Итак, мы рассмотрели личностные характеристики лидера и членов группы, действия лидера и его методы использования власти, а также эффектив-
Лидерство и власть |
ность труда группы. Но мы не завершим рассмотрение модели, пока не рассмотрим контекст лидерства. Под групповым климатом мы будем понимать некий общий для группы смысл всего происходящего.
Просматривая литературу по климату в группе, Кэмпбелл, Даннетт, Лоулер и Уэйк (Campbell, Dunnette, Lawler & Weick, 1970), нашли пять положений, общих для всех исследований по данной теме. Вот они: независимость индивида в группе, степень влияния структуры, ориентация на вознаграждение (как распределяются блага), степень согласия, теплоты и поддержки в группе и уровень кооперации и качество отношений.
Теперь у нас есть целостная модель. Сейчас-то вы, наверно, уже поняли, насколько трудно эффективно руководить группой. Бывает так, что от вас как от лидера мало что зависит, но в данном случае определяющими факторами являются характеристики окружения, задачи или членов группы, которую вы должны привести к успеху.
|
|
В течение всей главы мы убеждаем вас, что группе обязательно нужен лидер. Так ли это? Я часто замечаю, что мои студенты отрицают существование лидера в группе с такой горячностью, словно они не хотят ни на кого нацеплять этот «постыдный» ярлык.
КОМУ ЖЕ НУЖЕН ЛИДЕР?
Есть ситуации, в которых группа особенно нуждается в лидере. В очень маленьких группах, в группе профессионалов экстра-класса или в группе, выполняющей очень уж рутинное задание, лидерство может иметь лишь номинальное значение. Басе (Bass, 1990) для описания характеристик, которые делают наличие лидера ненужным, ввел термин нейтрализатор. Керр и Джермейр (Kerr & Jermeir) выделили характеристики подчиненного, задачи и организации, которые выполняют функции лидера и заменяют его (см. таблицу 8.1).