double arrow

Древняя аттическая комедия. Аристофан


Такое название комедия получила, так как ее зарождение и расцвет произошли в Аттике — области, центром которой были Афины. Ее происхождение также выводят из обрядовых действий на праздниках плодородия. Сам термин «комедия» означает «песнь комоса»; комос — веселые буйные шествия на греческих праздниках, прежде всего в честь Диониса. Считалось, что плодородию способствуют вольные, непристойные шутки и инвективы (брань), упоминающие всяческие аспекты размножения, «фаллические песни», исполняемые в процессиях в честь богов плодородия, карнавальное поведение, нарушающее повседневные нормы благопристойности. Таким образом, аттическая комедия тесно связана с народными обрядами. В ней обязательно присутствуют грубые шутки, ругань, спор хора, разделенного на два полухория по 12 человек (агон), разнообразные фантастические элементы (среди действующих лиц в комедиях Аристофана — осы, облака, жук размером с быка, лягушки и т. д.). В соответствии с нормами такого рода праздников, для поднятия плодородия на какое-то время необходимо совершить перемену верха и низа. В плане физическом в комедиях обязательно манифестируются образы телесного низа (актеры, исполняющие роли низменных персонажей, снабжены огромными фаллосами). В плане социальном первые должны на время стать последними, а последние — первыми, и комедия насыщается политическим содержанием, происходит обрядовое поругание начальства. Таким образом, фантастика и грубый комизм соединяются в древнеаттической комедии с серьезной политической и социальной проблематикой.




В комедиях обычно присутствовал пролог — монолог или диалог, вводивший в курс дела, парод — выход хора и его первая песня, несколько эписодиев (актерских сцен), чередовавшихся с песнями хора — стасимами. В середине комедии присутствовала парабаса — обращение хора к публике с обвинениями государственных деятелей в казнокрадстве, честолюбии, трусости, неумении управлять городом, авантюризме и прочем. Обязательно были один или два агона — спора полухорий, переходящего порой в драку. В конце действия обычно проходило торжественное веселое шествие или изображался пир. Завершала комедию последняя песня хора и уход его с орхестры — эксод.

В Афинах комедии стали ставиться позднее трагедий, с 80-х гг. V в. до н. э., на Великих Дионисиях и Ленеях. Выступали три комедиографа, представлявших по одной комедии.







Сейчас читают про: