Принцип прочности усвоения ЗУН школьниками

Данный принцип подытоживает теоретические поиски учёных и практический опыт по обеспечению прочного усвоения знаний. И как известно, одной из задач обучения, является сохранение в памяти школьника содержания учебного материала на длительное время. Но этот процесс очень сложный.

Прочность усвоения зависит:

- от содержания и структуры этого материала

- от отношения учащегося к учебному материалу, обучению, учителю

- от организации использования различных видов и методов обучения

- так как память носит избирательный характер, то чем важнее и интереснее учебный материал, тем прочнее и дольше он сохраняется.

Для прочности знаний необходимо:

- в первую очередь – осмысление материала, так как мышление главенствует над памятью, а для этого надо:

а) выделить главные мысли

б) главные понятия и их признаки

в) связь учебного материала с интересами учащихся

г) использование знаний на практике

- чтобы знания были прочными их необходимо постоянно повторять, работая над повторением и закреплением необходимо расширять объём знаний, вводя новые примеры, уточняющие обобщения

- систематическая проверка и оценка ЗУН. Для этого необходимо применять современные научно обоснованные виды, средства, методы контроля.

15.Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей. Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Коменский, Локк, Руссо, а позже Ушинский, Толстой и др. Более того, некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по - разному. Коменский, например, в понятие природосообразности вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех закономерностей развития ребенка, которые присущи природе человека, а именно: врожденного человеку стремления к знанию, к труду, способности к многостороннему развитию и т.д. Руссо, а затем Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок от природы является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания. Полезные идеи на этот счет имеются в трудах Блонского, Крупской, Шацкого, Макаренко, Сухомлинского и других ученых. Н.К. Крупская подчеркивала, что, если мы не будем знать особенностей ребят и того, что интересует их в том или ином возрасте, мы не сумеем хорошо осуществлять воспитание. В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды развития детей и школьников: младенчество (до 1 года), ранний детский возраст (2-3 года), преддошкольный возраст (3-5 лет), дошкольный возраст (5-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), средний школьный или подростковый возраст (11-15 лет), старший школьный возраст или ранняя юность (15-18 лет).

16. Содержание школьного образования и его совершенствование в современных условиях. Учебный план и учебные программы.

Содержание образования – система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно – эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения.

Это совокупность:

- системы знаний (о природе, обществе, технике, человеке, космосе), раскрывающей картину мира.

- опыта осуществления известных для человека способов деятельности.

- опыта творческой деятельности по решению новых проблем, обеспечивающего формирование способностей человека к дальнейшему развитию культуры, науки.

- опыта ценностного отношения к миру.

Факторы, влияющие на разработку содержания образования:

- политика и идеология общества

- требования общества

- методологические позиции учёных

- изменения в развитии науки и техники.

Требования, определяющие содержание образования и пути его совершенствования:

1) Содержание образования должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания – формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

2) Содержание образования должно строиться на строго научной основе и раскрывать учащимся сущность общественной жизни, способствовать формированию их гражданско – патриотической позиции.

3) Общее образование в школе должно сочетаться и осуществляться в единстве с техническим и трудовым обучением и способствовать профессиональной ориентации учащихся.

4) Содержание школьного образования должно строиться на основе взаимосвязи между отдельными учебными предметами.

5) Содержание образования по каждому учебному предмету должно соответствовать логике и системе, свойственных той или иной науке.

6) В содержании образования должно находить отражение связь теории с практикой, необходимость соединения обучения с производительным трудом.

7) Содержание образования должно соответствовать возрастным возможностям учащихся.

Пути совершенствования:

- Общественная школа должна быть базовым звеном непрерывного образования.

- Система непрерывного образования должна строиться на культурно – национальной основе.

- Углубление технической направленности образования, более совершенное осуществление трудового и профессионального обучения.

- Укрепление материальной базы школ и других учебных заведений, внедрение новейших ТСО, компьютеризация обучения.

- Введение в содержание образования такого материала, который способствует развитию творческого мышления учащихся, их способностей и талантов.

- Интеграция учебных предметов.

Содержание учебного процесса определяется следующими нормативными документами:

- Государственным образовательным стандартом

- Типовым учебным планом

- Учебными программами

- Учебниками и учебными пособиями.

Учебный план – это утверждённый Министерством РБ документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок (последовательность) их изучения и количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета в отдельных классах.

Разрабатывается на основе требований гос образовательного стандарта и определяет:

- продолжительность уч года, длительность четвертей и каникул

- полный перечень предметов, изучаемых в начальной школе

- распределение предметов по годам обучения

- количество часов по каждому предмету за всё время обучения и на изучение предмета в каждом классе

- количество часов в неделю на изучение каждого предмета.

На основе учебных планов составляются учебные программы.

Учебная программа – это утверждённый Министерством образования РБ документ, в котором раскрывается содержание образования по каждому предмету в каждом классе и определяется система научных знаний, а также практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащимся.

Обычно учебная программа состоит из:

- объяснительной записки

- основной части

- требований к ЗУН учащихся.

На основе учебной программы учитель осуществляет тематическое перспективное планирование учебных занятий на учебный год. Именно программа задаёт минимум ЗУН по предмету. На основе Типовой программы составляются также базовые, рабочие и авторские учебные программы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: