Ное или в материале — «макеты такого рода похожи на сценические декорации

в которых строится по задуманному плану театральное действие. Достигаемая

в этом случае наглядность служит источником знания, которое нельзя получить

умозрительно».

Процедура такого моделирования действительно близка к созданию театраль­

ного действа, последовательно раскрывающего «жизнь и приключения» вещи.

В каждом его эпизоде выявляются различные грани ее образа, проявляются

разные свойства, она различным способом сосуществует с окружением в соот­

ветствии с ситуацией и приданными ей возможностями и особенностями.

Заимствование аналогий. Наконец, предлагается еще один эвристический

прием. В содержании предыдущих методик уже не раз просматривалась ана­

логия дизайн-процесса с театральным действом, но результативная методика может быть выстроена также и на иных связях и аналогиях дизайна в мире

искусств. Одни из них более очевидны, другие менее. Например, вполне по­

нятна архитектурная аналогия, включающая проектируемый объект в куль­

турное пространство, применяемая при оценке функциональной и символи­

ческой ценности объекта, его структурной целостности, а также живописная —

при оценке колорита проектируемого объекта или скульптурная — при оценке

его пластического решения. Менее бросается в глаза аналогия дизайна с лите­

ратурой, но именно в литературе, а точнее — в поэтике, стилистике, риторике,

выработаны приемы повышения выразительности художественного языка.

«Перевод» таких приемов с вербального (словесного) языка на иконический

(изобразительный) — сложная творческая процедура, но применение их в ди­

зайне способно принести значительные плоды.

Итак, смысловые контексты включения объекта проектирования могут быть сле­

дующие:

• ряд объектов, современных проектируемому, совокупность которых опреде­

ляет сложившийся стиль и образ жизни;

• исторический ряд прототипов проектируемого объекта, выявляющих его куль­

турные смыслы;

• ролевой контекст, то есть контекст деятельности различных специалистов вок­

руг разрабатываемого объекта;

• внутренняя логика самого объекта;

• сценография жизни (совокупность возможных ситуаций) проектируемого

объекта рядом с человеком;

а аналогии между выразительными особенностями дизайн-объекта и приема­

ми повышения выразительности, разработанными в других областях искус­

ства и культуры.

Как уже говорилось относительно возможностей «проблематизирующего» под­

хода, помещение объекта проектирования в самые различные смысловые контек­

сты позволяет значительно раскрепостить творческую фантазию проектировщи­

ка и создать дизайнерский объект, обладающий достаточной новизной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: