Предисловие научного редактора



Группы умерли — и да здравствуют Группы!

Центральное место, которое принадлежало шко­ле групповой динамики в эпоху становления соци­альной психологии, впоследствии было узурпиро­вано более индивидуалистичной и заманчивой для исследователей ветвью современной социальной психологии. Многие поспешили провозгласить, что феномен групповой динамики и исследования групп почили в бозе. Так почему же мы радостно и громко славим исследования групп и социальную психологию групповых процессов, вместо того что­бы бесстрастно наблюдать их печальный закат?

Вероятно, все дело в том, что современный ана­лиз групп играет ключевую роль в понимании того, каким образом каждый из нас позиционирует себя в жизни, в обществе и во множестве групп, как эти группы помогают нам разобраться в самих себе и с какими задачами и проблемами мы можем столк­нуться и справиться исключительно в контексте группового функционирования. Ведь в человече­ской жизни почти нет областей, которые не были бы подвержены непосредственному влиянию ценнос­тей, представлений, норм и действий групп и их членов. Несмотря на то, что в индивидуалистиче­ски настроенном обществе принято ратовать за при­оритет человеческой личности, жизнь каждого из нас буквально пронизана влиянием различных групп, которые зачастую пересекаются между собой и всецело нас поглощают. В психологическом ана­лизе групп, проводившемся на заре формирования социальной психологии как науки, слишком отчет­ливо прослеживалось стремление постичь процес­сы, протекающие в рабочих группах и в промышлен­ных условиях, и выяснить, как добиться от рабочих более высокой производительности труда, сохранив при этом их моральную стойкость (разумеется, из­бежав прибавок к зарплате). Исследовательские и практические работы в области групповой динами­ки затронули сферу тренингов групповых лидеров через повышение эффективности тактики и страте­гии тренинговых групп, но при этом объектом ана­лиза оказывалась именно тренинговая группа, а со­всем не та, на которую собирался влиять новоиспе­ченный руководитель. «Испытуемые», группы и


исследователи принадлежали к узким секторам об­щества, занимавшим ведущее положение в течение нескольких десятилетий, начиная с 50-х годов, — исследователями были белые мужчины-американ­цы, представители среднего класса, а в роли испы­туемых выступали члены рабочих групп, принад­лежавшие к низшему классу. Исследования группо­вой динамики выдохлись и сошли с дистанции, когда рабочие места стали изменяться, подчиняясь требованиям многообразия, технологичности и гло­бализации, а сама психология утратила интерес к сложным групповым процессам наподобие сплочен­ности и обратилась к более простым проблемам, ко­торые можно экспериментально изучать с помощью когнитивных задач и простых в применении опрос­ников. Сейчас уже практически невозможно найти психологов, которые добровольно объявили бы се­бя приверженцами теории групповой динамики, ровно как справедливо и то, что сегодня на психо­логической сцене днем с огнем не найдешь «иссле­дователей мотивационной сферы».

Размах упомянутых Кэрол Ойстер исследований не оставляет камня на камне от традиционных огра­ничений, регламентирующих исследования групп: автор принимает во внимание огромное разнообра­зие факторов пола, расовой, национальной и куль-туральной принадлежности. От сухих, книжных оп­ределений основных понятий теории групповой динамики Ойстер переходит к ярким, нетривиаль­ным примерам, заимствованным ею из нашей с вами повседневной жизни, актуальных событий и лите­ратурных произведений; например: конкретизиро­вать исполнение роли, предложив читателю мыс­ленно сыграть Меркуцио из «Ромео и Джульетты» Шекспира. Краткая вступительная виньетка к каж­дой главе — это задача, которую читатель решает поэтапно по мере накопления достаточного объема информации из разных глав. Вам хочется актуаль­ности? Что ж, каждая глава подытоживается по­дробным изложением способов применения основ­ных принципов к настоящим, реально существую­щим группам, проблемам и людям — среди ко­торых — судебный процесс над О. Дж. Симпсоном, ролевые конфликты Хиллари Родэм Клинтон, про-


Предисловие научного редактора



цедура инициации в члены банды, противоречивая политика вооруженных сил США в отношении го­мосексуалистов, глобальная проблема иммиграции, совладание со стрессами на рабочем месте, — и это всего лишь малая толика всего многообразия при­меров. На страницах книги на равных соседствуют современные и классические исследования, но на­учные данные, используемые для описания и тех, и других, призваны подтверждать выводы и ключе­вые положения, а не прославлять само исследова­ние, как нередко бывает в других работах. Автор многое знает о группах и знает, как донести свои знания и заразить читателя страстью к изучению динамики групп; это сочетание придает книге осо­бую привлекательность, а ее автору позволяет за­нять особое место среди специалистов в данной области. Поэтому здесь мы отдаем должное старой, но проверенной временем традиции групповой ди­намики и вместе с тем приветствуем Кэрол Ой-стер — провозвестника современных идей о психо­логических исследованиях групп.

Инновационная серия McGraw-Hill по Социаль­ной Психологии призвана ознаменовать фундамен­тальный вклад, внесенный исследователями, теоре­тиками и практиками социальной психологии в совершенствование понимания человеческой при­роды и повышение качества жизни. Она стала вит­риной, на которой выставлены новые теории, ори­гинальные приемы синтеза, анализа и современные методологии именитых ученых и перспективных молодых исследователей. Но всех наших авторов объединяет отчаянное стремление поделиться сво­ими взглядами с аудиторией, которую поначалу со­ставляют их коллеги, а затем выпускники, студен-


ты и все, кто проявляет интерес к проблемам соци­альной психологии. В некоторых заглавиях наших книг заложены идеи, адресованные к реальному миру и представляющие достаточный интерес для тех, кто может претворить их в практические дей­ствия и руководствоваться ими в построении об­щественной политики. Хотя каждый из текстов на­шей серии сам по себе как нельзя лучше отражает ту научную сферу, к которой он относится, в сово­купности они образуют ядро социальной психоло­гии. Многие преподаватели предпочитают исполь­зовать их в качестве всеобъемлющего приложения к основному, общему учебнику, тогда как другие организуют свои курсы, не выходя за рамки стан­дартного набора монографий. Каждый из наших авторов руководствовался целью изложить важней­шие уроки и принципы, находящиеся в сфере их компетенции, в увлекательной манере и сообщить информацию, не прибегая к технической термино­логии, чтобы вдохновить читателей разделить их восторг, присоединившись к применению их идей на практике или вдохновившись на создание новых, более прогрессивных направлений.

Я рад приветствовать Кэрол Ойстер, нового чле­на содружества просветителей. А еще я приветст­вуют вас, дорогой читатель, и приглашаю присо­единиться к группе студентов, находящихся в таком же положении, что и вы, студентов, которые полу­чают истинное удовольствие и пользуются преиму­ществами компетентности этого автора, ее восхити­тельного доходчивого стиля, особого умения учить посредством печатного слова так же блестяще, как и на аудиторных занятиях, и ее беззаветной предан­ности социальной психологии как науке.

Филип Зимбардо, научный редактор серии



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: