double arrow

Кинетика


Под кинетическим поведениеммы понимаем

язык тела.Это движения, которые мы выполняем в процессе общения. Важнейшим источником кине­тической информации является лицо. Наше лицо выражает переживаемые эмоции. Кросс-культур­ное исследование, проведенное Экманом в 1992 го­ду (Ekrnan, 1992), выявило культурную универсаль­ность связи основных эмоций и выражений лица. Американцы, японцы и тонга — все они могут опре­делить, что улыбающийся человек счастлив. Тем не менее нормы мимической экспрессиив разных куль­турах отличаются. Во всем мире злое выражение лица встречается дочтаточно часто, в Японии же вы вряд ли его увидите (Ekman & Friesen, 1971). Не­смотря на то, что эмоция переживается, она не выра­жается невербально. Выражение лица может также означать доминирование или подчинение. Улыбка в США считается жестом подчинения. К несчастью, женщин учат улыбаться чаще, чем мужчин. Дови-дио, Браун, Хилтман и Эллисон (Dovidio, Brown, Hiltman & Ellyson, 1988) выяснили, что в искусст­венно созданных ситуациях, где американские муж­чины и женщины обсуждали связанные с полом вопросы, в любых условиях женщины улыбались чаще, чем мужчины. В лицевой коммуникации так­же участвуют глаза. У американцев есть определен­ные убеждения насчет значения взгляда: мы склон-





ны думать, что люди, не смотрящие нам в глаза при разговоре, говорят неправду. Возможно, это и так, но нежелание смотреть в глаза может означать сму­щение или подчинение нормам другой культуры. Зрительный контакт может оказывать позитивное или негативное влияние. Его можно интепретиро-вать как попытку установления связи и, следова­тельно, считать позитивным. Мы можем также вспомнить о влюбленных, смотрящих друг другу в глаза бесконечно. Кладис (Cladis, 1985) выяснил, что инструктор, работающий с группой и часто смотрящий в глаза членам группы добивается пози­тивной обратной связи от аудитории. Зрительный контакт может быть воспринят и как угроза или вызов.

Тело также может рассказать нам о реакции че­ловека на попытки установить с ним контакт. Сту­денты редко имеют представление о том, сколько их лица и телодвижения говорят преподавателям. На­пример, если студенты нервно ерзают на стульях, избегают вашего взгляда или смотрят в окно, это говорит о том, что ваше общение проходит не слиш­ком гладко. Если студенты улыбаются, кивают в ответ на ваши слова и сидят в расслабленных позах, это признак заинтересованности и вовлеченности. Такое одобрительное восприятие сообщений воз­награждает коммуникатора и повышает возмож­ность позитивного восприятия подобной коммуни­кации в будущем. Если аудитория или группа ску­чает и не понимает, о чем идет речь, это значит, что коммуникатор должен внести в свое поведение ка­кие-то изменения.







Сейчас читают про: