double arrow

Лекция №1. Основы организации общественного питания

1. Классификация ПОП;

2. Характеристика типов ПОП;

3. Рациональное размещение сети ПОП.

1.

Предприятие общественного питания – предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и организации потребления.

ПОП могут иметь разную организационно-правовую форму: предприятия частной, государственной, муниципальной собственности.

ПОП классифицируются в зависимости от характера производства, ассортимента выпускаемой продукции, объема и видов предоставляемых услуг.

По характеру производства ПОП подразделяются на заготовочные, доготовочные и предприятия с полным циклом производства.

В группу заготовочных предприятий входят предприятия, изготавливающие п/ф и готовую продукцию для снабжения ими др. п/п: фабрики – заготовочные, комбинаты п/ф, специализированные заготовочные цехи, специализированные кулинарные и кондитерские цехи.

Дотовочные предприятия изготавливают продукцию из п/ф, получаемых от заготовочных ПОП и предприятий пищевой промышленности. К ним относятся: столовые – доготовочные, столовые – раздаточные, вагоны - рестораны и т.д.

Предприятия с полным циклом производства осуществляют обработку сырья, выпускают п/ф и готовую продукцию, а затем сами реализуют ее. К таким п/п относятся крупные ПОП: комбинаты питания, рестораны, а также все п/п, работающие на сырье.

В зависимости от ассортимента выпускаемой продукции ПОП делятся на универсальные и специализированные (кафе – молочные, кафе - кондитерские, рыбные рестораны, диетические столовые). Узкоспециализированные предприятия выпускают продукцию узкого ассортимента – шашлычные, пельменные, вареничные, чебуречные и т.д.

В зависимости от совокупности отдельных признаков, характеризующих качество и объем предоставляемых услуг, уровень и качество обслуживания рестораны и бары делятся на классы:

- люкс – изысканность интерьера…

- высший – оригинальность интерьера…

- первый – гармоничность…

В зависимости от времени функционирования ПОП могут быть постоянно действующими и сезонными, действующими в весенне-летний период.

В зависимости от места функционирования ПОП могут быть стационарными и передвижными – вагоны-рестораны, автостоловые, автокафе и т.п.

В зависимости от обслуживаемого контингента ПОП подразделяются на общедоступные, обслуживающие всех желающих, посетивших их, и ПОП при производственных предприятиях, учреждениях и учебных заведениях (рабочие, школьные, студенческие, детские и др.).

2.

Тип ПОП – это вид предприятия с характерными особенностями кулинарной продукции и номенклатуры предоставляемых услуг потребителям. Согласно ГОСТу основных типов ПОП 5 – это рестораны, бары, столовые, кафе, закусочные.

Ресторан – ПОП с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, винно-водочные, табачные и кондитерские изделия, с повышенным уровнем обслуживания в сочетанием с организацией досуга. Площадь торгового зала с эстрадой и танцплощадкой должна соответствовать нормативу – 2 м2 на одно посадочное место.

Рестораны различают:

- по ассортименту реализуемой продукции: пивной, рыбный, с национальной кухней, с кухней зарубежных стран;

- по месту расположения: при гостинице, ресторан при вокзале, ресторан в зоне отдыха, вагон-ресторан.

Бар – ПОП с барной стойкой, реализующее смешанные напитки, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары.

Бары различают:

- по ассортименту реализуемой продукции и способу приготовления – молочный, пивной, кофейный, коктейль-бар, гриль-бар и др.;

- по специфике обслуживания потребителей – видео-бар, варьете-бар и др.;

Кафе – ПОП, предназначенное для организации отдых потребителей. Реализует фирменные, заказные блюда, мучные кондитерские изделия, напитки, покупные товары. Блюда несложного приготовления, расширенный ассортимент горячих напитков.

Кафе различают:

- по ассортименту реализуемой продукции – кафе-мороженое, кофе-кондитерская, кафе-молочная;

- по контингенту потребителей – кафе-молодежное, кафе-детское;

- по методу обслуживания – самообслуживание, обслуживание официантами. Норма площади на одно посадочное место в кафе 1,6 м2.

Столовая – общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей ПОП, производящее и реализующее блюдо в соответствии с разнообразным по дням меню.

Столовые различают:

- по ассортименту реализуемой продукции – общего типа и диетическая;

- по обслуживаемому контингенту потребителей – школьная, студенческая, рабочая и др.;

- по месту расположения – общедоступная, по месту работы, учебы.

Площадь торговых залов должна соответствовать нормативу – 1,8 м2 на одно посадочное мести.

Закусочная – ПОП с ограниченным ассортиментом блюда несложного приготовления для быстрого обслуживания потребителей.

Закусочные разделяют:

- по ассортименту реализуемой продукции – общего типа и специализированные (сосисочная, пельменная, блинная, пирожковая, шашлычная, чайная, пиццерия и т.д.).

Норматив площади на одно посадочное место – 1,6 м2.

