выводы.     Выполняют тест на листочках, самостоятельно. Проверяют.
VIII. Подведение итогов урока. - Чему был посвящен наш сегодняшний урок? - Чему научились на уроке? - Какое задание вам понравилось больше? - Будете ли вы применять полученные знания и умения в своей учебе? Оценивание. Подводят краткий итог урока. Оценивают свою работу на уроке.  

Обучающимся было интересно на внеурочных занятиях. Старались активно работать в течение занятий. Урок обобщения показал успешность усвоения данной темы.

Учащиеся научились различать пословицы от поговорок.

Расширили свои знания новыми пословицами и поговорками.

Научились понимать важность применения загадок на уроках и во внеурочной деятельности.

Мы считаем, что данные внеурочные занятия соответствуют поставленным целям, которые успешно реализованы в практической деятельности.

Два внеурочных занятия представлены в приложении А.







Сейчас читают про: