double arrow

Исторические сведения о керамике


Изделия и материалы, получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также окислов и др. неорганических соединений. Керамика получила широкое распространение во всех областях жизни — в быту (различная посуда), строительстве (кирпич, черепица, трубы, плитки, изразцы, скульптурные детали), в технике, на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в скульптуре и прикладном искусстве.

В настоящее время термин "керамика" приобрёл более широкое значение. Кроме традиционных материалов, изготавливаемых из естественной глины, этим термином обозначают новые керамики, например, очень чистые и плотные простые оксиды, карбиды, нитриды, графит, керметы (керамики в металлической матрице), стёкла (аморфные оксиды) и стеклокерамики, бетон (в ряде случаев такие материалы, как бетон и стекло, не относят к керамикам, так как эти вещества не подвергаются высокотемпературному обжигу и в них, следовательно, не протекают необратимые реакции, характерные для других перечисленных групп материалов).

История керамики разнообразная и очень интересная. Когда человек научился обрабатывать глину, он начал изготавливать посуду. Все керамические изделия делаются из глины, но из разных сортов глины, с различными добавками, поэтому они выглядят такими разными. С самых древнейших времен человек изготавливает изделия из керамики, произведения искусства, посуду. В развитии художественной керамики было сделано много замечательных открытий. Люди экспериментировали с сортами глин и примесей, с приемами формовки и обжига, украшения изделий. В стремлении получить тонкую, красивую, прочную керамику, производители из разных стран делали похожие изобретения.




Первоначально основным видом керамических изделий были толстостенные сосуды с пористым черепком, круглым или коническим дном (придававшим устойчивость при установке в землю). Лепились они от руки путем наращивания отдельных жгутов глины (способом налепа). В глину, чтобы она не трескалась при обжиге, добавлялись толченые раковины и измельченный гранит. Крупные сосуды использовались для приготовления пищи, более мелкие служили очевидно для еды. Изделия каменного века обжигались сначала на кострах (вероятная температура обжига 800...900°С), позднее появились специальные обжигательные печи. По многочисленным отпечаткам пальцев было установлено, что древнейшие керамические сосуды изготовлялись женщинами.

В период позднего неолита и энеолита (медного века) - 4...2 тыс. до н. э. - формы сосудов (кувшинов, мисок, чаш) становятся более разнообразными; появляются небольшие, условно решенные скульптуры людей и животных. Большая часть сосудов имеет уже плоское дно, что указывает на распространение плоского стола и плоского печного пода, т. е. на преобладание оседлого образа жизни. Тогда же керамические изделия начинают украшать орнаментом. Узоры часто были многоцветными, использовались- сочетания красных, белых, черных и других красок. В каждом из этих районов гончарство имело свои местные, локальные особенности. Ярким примером керамического мастерства той поры являются сосуды и небольшие скульптурки, относящиеся к трипольской культуре. Трипольские мастерицы умели отмучивать глину, изделия искусно лепились от руки, без гончарного круга, который появился позднее.



Таким образом, уже в первобытный период керамические изделия достигали большой художественной выразительности. В зависимости от назначения были разработаны разные типы сосудов. Кратер имел широкое горло, он предназначался для смешивания вина с водой; килик - плоская чаша с двумя ручками - из него пили вино; стройный, небольшой, вытянутый кверху ле-киф с одной ручкой предназначался для хранения масла при погребальных церемониях. Наиболее прославилась своими на редкость гармоничными и благородными пропорциями стройная амфора - ваза с двумя высокими ручками, предназначавшаяся для хранения масла и вина.

В развитии художественной керамики важную роль играли открытия, заключающиеся в подборе сортов глин и примесей для составления керамической массы, а также в приемах ее формовки и обжига, обработки и украшения поверхности изделий. В стремлении получить предельно тонкую и красивую по тону керамику, прочную и легкую, керамисты разных стран приходили к сходным изобретениям, появлявшимся как одновременно, так и весьма отдаленные друг от друга эпохи.



В силу исторических особенностей центры керамического производства у каждого народа развивались по-своему. На этой основе отрабатывалась и закреплялась технология изготовления керамических изделий, ставшая частью художественной традиции, которая характеризует своеобразие искусства керамики в каждом регионе нашей страны. В прошлом веке только гончарство было развито более чем в 190 уездах России. В наши дни, когда широкое развитие получила фарфорово-фаянсовая промышленность, сохранившиеся традиционные центры искусства народной керамики не так многочисленны. Сегодня только организованных предприятий около сорока, и в каждом из них создается немало интересного, у каждого своя история, свои мастера, бережно сохраняющие и развивающие лучшие художественные традиции данного промысла.

Способы изготовления керамических изделий в истории их развития претерпели некоторые изменения. Ручная лепка сосудов сохранилась в некоторых районов нашей страны до сих пор. Так делают посуду мастера Таджикистана, живущие в предгорьях Памира. Но стремление усовершенствовать труд и добиться идеально собранной формы сосуда привело к использованию гончарного станка с кругом.

В мировой истории керамики важную роль сыграли фаянс и фарфор Китая, оказавшие заметное влияние на развитие художественной керамики многих стран Европы и Азии. В области архитектурной керамики особенно выделяются многоцветная со сложными узорами глазурованная облицовка зданий Средней Азии, Ирана, Азербайджана, Турции, арабских стран, а так же процветавшие там же узорная кирпичная кладка и рельефная терракота. К высшим достижениям этих видов архитектурного декора в 10-15 вв. относится полихромная мозаичная керамическая облицовка зданий Самарканда и Бухары. С последней четверти 18века начинается возрождение интереса к художественным возможностям более грубых видов керамики- каменной массы и фаянса. Огромную роль в этом процессе сыграла деятельность англичанина Дж. Уэджвуда.

Наряду с повышением художественного уровня массовой керамики с 1960 годов усиливается интерес к уникальной декоративной керамики, в которой все шире начинают использовать не только грубые ее виды, но и такие материалы, которые прежде считались нехудожественными. Разрабатываются новые виды эмалей и глазурей, новые приемы декорировке, новые типы декоративных изделий. Возрождаются традиционные центры народной керамики, а ее традиции используются в производстве ряда мастеров декоративной керамики.

Изучив специальную литературу, мы пришли к выводу, что керамика – это изделия и материалы, полученные спеканием глины и их смесей с минеральными добавками.

Пластичность глин использовалась человеком еще на заре существования, и едва ли не первыми изделиями из глины стали скульптуры людей и животных, известные еще в палеолите.

Выражение "керамика" следует возводить к греческому обозначению горшечной глины, от которого происходит и греческое слово keramos – глиняная посуда. Под керамикой, следовательно, понимаются такие изделия, для которых глина (при случае каолин), смешанная с полевым шпатом, кварцем или известью, служит главным сырьем. Эти исходные вещества перемешиваются и перерабатываются в массу, которая либо от руки, либо на поворотном круге формуется и затем обжигается.

Керамика отражает высокие достижения искусства всех времен и народов.







Сейчас читают про: