Карьера: диалектика понятия

В учебниках по управлению персоналом, как правило, дается развернутое определение понятия карьеры. Приведу два из них, на мой взгляд, наиболее четко раскрывающие его суть. "Карьера - это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанной с должностным или профессиональным ростом" [1]. В данном случае, как видно, имеется в виду карьера руководителя и карьера специалиста.

«Деловая карьера - поступательное продвижение личности в какой-либо деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью; продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности, достижение известности, славы, обогащения. Например, получение больших полномочий, более высокого статуса, престижа, власти, большего количества денег.

Карьера – это не только продвижение по службе. Можно говорить о карьере как роде занятий, деятельности. Например, карьера менеджера, спортивная карьера, военная карьера, артистическая карьера, карьера домохозяек, матерей, учащихся. Жизнь человека вне работы имеет значительное влияние на деловую карьеру, является ее частью» [2]. Последнее предложение (выделено мной – Н.П.) в этом определении особенно важно, поскольку в отличие от трактовок понятий деловой карьеры многими авторами совершенно правильно отмечает влияние внерабочего времени на деловую карьеру. Однако, с утверждением, что внерабочая жизнь является частью деловой карьеры, согласиться нельзя. Это, я бы сказал, узкий, технократический подход к проблеме, который исходит из того, что главная цель человека – деловая карьера. Если же основываться на том, что жизненная карьера человека – это движение по пути достижения успехов и счастья в жизни, то деловая карьера в этом случае должна рассматриваться как часть жизненной карьеры (основная, очень важная, но все же – часть), наряду с другой ее частью, которая протекает вне рабочего времени. Эти две части единой жизненной карьеры находятся в единстве и активно влияют друг на друга. И для каждого конкретного человека нельзя заранее сказать, какая часть из них для него важнее с точки зрения достижения общего результата.

Понятие «жизненная карьера» приводит к необходимости осмысления проблем за пределами собственных карьерных интересов, заботе о формировании карьеры лиц, входящих в сферу влияния индивида, а конкретно, кроме подчиненных по работе, собственных детей, родственников, включая жену, мужа, просто близких людей. При этом знания и навыки в области построения карьеры по необходимости должны далеко выходить за рамки сведений, достаточных для развития чисто деловой карьеры. Таким образом, правомерно говорить о жизненной карьере, как о понятии, значительно более широком, чем деловая карьера.

В доперестроечный период в нашем обществе обсуждать вопросы карьеры было как-то неудобно, а слово "карьерист" было просто ругательным, отрицательно характеризующим человека, к которому оно относилось. В Советском энциклопедическом словаре издания 1983г. написано: "Карьера (от итальянского carriera – бег, жизненный путь, поприще), – 1.продвижение в какой-либо сфере деятельности; 2.достижение известности, славы, выгоды; 3.обозначение рода занятий, профессии (например, карьера учителя)... Карьеризм – беспринципная погоня за личным успехом в любых видах деятельности, вызванная корыстными индивидуалистическими целями" [3].

Считалось, что трудовой коллектив, руководство предприятия, партийная организация (имеется в виду КПСС, т.к. она была единственной политической партией в стране) предоставляют каждому человеку ту работу и ту должность, которые в наибольшей степени соответствуют его возможностям и способностям. Более того, КПСС, обладающая абсолютной властью и в политических, и в хозяйственных вопросах, распоряжалась кадрами так, как считала правильным. Людей нередко бросали (тогда было в ходу это выражение) на отстающий участок (руководить бригадой, заводом, фабрикой, отраслью хозяйства) на основе понимания ими общих, в основном, политических задач в этой сфере деятельности, с учетом их профессиональной подготовки, но часто невзирая на их личное желание.

В большинстве случаев такие назначения бывали удачными: и дело выигрывало, и человек был удовлетворен полученной работой. Но были и ошибки, когда назначенный на должность руководителя человек не справлялся с работой не потому, что он был плох. Просто это было не его дело, не соответствующее его желанию, его планам, его способностям. Отказаться было подчас нелегко, т.к. это расценивалось как несоблюдение партийной дисциплины. Карьера руководителя, управленца, или, по-современному – менеджера вне членства в КПСС была практически невозможна. Исключения имели место: маршал СССР Шапошников стал начальником Генштаба, будучи беспартийным, Говоров без партбилета командовал армией. Можно привести и другие примеры, каковых не так и мало, но они были нетипичны, оставаясь все же исключениями, которые подтверждали правило.

Во всех партийных комитетах от парткома предприятия до ЦК КПСС существовала своя номенклатура, т.е. перечень должностей, назначение на которые должно обязательно согласовываться с соответствующим партийным комитетом. Кроме этого во всех министерствах и ведомствах СССР существовали и свои номенклатурные списки.

Работникам, занимающим соответствующие ступеньки номенклатурной лестницы, предоставлялись разнообразные льготы, или, как начали говорить в 80-ые перестроечные годы, привилегии. Наделение номенклатурных работников льготами сверх зарплаты началось еще при В.И. Ленине, когда в голодное время поддерживали продовольственными пайками высших служащих, буквально падающих в обмороки от недоедания. В дальнейшем эта практика закрепилась и расширилась. Власти было выгодно укрепить зависимость работников от этих подачек, которые в условиях дефицита повышали степень управляемости руководителей. Кроме продовольствия, выдавались и талоны на приобретение одежды, обуви, некоторое время (до середины 50-ых годов) руководителям высшего ранга (до секретарей райкомов партии включительно) выдавались в дополнение к официальной зарплате и денежные средства в конвертах, не подлежащие налогообложению.

Ельцин пришел к власти в борьбе с Горбачевым и КПСС под лозунгом борьбы с номенклатурой и привилегиями. Он, конечно, хорошо знал, что это такое. Сам был номенклатурным работником и пользовался абсолютно всеми имеющимися тогда привилегиями. Он не мог не понимать, что призывает доверяющих ему людей бороться во многом с несущественной проблемой, которая в ходе демократических преобразований могла быть решена без затруднений, тем более, что во многом была просто надуманной.

Демократы и либералы, пришедшие к власти в 90-ые годы, внушали народу, что власть в стране в советское время принадлежала номенклатуре, которая рисовалась ими, как какой-то страшный стоглавый змей. И эта номенклатура, по их словам, имела такие привилегии, о которых простой народ не мог и мечтать. Вот, например, что писал И.Чубайс на эту тему: «...подлинным хозяином СССР, для которого сохранение коммунистического мифа означало сохранение особой страны в стране, особой спецсистемы тайных привилегий, была НОМЕНКЛАТУРА. Никто номенклатуру никуда не выбирал, о ее существовании общество вообще не знало. Она формировала, воспроизводила и назначала себя сама, жила по своим собственным внутренним и тайным законам» [4].

Современная молодежь и понятия не имеет, что за страшный зверь эта номенклатура. Практически ничего она не знает или имеет превратное представление и о привилегиях руководящим работникам в советское время. Поэтому есть необходимость хотя бы кратко дать пояснения по этим вопросам, тем более, что это имеет непосредственную связь с современностью.

Пояснения начнем с высших должностей, входящих в номенклатуру Политбюро ЦК КПСС, т.е. назначение на которые утверждалось этим органом. Это, во-первых, Председатель Совета Министров СССР, министры СССР, практически, все заместители министров и ряд других должностей, таких, например, как Генеральный прокурор СССР, Председатель Верховного Суда СССР. Утверждению в должности на Политбюро подлежали также руководители выборных партийных и советских органов, например, первые секретари обкомов, крайкомов и ЦК компартий союзных республик, Председатель Верховного Совета СССР, Председатель ВЦСПС и ряд других работников, перечисление которых в данном случае не столь важно.

Значительно большее количество должностей работников (на один-два порядка) входило в номенклатуру Секретариата и отделов ЦК КПСС. В республиканских, областных, городских, районных и вплоть до парткомов предприятий и организаций имелись списки – номенклатура должностей, состоявшая из двух частей: подлежащих или утверждению, или согласованию с партийным комитетом.

В реальной жизни происходило следующее. Директор завода, например, подобрав человека на должность начальника цеха, предоставлял его кандидатуру на утверждение в партком предприятия и только после утверждения на заседании парткома подписывал приказ о назначении. Мог быть и обратный процесс, когда на должность того же начальника цеха, партком рекомендовал директору подобранного им человека. Если директор не возражал, то этот человек назначался на должность. Между хозяйственными и партийными руководителями нередко бывали споры и разногласия по кадровым вопросам, но, практически, всегда приходили к согласованному решению. До конфликтов дело доходило очень редко.

Выше упоминалось, что своя номенклатура должностей существовала в министерствах и ведомствах. В некоем министерстве, например, в номенклатуру (перечень) назначаемых министром работников входили начальники главных управлений, их заместители, директора крупных предприятий. Назначить или освободить от работы своего подчиненного – директора предприятия, начальник Главка не имел право, поскольку его должность – в номенклатуре министра.

Вот кратко почти вся суть организации «страшной номенклатуры», управляющей страной. Но, однако, не сказано главное – система предусматривала постоянное, внимательное изучение деловых качеств специалистов, попавших в номенклатуру, проявляя заботу о продвижении по службе наиболее достойных, способных, трудолюбивых. Социальные лифты, о которых в наше время постоянно говорят, что они не действуют, в советские годы работали исправно. Для молодого специалиста организованное движение по карьерной лестнице начиналось сразу после окончания института или техникума.

Как известно, в советское время выпускники вузов направлялись на работу по распределению, с которого и начиналась их деловая карьера. Примерно за полгода, а иногда и за год, заканчивающим институт предлагался список мест работы с указанием предприятия, его местонахождения, должности. Известна была и заработная плата. При желании можно было узнать и многие другие сведения.

Преимущество в выборе имели отличники, которые могли при желании даже остаться продолжать обучение в аспирантуре. Учитывалось семейное положение выпускников. Для семейных пар (а такое бывало нередко) обеспечивали места на одном предприятии или в одной географической точке. Если болели родители, то находили возможность оставить при них детей. Таким образом, направление на работу после института не было похожим, к примеру, на судебное решение, обязательное к неуклонному выполнению.

Критикуя систему советского образования, нередко по поводу обязательного распределения, отдельные авторы выдумывают небылицы, представляя распределение как акт насилия тоталитарного государства над личностью. В реальной жизни, как показано, ничего подобного не было. А ведь государство могло бы проводить при распределении и более жесткую линию. И основания для этого имелись: учились студенты бесплатно, а успевающим выплачивали стипендию, на которую можно было худо-бедно жить без помощи родителей. А такие авансы следует отрабатывать.

Как начинается деловая карьера у сегодняшних выпускников вузов? К сожалению, большинство из них, самостоятельно подыскивая работу, вынуждено трудиться не по специальности. Какая уж тут карьера? Но советский опыт распределения специалистов в наше время пробивает себе дорогу в несколько измененном виде: расширяется практика направления на учебу студентов предприятиями, которые платят им стипендию, обеспечивают прохождение полноценной практики, предварительно заключив договор об обязательной отработке в течение трех лет.

Закончим начатый ранее разговор о привилегиях советских номенклатурных работников. Конечно, эти привилегии были. Какие они и что конкретно собой представляли, рассмотрим на примере довольно высокой должности заместителя министра союзного правительства. Главной льготой было медицинское обслуживание повышенного уровня, которое обеспечивала первая поликлиника четвертого главного управления Минздрава СССР. В поликлинике было лучшее медицинское оборудование, нагрузка врачей по сравнению с обычными медучреждениями – значительно ниже. Плюс к этому отличная Кунцевская больница, лучшие санатории и дома отдыха, дорога к которым оплачивалась государством, а путевка стоила работнику не более 30% ее реальной стоимости. Были и государственные дачи в ближайшем Подмосковье, за использование которых взималась умеренная плата. При этом номенклатурным работникам не рекомендовалось заниматься строительством собственных, частных дач.

Следующая по важности льгота – талоны в столовую лечебного питания. На каждый день предусматривалось два талона – на обед и на ужин. В месяц за это уплачивалось 70 рублей, что составляло 50% от полной цены в 140 рублей. Немногие использовали талоны по прямому назначению, большинство отоваривало их в магазине при столовой, получая дефицитные по тем временам продукты: рыбную икру красную и черную, красиво оформленные коробки шоколадных конфет, колбасу лучших сортов, которую не встретишь в рядовых магазинах, консервы и т.д. Очень важно было то, что за всем этим не надо было стоять в очередях.

Существовали и «интеллектуальные» льготы: список книг, которые можно было заказать, включая собрания сочинений. Выдавались также талоны на гарантированное приобретение билетов в театры и кино, так называемая бронь.

Критическая, непредвзятая оценка системы льгот для руководства, существовавшей в советское годы, показывает, что эти льготы не создавали неприемлемого разрыва в доходах между самыми высокооплачиваемыми и самыми бедными, который составлял по ориентировочным подсчетам 5-6 кратную величину. К тому же следует учитывать, что доходы малооплачиваемых граждан существенно увеличивались за счет общественных фондов потребления.

Что касается организации медицинского обслуживания, то, на мой взгляд, его повышенный уровень был вполне оправдан. ЦК КПСС, Совет Министров, министерства и ведомства заботились о здоровье работников своей номенклатуры, ожидая от них соответствующей отдачи. В этом нет ничего ни ненормального, ни неправильного. Тем более, что не воспрепятствовалась, а поощрялась организация медицинской службы также повышенного уровня в министерствах и на предприятиях. Например, в министерстве путей сообщения СССР, Академии наук СССР, на автомобильном заводе ЗИЛ, а также на многих других предприятиях и в министерствах поликлиники и больницы были практически одного класса с цековскими.

Имитация борьбы Ельцина с «номенклатурой и привилегиями» носила чисто спекулятивный характер, использовалась им как средство борьбы за власть. Его одноразовое демонстративное посещение районной поликлиники, к которой он подъехал на трамвае, оставив невдалеке персональный автомобиль, и другие действия, рассчитанные на малокомпетентную публику, сразу же прекратились, как только он пришел к власти.

При его президентстве привилегии чиновничества по сравнению с советской номенклатурой возросли многократно. К тому же и количество самих чиновников увеличилось в два раза в стране, численность населения в которой по сравнению с СССР сократилось вдвое.

Полный перечень и объем чиновничьих льгот в настоящее время определить не удается. Об этом говорят и журналисты, и независимые эксперты, которые пытались это сделать. Государственной отчетности на этот счет не существует. Учет этих льгот, конечно, ведется Управлением делами президента РФ, которое и осуществляет их реализацию, но эту информацию оно не обнародует. Однако, о части льгот известно из открытых источников. Опубликованы, например, данные о том, что содержание служебного автотранспорта для чиновников обходится стране ежегодно в 90млрд. рублей.

С советских времен сохранилось медицинское спецобслуживание чиновников. Для высших чиновников по льготным ценам предоставляются в аренду дачи. При 10-летнем стаже госслужбы чиновникам обеспечивается пенсия в размере 80% от оклада. Для сравнения: другим гражданам пенсия устанавливается в 20-30%. Также предусмотрено для чиновников одноразовое выделение субсидий на приобретение жилья. Существуют и другие льготы, но даже упомянутые намного превышают существовавшие в советское время.

В СССР номенклатура должностей не только не препятствовала карьерному росту каждого отдельного человека, а наоборот, способствовала ему. Однако, случалось, что выбор направления карьеры для членов КПСС происходил не в согласии с мнением специалиста, а бывало, и не всегда соответствовал его способностям и возможностям. По-современному можно возмутиться: дескать, это явное нарушение прав человека. Но ответ на это простой: вступая в партию, человек знал, на что идет, заранее давал согласие на такое отношение к себе. Как это происходило в действительности, хорошо знают руководители и специалисты советского периода. Приведу лишь один пример.

Рассказывает переводчик Владимир Николаевич Павлов: «Я никогда не собирался быть переводчиком, окончил энергетический институт, занялся научной работой, хотел увеличить прочность лопастей турбин. А языками увлекался для себя... И вот в 1939 году меня вызывают в ЦК КПСС... Я всего кандидат в члены партии... Все было как во сне, я не хотел быть дипломатом, мне было 24 года, все мои мысли были в науке. Я об этом честно сказал Молотову на первой же беседе. Но он коротко и четко отрезал: «Вы коммунист и обязаны работать там, где нужнее». Так я стал помощником наркома иностранных дел СССР» [5]. Следует сказать, что дальнейшая карьера В.Н. Павлова развивалась весьма удачно, и ему не пришлось жалеть о ее выборе.

