в которых строится по задуманному плану театральное действие. Достигаемая
в этом случае наглядность служит источником знания, которое нельзя получить
умозрительно».
Процедура такого моделирования действительно близка к созданию театраль
ного действа, последовательно раскрывающего «жизнь и приключения» вещи.
В каждом его эпизоде выявляются различные грани ее образа, проявляются
разные свойства, она различным способом сосуществует с окружением в соот
ветствии с ситуацией и приданными ей возможностями и особенностями.
• Заимствование аналогий. Наконец, предлагается еще один эвристический
прием. В содержании предыдущих методик уже не раз просматривалась ана
логия дизайн-процесса с театральным действом, но результативная методика может быть выстроена также и на иных связях и аналогиях дизайна в мире
искусств. Одни из них более очевидны, другие менее. Например, вполне по
нятна архитектурная аналогия, включающая проектируемый объект в куль
турное пространство, применяемая при оценке функциональной и символи
|
|
ческой ценности объекта, его структурной целостности, а также живописная —
при оценке колорита проектируемого объекта или скульптурная — при оценке
его пластического решения. Менее бросается в глаза аналогия дизайна с лите
ратурой, но именно в литературе, а точнее — в поэтике, стилистике, риторике,
выработаны приемы повышения выразительности художественного языка.
«Перевод» таких приемов с вербального (словесного) языка на иконический
(изобразительный) — сложная творческая процедура, но применение их в ди
зайне способно принести значительные плоды.
Итак, смысловые контексты включения объекта проектирования могут быть сле
дующие:
• ряд объектов, современных проектируемому, совокупность которых опреде
ляет сложившийся стиль и образ жизни;
• исторический ряд прототипов проектируемого объекта, выявляющих его куль
турные смыслы;
• ролевой контекст, то есть контекст деятельности различных специалистов вок
руг разрабатываемого объекта;
• внутренняя логика самого объекта;
• сценография жизни (совокупность возможных ситуаций) проектируемого
объекта рядом с человеком;
а аналогии между выразительными особенностями дизайн-объекта и приема
ми повышения выразительности, разработанными в других областях искус
ства и культуры.
Как уже говорилось относительно возможностей «проблематизирующего» под
хода, помещение объекта проектирования в самые различные смысловые контек
сты позволяет значительно раскрепостить творческую фантазию проектировщи
ка и создать дизайнерский объект, обладающий достаточной новизной.