Влияние группового климата

Итак, мы рассмотрели личностные характеристи­ки лидера и членов группы, действия лидера и его методы использования власти, а также эффектив-


Лидерство и власть

 



ность труда группы. Но мы не завершим рассмотре­ние модели, пока не рассмотрим контекст лидерства. Под групповым климатом мы будем понимать не­кий общий для группы смысл всего происходящего.

Просматривая литературу по климату в группе, Кэмпбелл, Даннетт, Лоулер и Уэйк (Campbell, Dunnette, Lawler & Weick, 1970), нашли пять поло­жений, общих для всех исследований по данной теме. Вот они: независимость индивида в группе, степень влияния структуры, ориентация на вознаг­раждение (как распределяются блага), степень со­гласия, теплоты и поддержки в группе и уровень кооперации и качество отношений.

Теперь у нас есть целостная модель. Сейчас-то вы, наверно, уже поняли, насколько трудно эффек­тивно руководить группой. Бывает так, что от вас как от лидера мало что зависит, но в данном случае определяющими факторами являются характерис­тики окружения, задачи или членов группы, кото­рую вы должны привести к успеху.

В течение всей главы мы убеждаем вас, что груп­пе обязательно нужен лидер. Так ли это? Я часто за­мечаю, что мои студенты отрицают существование лидера в группе с такой горячностью, словно они не хотят ни на кого нацеплять этот «постыдный» ярлык.

КОМУ ЖЕ НУЖЕН ЛИДЕР?

Есть ситуации, в которых группа особенно нуж­дается в лидере. В очень маленьких группах, в груп­пе профессионалов экстра-класса или в группе, вы­полняющей очень уж рутинное задание, лидерство может иметь лишь номинальное значение. Басе (Bass, 1990) для описания характеристик, которые делают наличие лидера ненужным, ввел термин ней­трализатор. Керр и Джермейр (Kerr & Jermeir) вы­делили характеристики подчиненного, задачи и организации, которые выполняют функции лидера и заменяют его (см. таблицу 8.1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: