Аристофан

Аристофан (ок. 445 — ок. 385 гг. до н. э.) — крупнейший комедиограф своего времени; его произведения — единственные комедии, дошедшие до нас. Ему приписывали 44 комедии, до нас дошло 11: «Мир», «Лисистрата», «Всадники», «Осы», «Облака», «Лягушки», «Птицы», «Плутос» и др.

Аристофан жил и творил во время Пелопоннесской войны. Особенно страдали от этой войны аттические крестьяне: во время ежегодных набегов спартанцев поля вытаптывались, урожай погибал. В то же время у власти находились радикальные демократы, ставленники торговцев и промышленников, богатевших из-за высоких цен на хлеб и огромных военных заказов. Опирались они на городскую бедноту, развращаемую подачками. Антивоенными настроениями проникнуты многие комедии Аристофана. В комедии «Мир» земледелец Тригей решает подняться на небо и посмотреть, чем заняты боги — уже не первый год идет война и, похоже, боги бросили людей на произвол судьбы. Он ловит навозного жука, откармливает его навозом до размеров быка и отправляется в полет (пародия на трагедию Еврипида «Беллерофонт»). Небеса в самом деле пусты — Гермес рассказывает, что боги «вчера уехали на край вселенной», бросив Грецию на растерзание богу войны Полемосу, и тот заточил богиню мира Ирину в пещеру. Полемос бросает в огромную ступку Спарту, Мегару, Сицилию и Аттику и собирается истолочь, а пестиками должны быть афинский руководитель Клеон и спартанский — Брасид. Тригей восклицает: «Теперь настало время, братья эллины, оставив распри, позабыв усобицы, на волю нам богиню Мира вывести». Собирается хор афинских земледельцев и горожан, с ними несколько спартанцев, беотийцев, аргосцев и мегарцев. Горожане и пришлые тянут канат вразнобой, только земледельцы стараются и поют трудовую песню: «Наддай! Еще разок! Сама пойдет!» Камень отодвинут, выходит богиня Мира, с ней Жатва и Ярмарка. Представители разных полисов радуются. Ирина упрекает афинян, что они сами много раз отказывались от мира, те признают вину. Начинается веселый пир, но оказывается, что не все рады окончанию войны: лжепредсказатель пытается запугать сторонников мира грозными оракулами, ремесленники-оружейники и торговцы оружием горюют, что их товар никому не нужен, им предлагают из щитов сделать стульчаки. Наконец всех сторонников войны изгоняют с позором и играют свадьбу Тригея и Жатвы. Другая знаменитая антивоенная комедия — «Лисистрата». Женщины Греции, уставшие от войны, под руководством афинянки Лисистраты составляют заговор против воюющих мужей. Они укрываются на афинском Акрополе и объявляют мужьям, что будут отказывать им в близости, пока они не перестанут воевать. Измученные одиночеством, мужчины идут на всякие хитрости, но в конце концов вынуждены заключить мир.

Наибольшей остротой среди политических комедий отличаются «Всадники». Пьеса направлена против руководителя афинского государства Клеона, лидера радикальных демократов, только что одержавшего победу над спартанцами и жаждущего продолжить агрессивную политику. Действие происходит перед домом, где живет капризный, глуховатый старик Демос — таким представлен афинский народ. Из разговора рабов (выступающих в масках полководцев Демосфена и Никия) выясняется, что всю власть в доме захватил ловкий кожевник Пафлагонец (отец Клеона был владельцем кожевенной мастерской). Он морочит старику голову фальшивыми оракулами (Клеон действительно предъявлял афинянам подложные оракулы о грядущей победе в Пелопоннесской войне). Чтобы избавиться от пройдохи нужно найти еще большего мошенника. Это колбасник, превосходящий кожевника хвастовством и бесстыдством. Между ними происходит спор (агон), переходящий в драку, кожевник и всадники (афинские аристократы) прогоняют Пафлагонца. В следующих спорах наряду с грубым комизмом звучит серьезная критика партии войны, несущей афинскому крестьянству бедствия, а союзникам — дальнейшее разорение. В конце концов колбасник угощает Демоса украденным у кожевника зайцем и старик признает его победителем. Колбасник возвращает старику молодость, сварив его в кипятке, появляются красотки, несущие мир на 30 лет, и комедия завершается праздничным шествием. Известно, что политическая сатира показалась властям столь острой, что Аристофана привлекли к суду. Хотя его и оправдали, но в последующих комедиях он вынужден был смягчить критику.

Аристофан посвящал комедии не только острым политическим проблемам, но и вопросам воспитания, образования, культуры. Одна из самых значительных комедий такого рода — «Облака» (423). Старик Стрепсиад, запутавшийся в долгах из-за мотовства сына Фидиппида, хочет избавиться от кредиторов и для этого научиться «кривым речам» — имеется в виду учение софистов, скитающихся мудрецов, обучавших в том числе и относительности нравственных принципов. Он отправляется в «мыслильню», где видит главу софистов Сократа, висящего под потолком в корзинке и изучающего светила. Реальный Сократ, хотя и призывал «познать самого себя», провозглашал сомнение как путь к познанию, но был далек от софистической проповеди аморализма — видимо, поэтому комедия не понравилась афинянам. Аристофан делает знаменитого площадного философа собирательным образом, карикатурой на софистов. В мыслильне Стрепсиаду предлагают изучать некую расплывчатую и беспредметную премудрость: «Чем пищит комар — гортанью или задницей?», «Как измерить блоху блошиными ножками?», но главное — вместо веры в традиционных богов предлагают поклоняться неким стихиям, представленным как хор облаков. Из всей этой премудрости старик понимает только одно — богов больше нет, Зевса прогнал «какой-то вихрь Дин», а значит, нет ни доблестного, ни позорного. Он посылает в мыслильню сына Фидиппида. Перед ним выступают два фантастических существа — Правда и Кривда (в виде боевых петухов, сидящих в корзинах). Правда проповедует скромность, самоограничение, тренировку тела и духа — именно так воспитывали «поколенья бойцов марафонских», то есть победителей персов. Кривда защищает распущенность и свободу вожделений. Фидиппид выбирает Кривду и она учит его всяческим модным ухищрениям. Забрав сына из мыслильни, старик, научившийся сутяжничать, легко прогоняет кредиторов. Сын на пиру вступает с отцом в спор: старик попросил спеть под кифару что-нибудь из Эсхила или Симонида, но сыну нравится модный Еврипид — поэт сомнений. Спор переходит в драку. Сын по всем правилам софистического искусства убеждает отца в своей правоте и Стрепсиад уже готов поверить, что отцов можно бить. Но когда Фидиппид хочет доказать, что можно бить и матерей, Стрепсиад берет топор и огниво и идет поджигать мыслильню. В дыму и пламени гибнут мудрецы — за то, что «они богов бесчестили».

Аристофан, конечно, не являлся мракобесом, противником научного знания. Но он считал, что современные учения подрывают традиционную мораль полиса, учат молодежь безверию и аморализму.

В более поздних комедиях заметен отход от актуальной социально-политической проблематики. В «Лягушках» идут споры, посвященные литературе, здесь мы видим первый в Европе образец литературной критики: умерли Софокл и Еврипид, бог Дионис скучает без театральных представлений и отправляется в Аид, вывести оттуда самого модного драматурга Еврипида. По дороге с ним и рабом Ксанфием происходят забавные приключения, причем Дионис показывает себя трусом, а раб — смышленым и храбрым. В Аиде Дионис устраивает «трагическое состязание» между Еврипидом и Эсхилом, таким образом зрителю предъявляется идейное и художественное своеобразие каждого поэта. Оба поэта согласны, что литература должна воспитывать народ. Но Еврипид считает, что нужно показывать неприкрашенную правду жизни, изображать людей такими, как они есть, Эсхил же хочет показывать только возвышенное и прекрасное, а «подлые язвы» жизни скрывать. После длительных колебаний Дионис выводит на землю Эсхила. В одной из самых блестящих комедий, «Птицы», мы видим черты утопии. Уставшие от суетливой жизни в Афинах, два героя — Писфетер и Эвелпид пускаются в странствие, покупают галку и ворону и те приводят их к мудрому Удоду. Они решают основать птичий город Тучекукуевск. Сольная партия Удода была столь популярна в Афинах, что исполнялась как отдельное произведение. Там, между небом и землей, вдали от богов и людей, среди мудрых птиц, герои живут в блаженстве и безмятежности.