ПОП классифицируются по стадиям производства, поэтому существуют типы заготовочных предприятий, таких как фабрика-заготовочная, комбинат п/ф, кулинарная фабрика.

Фабрика-заготовочная – это крупное механизированное предприятие, предназначенное для производства п//ф, кулинарных, кондитерских изделий и снабжения ими других ПОП и предприятия розничной сети. Мощность такого п/п определяется тоннами перерабатываемого сырья в сутки.

Комбинат п/ф отличается от фабрики-заготовочной тем, что выпускает только п/ф из мяса, птицы, рыбы, картофеля и овощей и большей мощностью (до 30т/сут.).

На базе фабрик-заготовочных, комбинатов п/ф могут создаваться фабрики-кухни, комбинаты питания – кулинарные торгово-производственные объединения.

Фабрика-кухня – это крупное ПОП, предназначенное для выпуска п/ф, кулинарных и кондитерских изделий и снабжения ими доготовочных предприятий. В здании фабрики-кухни могут находиться столовая, ресторан, кафе или закусочная. В состав такого п/п кроме основных цехов могут входить цехи по производству безалкогольных напитков, кондитерских изделий, мороженного, по изготовлению охлажденных и быстрозамороженных блюд и др.м Мощность фабрики-кухни до 10-15 тыс.блюд в смену.

Комбинат питания – крупное торгово-производственное объединение, в состав которого входят: фабрика-заготовочная или специализированные заготовочные цехи и доготовочные п/п (столовые, кафе, закусочные). Комбинат питания имеет единую производственную программу, единое административное управление, общее складское хозяйство. Комбинат питания может бать создан при крупном вузе с общей численностью студентов более 5 тыс. человек. Создаются такие школьные комбинаты питания.

Специализированные кулинарные цехи организуются при мясокомбинатах, рыбозаводах, овощехранилищах. Предназначены для изготовления п/ф из мяса, рыбы и овощей и снабжения ими доготовочных предприятий.

Кроме перечисленных типов ПОП существуют магазины кулинарии – предприятия, реализующие населению кулинарные и кондитерские изделия, п/ф. Торговый зал магазина кулинарии организуют на 2, 3, 5 и 8 рабочих мест. Магазин своего производства не имеет и является филиалом других ПОП (комбината питания, ресторана, столовой). В магазине организуют 3 отдела:

- отдел полуфабрикатов;

- отдел готовой кулинарной продукции: салаты, винегреты; запеканки овощные и крупяные; отварные, жареные мясные, рыбные и из птицы кулинарные изделия и др.

- кондитерский отдел – реализует мучные кондитерские изделия из различных видов теста (торты, пирожные, пирожки, булочки и др.) и покупные кондитерские изделия – конфеты, шоколад, печенье, вафли и др.

3.

Рациональное размещение сети ПОП – это создание наибольших удобств населению при организации общественного питания по месту работы, учебы, жительства, отдыха и во время передвижений, а также обеспечение высокой эффективности работы самого предприятия.

В промышленной зоне при фабриках, заводах характерно размещение столовых, магазинов кулинарии.

Жилищно-административная зона включает жилые массивы, административные, общественные учреждения, учебные заведения. В данной зоне размещаются студенческие, школьные, общественные столовые, кафе, рестораны, бары, закусочные, п/п для отпуска продукции на дом, магазины кулинарии.

В коммунально-складской зоне размещаются всевозможные склады, базы, п/п пищевой промышленности. Здесь рекомендуется располагать фабрики-заготовочные, комбинаты п/ф, специализированные цехи.

В зонах отдыха находятся парки, сады, спортивные комплексы, зрелищные п/п, пляжи. Здесь могут быть созданы (небольшое количество) стационарных п/п с зимними и летними залами, но значительную часть занимают п/п летнего типа (сезонные), которые имеют сборно-разборную конструкцию. Основными типами ПОП являются всевозможные кафе, закусочные, рестораны, бары.

Немаловажное значение имеет организация пешеходной и транспортной систем: там, где пересекаются большие потоки, размещают более крупные и в большом количестве рестораны, бары, кафе, закусочные.

На рациональное размещений п/п существенное влияние оказывает повседневный и периодический спрос населения. Для удовлетворения повседневного спроса необходимы столовые, п/п по отпуску продукции на дом, магазины кулинарии. Такие п/п рекомендуют располагать в местах большой плотности населения радиусом 500м друг от друга, в городах с низкой плотностью населения – расстоянием 800м.

Продукцией периодического спроса потребителей обеспечивают закусочные и кафе, рестораны и бары. Радиус обслуживания потребителей такими предприятиями – 800м, а для крупных ресторанов – 1,0-1,5 км.

Необходимо также учитывать примерное соотношение (в %) между типами ПОП для города: больше всего закусочных и кафе – 40%, увеличивается количество баров – 20-25%, рестораны – 25-30%, уменьшается количество общедоступных столовых – 5-10%.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: