Человек – «существо» общественное, в течение жизни постоянно взаимодействует с другими людьми, выполняет определенные социальные роли.
Общепринятым является тот факт, что творческая индивидуальность формируется только в обществе, во взаимодействии с другими людьми. Проблемы формирования коллектива подробно описаны в работах А. С. Макаренко.
Коллектив – это устойчивое объединение людей, которое отличается единством цели, деятельности и организации.
Признаки:
· Наличие у группы общественноценных целей (дружба)
Группа, которая имеет асоциальные цели, не станет коллективом
· Совместная деятельность группы по достижению цели
· Отношение взаимоответственности (симпатии, деловые отношения, сотрудничество помогают понять и увидеть иерархию, принять её)
· Организация самоуправления (внутренняя структура, в которой каждый имеет свою ценность, а не просто находится в иерархии)
· Традиции (повторяющиеся, эмоционально окрашенные формы коллективной деятельности)
|
|
· Общественное мнение (мнение, которое выражено в форме обобщенных оценок, суждений, отношений к деятельности, правил совместных действий и общений)
Каждый ученик входит в своей жизни в несколько коллективов: ближайшее окружение, школьный коллектив, классный коллектив и т.д. И во всех этих коллективах он занимает определённое «место». Задача воспитателя, чтобы весь этот набор коллективов помогал решать воспитательные задачи.
Воспитательный коллектив реализует следующие функции:
ü Организационная
Коллектив организует деятельность каждого через общие цели, общую деятельность, через «место» в игре.
ü Воспитательная
Коллектив является носителем определённых нравственных норм, правил и традиций
ü Стимулирующая
Коллектив регулирует поведение членов и взаимоотношения, побуждает к формированию определённых качеств через общественно-полезную деятельность