Характеристика образа Одиссея в поэмах Гомера «Одиссея» и «Илиада»

Образ Одиссея несет в себе новые, сравнительно с героями "Илиады", черты. Биография героя сначала принадлежала к авантюрно-сказочным сюжетам с распространенным фольклорным мотивам и не была связана с событиями Троянской войны. В Гомеровой эпохе эти мотивы дополняются новыми идеями: возвращение на родину, любовь к родственному костру, страданию героя через гнев богов. Не случайным есть имя героя (Одиссей - "ненавистный богам", "тот, кто испытал гнев"). В истории Троянской войны ему отводится важная роль. Герой принимает участие во всех решающих эпизодах войны, без него не принимается ни одно важное решение. Ему удается определить местонахождение Ахилла, запрятанного Фетидой; к началу войны он старается вести мирные переговоры с троянцами. Особая роль Одиссея в последние годы войны (разведка с Диомедом во вражеский лагерь, похищение Палладия - оберега Трои; идея сооружения деревянного коня).

Одиссей, герой Троянской войны, теперь возникает перед нами как путешественник невольно, открыватель новых земель. Он отлично владеет и мечом, и веслом, и орудиями работы, и словом. В этом образе воплощено народное начало. Исследователи называют Одиссея "хитроумным", "мудрым", "за умом равным Зевсу", подчеркивая его дипломатический талант, дар ораторского искусства, дальновидность, осторожность и предусмотрительность. Он жестокий в своей мести, как жестоки другие герои далеких и суровых времен "детства человечества". Но определяющей чертой характера Одиссея есть любовь к родине. Даже на бессмертие герой не согласен променять свою Итаку, семью, жену, сына.

Схематический образ Одиссея, главного героя поэмы.
ОДИССЕЙ -
Царь острова Итаки.
Его отец - хитрый СИЗИФ (ЛАЕРТ).
Его дед - Автолик.
Его прадед - бог ГЕРМЕС
(покровитель ловких и ловких).
Его богатства - отары.

Почему боги решили возвратить героя на родину? Боги совершили так не из милости, а опасаясь, что Одиссей возвратится домой наперекор судьбе, вопреки их воле. Смелость, храбрость, самостоятельность и мужественные попытки самоутверждения Одиссея заставляют богов прислушаться к желанию героя и помочь ему.

Идеалом для Гомера остается патриархальная простота обычаев, "родительские отношения" между хозяевами и слугами. Симпатии поэта на стороне представителей знати, которые искренне беспокоятся о благополучии отчизны и считают для себя позорным работать. Гомер искренне любуется Навсикаею, дочерью царя Алкиноя, которая стирает белизну на всю многочисленную семью, женой Одиссея, "умной" Пенелопой, "богиней среди женщин", что заботливо ведет хозяйство, занимается прядением, тканьем. Пенелопа обрисованная в поэме как образец верности и семейного благодеяния, благородства.

Двадцать лет ждет Пенелопа возвращения мужа. Она заботливая мать. Когда Телемах отправился на поиски отца, переживает за него и предостерегает от безрассудных поступков. В противостоянии с женихами она действует с помощью хитрости. Вдоль трех лет вводит их в девясила. За подсказкой Афины Паллады она устраивает соревнование по луку, в котором от руки Одиссея и гибнут все женихи. Жене Одиссея также присуще благоразумие и осмотрительность. Когда Одиссей решает открыться ей, Пенелопа сначала хочет убедить, что перед ней в самом деле ее муж. В образе Пенелопы воплощен идеал женского благородства и верности. Одиссея - богатый на события и приключения жизни, обобщенный образ путешественника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: