Группы умерли — и да здравствуют Группы!
Центральное место, которое принадлежало школе групповой динамики в эпоху становления социальной психологии, впоследствии было узурпировано более индивидуалистичной и заманчивой для исследователей ветвью современной социальной психологии. Многие поспешили провозгласить, что феномен групповой динамики и исследования групп почили в бозе. Так почему же мы радостно и громко славим исследования групп и социальную психологию групповых процессов, вместо того чтобы бесстрастно наблюдать их печальный закат?
Вероятно, все дело в том, что современный анализ групп играет ключевую роль в понимании того, каким образом каждый из нас позиционирует себя в жизни, в обществе и во множестве групп, как эти группы помогают нам разобраться в самих себе и с какими задачами и проблемами мы можем столкнуться и справиться исключительно в контексте группового функционирования. Ведь в человеческой жизни почти нет областей, которые не были бы подвержены непосредственному влиянию ценностей, представлений, норм и действий групп и их членов. Несмотря на то, что в индивидуалистически настроенном обществе принято ратовать за приоритет человеческой личности, жизнь каждого из нас буквально пронизана влиянием различных групп, которые зачастую пересекаются между собой и всецело нас поглощают. В психологическом анализе групп, проводившемся на заре формирования социальной психологии как науки, слишком отчетливо прослеживалось стремление постичь процессы, протекающие в рабочих группах и в промышленных условиях, и выяснить, как добиться от рабочих более высокой производительности труда, сохранив при этом их моральную стойкость (разумеется, избежав прибавок к зарплате). Исследовательские и практические работы в области групповой динамики затронули сферу тренингов групповых лидеров через повышение эффективности тактики и стратегии тренинговых групп, но при этом объектом анализа оказывалась именно тренинговая группа, а совсем не та, на которую собирался влиять новоиспеченный руководитель. «Испытуемые», группы и
|
|
исследователи принадлежали к узким секторам общества, занимавшим ведущее положение в течение нескольких десятилетий, начиная с 50-х годов, — исследователями были белые мужчины-американцы, представители среднего класса, а в роли испытуемых выступали члены рабочих групп, принадлежавшие к низшему классу. Исследования групповой динамики выдохлись и сошли с дистанции, когда рабочие места стали изменяться, подчиняясь требованиям многообразия, технологичности и глобализации, а сама психология утратила интерес к сложным групповым процессам наподобие сплоченности и обратилась к более простым проблемам, которые можно экспериментально изучать с помощью когнитивных задач и простых в применении опросников. Сейчас уже практически невозможно найти психологов, которые добровольно объявили бы себя приверженцами теории групповой динамики, ровно как справедливо и то, что сегодня на психологической сцене днем с огнем не найдешь «исследователей мотивационной сферы».
|
|
Размах упомянутых Кэрол Ойстер исследований не оставляет камня на камне от традиционных ограничений, регламентирующих исследования групп: автор принимает во внимание огромное разнообразие факторов пола, расовой, национальной и куль-туральной принадлежности. От сухих, книжных определений основных понятий теории групповой динамики Ойстер переходит к ярким, нетривиальным примерам, заимствованным ею из нашей с вами повседневной жизни, актуальных событий и литературных произведений; например: конкретизировать исполнение роли, предложив читателю мысленно сыграть Меркуцио из «Ромео и Джульетты» Шекспира. Краткая вступительная виньетка к каждой главе — это задача, которую читатель решает поэтапно по мере накопления достаточного объема информации из разных глав. Вам хочется актуальности? Что ж, каждая глава подытоживается подробным изложением способов применения основных принципов к настоящим, реально существующим группам, проблемам и людям — среди которых — судебный процесс над О. Дж. Симпсоном, ролевые конфликты Хиллари Родэм Клинтон, про-
Предисловие научного редактора
цедура инициации в члены банды, противоречивая политика вооруженных сил США в отношении гомосексуалистов, глобальная проблема иммиграции, совладание со стрессами на рабочем месте, — и это всего лишь малая толика всего многообразия примеров. На страницах книги на равных соседствуют современные и классические исследования, но научные данные, используемые для описания и тех, и других, призваны подтверждать выводы и ключевые положения, а не прославлять само исследование, как нередко бывает в других работах. Автор многое знает о группах и знает, как донести свои знания и заразить читателя страстью к изучению динамики групп; это сочетание придает книге особую привлекательность, а ее автору позволяет занять особое место среди специалистов в данной области. Поэтому здесь мы отдаем должное старой, но проверенной временем традиции групповой динамики и вместе с тем приветствуем Кэрол Ой-стер — провозвестника современных идей о психологических исследованиях групп.
Инновационная серия McGraw-Hill по Социальной Психологии призвана ознаменовать фундаментальный вклад, внесенный исследователями, теоретиками и практиками социальной психологии в совершенствование понимания человеческой природы и повышение качества жизни. Она стала витриной, на которой выставлены новые теории, оригинальные приемы синтеза, анализа и современные методологии именитых ученых и перспективных молодых исследователей. Но всех наших авторов объединяет отчаянное стремление поделиться своими взглядами с аудиторией, которую поначалу составляют их коллеги, а затем выпускники, студен-
ты и все, кто проявляет интерес к проблемам социальной психологии. В некоторых заглавиях наших книг заложены идеи, адресованные к реальному миру и представляющие достаточный интерес для тех, кто может претворить их в практические действия и руководствоваться ими в построении общественной политики. Хотя каждый из текстов нашей серии сам по себе как нельзя лучше отражает ту научную сферу, к которой он относится, в совокупности они образуют ядро социальной психологии. Многие преподаватели предпочитают использовать их в качестве всеобъемлющего приложения к основному, общему учебнику, тогда как другие организуют свои курсы, не выходя за рамки стандартного набора монографий. Каждый из наших авторов руководствовался целью изложить важнейшие уроки и принципы, находящиеся в сфере их компетенции, в увлекательной манере и сообщить информацию, не прибегая к технической терминологии, чтобы вдохновить читателей разделить их восторг, присоединившись к применению их идей на практике или вдохновившись на создание новых, более прогрессивных направлений.
|
|
Я рад приветствовать Кэрол Ойстер, нового члена содружества просветителей. А еще я приветствуют вас, дорогой читатель, и приглашаю присоединиться к группе студентов, находящихся в таком же положении, что и вы, студентов, которые получают истинное удовольствие и пользуются преимуществами компетентности этого автора, ее восхитительного доходчивого стиля, особого умения учить посредством печатного слова так же блестяще, как и на аудиторных занятиях, и ее беззаветной преданности социальной психологии как науке.
Филип Зимбардо, научный редактор серии