Учащиеся в процессе обучения овладевают определёнными ЗУН. Одно и то же содержание учебного материала может быть усвоено различными способами с помощью различных средств обучения. Поэтому перед учителем всегда стоит проблема выбора тех путей, которые помогут более успешно учиться и обучать.
Метод – (с греч. «Путь к чему – либо») способ достижения цели, особым способом упорядоченная деятельность.
В педагогике под методом педагогического процесса понимают способ совместной деятельности педагога и учащихся, направленный на решение задач педагогического процесса.
При подготовке учебного занятия учитель продумывает свой способ работы, последовательность своих действий по отношению к ученикам. В тоже время он должен думать и о том, какие ответные мысли, действия, рассуждения должны и могут возникнуть в сознании учащихся. Он своим способ преподавания не только передаёт инфо, но и управляет, руководит познавательной деятельностью учащихся. Эта внутренняя сторона метода обучения сложная и требует от учителя глубокого понимания возрастных сложностей, усвоения материала учащимися.
|
|
Метод – форма теоретического и практического усвоения материала.
Метод – способ достижения цели, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом.
Методы педагогического процесса чаще всего применяются в комплексе. В то же время в каждой конкретной ситуации можно выделить ведущий, доминирующий, наиболее эффективный с точки зрения решаемых задач.
Метод считается сложным образованием: с одной стороны подчиняется общим дидактическим положениям, законам и закономерностям, а с другой стороны обусловлен личностью учителя, особенностями ученика и конкретными условиями.
Разнообразие методов и потребность в их комплексном применении вызвали необходимость в их классификации и систематизации.
Классификацией методов педагогического процесса называется подразделение их на определённые группы или подгруппы по какому – либо признаку.
1 классификация – по ведущим дидактическим задачам, решаемым на том или ином этапе обучения (Данилов, Есипов).
2 классификация – по характеру учебно – познавательной деятельности учащихся (Лергнер, Скаткин)
3 классификация – по методологии целостного подхода к деятельности (Бабанский)
4 классификация – по источнику передачи инфо и характеру её восприятия (Перовский, Голонд).
В соответствии с источником знаний (слово, наглядность, практика) были выделены следующие группы методов:
А) Словесные (беседа, рассказ, объяснение, лекция, дискуссия, диспут, работа с книгой)
Б) Наглядные (метод наблюдения, иллюстрации, демонстрации, видео метод)
В) Практические (упражнения, лабораторный метод, практическая работа, изготовление рисунков, выполнение трудовых заданий в мастерских).
Эти методы отражают как деятельность учителя (рассказ, демонстрация, упражнения) так и деятельность учащихся (слуховое, зрительное, моторное).