В таком парном сочетании данный принцип был предложен известными советскими дидактами Б. П. Есиповым и М. А. Даниловым. Это сочетание имеет глубокий смысл: сознательность предполагает осмысление, активность – стремление к знаниям, включение ведущих мотивов, характеризующих познавательную активность, что означает единство мышления и деятельности.
Данный принцип обусловлен двусторонним характером процесса обучения, в котором учение возможно лишь тогда, когда активен и деятелен ученик. Без активной и сознательно осуществляемой учебно-познавательной деятельности учащиеся не могут овладевать изучаемым материалом и развивать свои умственные способности.
Сознательность усвоения является важнейшим условием запоминания, поскольку чрезвычайно трудно заучить то, что не поддается осмыслению.
В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения:
- сознательное понимание учебного материала
- сознательное отношение к учебному материалу
- формирование познавательной активности у учащихся
Осознание учебного материала начинается с постановки учебной задачи; с правильной, доступной формы обучения учителя; соотнесения практического и теоретического материала; с получения продуктивных результатов.
Сознательное отношение к учебному материалу во многом зависит от понимания учебного материала, от мотивов учения.
Если у школьника положительные мотивы, то он проявляет настойчивость, трудолюбие, активность, познавательный интерес. Степень познавательной активности у каждого школьника разная. Различают:
-самую высокую (сам стремиться); - высокую; - среднюю (средние знания);
- низкую; - самую низкую («отсидел»)