В современной России существует объективная необходимость восстановления номенклатуры на новой основе как системы кадрового резерва плюс к этому обоснованные, понятные всем критерии подбора работников на чиновничьи должности вплоть до министров. Логика многих назначений высших чиновников нередко просто непонятна: Скрыник, врач по профессии – министр сельского хозяйства? Сердюков, с опытом торговли мебелью – министр обороны? Чубайс, далеко стоящий от энергетики и по образованию, и по опыту работы – глава РАО ЕС? Кроме близости к власти и личной преданности начальству у этих назначенцев другие критерии не просматриваются. Следует заметить, что в советское время основным требованием к кандидату на занятие ответственной должности был профессионализм. Министров-непрофессионалов в своем деле в то время просто не существовало.

Но положение исправляется. Обнародовано решение о создании президентского резерва (500 человек) для замещения высоких управленческих должностей уровня губернаторов и равных им по статусу. Вот только критерии подбора кандидатов в этот список не сообщены. Давно ведется разговор о разработке перечня требований для занятия должностей чиновников разных уровней. Очевидно, мы скоро узнаем об этих нормах.

Что же касается вопроса привилегий для руководства, то они существовали в любом обществе (в денежной или натуральной форме) и, вероятно, будут существовать до тех пор, пока существует потребность в руководящем слое, в лидерах. Уравниловки быть не должно. Вспомним, что даже во время войны, когда перед лицом смерти все равны, офицерам выделялся специальный продовольственный паек.

И сами привилегии (льготы) являются вполне определенным стимулом карьерного роста. Но при этом нужно помнить, что привилегии сами по себе – средство стимулирования очень деликатного свойства. Оно должно быть понятно окружающим, не быть тайным и скрытным, и восприниматься как справедливое решение. С этих позиций в советское время талончики в кремлевскую столовую для элиты, а также книжные списки, билеты в театр и кино вызывали законное возмущение и раздражение большинства граждан, чем успешно пользовались демократы, критикующие власть. Точно так же вызывает возмущение в наше время, например, особая схема пенсионного обеспечения чиновничества и депутатов Государственной Думы. Власть это прекрасно понимает, поэтому и организовала отдельное от других граждан обслуживание этих пенсионеров в системе социального обеспечения.

По своему содержанию различаются карьеры руководителя и специалиста, т.е. можно подниматься по служебной лестнице, а можно углублять свои профессиональные знания и навыки, оставаясь как бы на одной и той же ступени. При этом и в том, и в другом случае можно добиться устойчивого материального положения и высокого общественного признания.

По способам достижения результата различают карьеры внутриорганизационные и межорганизационные. Первая характеризуется движением человека в одной организации, вторая – карьерным ростом, связанным с переходом работника из одной организации в другую.

В реальной жизни в чистом виде редко встречаются случаи построения карьеры только как руководителя, или только как специалиста. В наше время глобальных перемен в обществе немного можно найти примеров и внутриорганизационной карьеры менеджеров, которая бы продолжалась достаточно долгий период, например, 10-15 лет.

Что карьерой нужно управлять, "строить" ее – в этом сейчас уже никто не сомневается. Более того, "делать карьеру" является, по сути, главной задачей любого человека.

Известны этапы развития карьеры человека, которые, конечно, в какой-то мере условны, но, все же достаточно четко делят жизнь человека на периоды, имеющие ярко выраженные отличительные характеристики.

Таких этапов всего шесть:

1).предварительный (до 25 лет) – характеризуется выбором трудовой деятельности и подготовкой к ней;

2).становление (до 30 лет) – освоение работы, накопление профессионального потенциала;

3).продвижение (до 45 лет) – профессиональный рост, решение задач по самореализации;

4).сохранение (до 60 лет) – пик совершенствования квалификации;

5).завершение (после 60 лет) – подготовка к уходу на пенсию;

6).пенсионный (после 65 лет) – занятие новым видом деятельности и поиск путей самовыражения в ней.

Возраст, соответствующий указанным этапам карьеры, в значительной мере условен, при этом возраст последних двух этапов больше соответствует заграничной практике и лишь частично отражает российские условия, поскольку средняя продолжительность жизни человека в нашей стране намного ниже, чем в экономически развитых странах.

На каждом этапе развития карьеры перед человеком стоят задачи разной сложности, но для успешного построения карьеры следует постоянно придерживаться определенных правил, которые носят общий характер. Эти правила вернее было бы назвать советами карьеристам. Мы их рассмотрим в последующих разделах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: