Определение естественно-монопольного, конкурентного, переходного состояния рынков транспортных услуг железнодорожного транспорта

Естественно-монопольное состояние рынков транспортных услуг железнодорожного транспорта – состояние рынка, характеризующееся хотя бы одним из ниже перечисленных признаков:

- удовлетворение спроса потребителей на определенные услуги эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей функционирования производственных комплексов железнодорожного транспорта (в связи с существенным понижением издержек на оказание услуг по мере увеличения объема);

- транспортные услуги железнодорожного транспорта не могут быть заменены услугами других видов транспорта, в связи с чем спрос на данные услуги в меньшей степени зависит от изменения тарифов, сборов, плат на эти услуги;

- оказание услуг осуществляется с исключительным или преимущественным использованием системообразующих инфраструктурных комплексов, технические и технологические особенности функционирования которых не предполагают возможности отделения одних технологических и бизнес-процессов от других, взаимосвязанных с ними технологических и бизнес-процессов.

Переходное состояние рынков транспортных услуг железнодорожного транспорта – состояние рынков, находящихся в стадии структурного реформирования, возможность либерализации которых не ограничивается техническими и технологическими факторами, функционирование которых в условиях саморегулирования эффективнее в силу потенциального наличия механизмов ценовой и технологической конкуренции, стимулирующей сокращение издержек на оказание услуг при повышении их качества, но при котором данные услуги продолжают в течение определенного временного периода оказываться субъектами естественных монополий в условиях исключительного или существенного доминирования на рынке, и (или) существуют высокие технологические и экономические барьеры входа на рынок данных транспортных услуг потенциальных конкурентов.

Конкурентное состояние рынков транспортных услуг железнодорожного транспорта – состояние рынков, на которых в пределах географических границ одних и тех же товарных рынков функционируют несколько субъектов, оказывающих взаимозаменяемые услуги, и на которых достигнут уровень саморегулирования, достаточный для эффективного развития механизмов ценовой и технологической конкуренции данных субъектов рынка, стимулирующих сокращение издержек на оказание услуг при повышении их качества.

Структура укрупненных видов работ и услуг, которые в целевом состоянии будут относиться к естественно-монопольному или конкурентному сегментам рынка транспортных услуг железнодорожного транспорта

Естественно-монопольные сегменты рынка:

- оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, включая управление перевозочным процессом, при отсутствии в пределах географических границ одного товарного рынка конкуренции с другими видами транспорта и другими владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования,

- перевозка железнодорожным транспортом общего пользования грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа (включая услуги локомотивной тяги) на условиях публичного договора в пределах всей сети железных дорог Российской Федерации.

Конкурентные сегменты рынка:

- предоставление вагонов, локомотивов, моторвагонного подвижного состава для грузовых и пассажирских перевозок железнодорожным транспортом общего пользования и в пользование;

- дополнительные работы и услуги, связанные с перевозкой грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования, которые исходя из условий выполнения (оказания) таких работ (услуг) могут выполнять перевозчики в отдельных сегментах рынка, транспортно-экспедиционные компании, грузоотправители, грузополучатели;

- оказание услуг по предоставлению железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих организации на праве собственности или ином вещном праве;

- погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожных путях общего и необщего пользования;

- все виды деповского ремонта вагонов, локомотивов, другого передвижного оборудования на железнодорожном ходу;

- транспортно-экспедиционные и логистические услуги;

- клиринговые услуги;

- услуги терминальных комплексов;

- постоянное сопровождение и охрана грузов в пути следования и на железнодорожных станциях;

- прочие виды работ (услуг), не относящиеся к естественно-монопольному сегменту.

Основные принципы и механизмы государственного регулирования в естественно-монопольном, временно-монопольном и конкурентном сегментах рынка транспортных услуг железнодорожного транспорта

Государственное регулирование в естественно-монопольном сегменте рынка транспортных услуг железнодорожного транспорта должно быть направлено на:

- минимизацию отрицательных последствий на макро- и микро-уровне, связанных с функционированием рынка услуг железнодорожного транспорта в состоянии естественной монополии (экстенсивность развития, технологическая ригидность, рост издержек) при соблюдении баланса интересов субъектов естественных монополий на железнодорожном транспорте и потребителей их услуг;

- поэтапный переход от политики установления тарифов учитывающей исключительно фактор ограничения роста тарифов на железнодорожные перевозки с целью сдерживания инфляционных процессов в экономике к системной политике обеспечения опережающего развития инфраструктуры и перевозочных средств железнодорожного транспорта по отношению к потребностям экономики;

- разработку и реализацию механизмов участия государства в реализации инвестиционных проектов, направленных на инфраструктурное обеспечение потребностей экономики страны и совершенствование тарифов в комплексе с механизмами государственной поддержки железнодорожного транспорта;

- применение взвешенного подхода к сохранению (сокращению, ликвидации) методов перекрестного субсидирования планово-убыточных, но социально значимых видов деятельности за счет общего финансово-экономического результата деятельности субъектов естественных монополий исходя из объективной оценки структуры экономической деятельности субъектов регулирования и возможностей государственного субсидирования;

- стимулирование сокращения издержек субъектов естественных монополий, в том числе, за счет участия регулятора в процедуре планирования инвестиций и повышения оптимальности планирования инвестиций на основе долгосрочного прогнозирования макроэкономических тенденций и оценки мультипликативного эффекта от реализации инвестиционных проектов по различным вариантам технических и технологических решений.

Государственное регулирование в конкурентном сегменте рынка транспортных услуг железнодорожного транспорта должно быть направлено на поддержание и развитие механизмов ценовой и технологической конкуренции, стимулирующих сокращение издержек на оказание услуг при повышении их качества в условиях либерализации.

Государственное регулирование во временно-монопольном сегменте рынка транспортных услуг железнодорожного транспорта должно быть направлено на снижение экономических барьеров входа на данные рынки потенциальных конкурентов и повышение их заинтересованности в инвестициях в развитие собственной деятельности на данных рынках.

Основные механизмы государственного регулирования в естественно-монопольном сегменте рынка транспортных услуг железнодорожного транспорта:

-установление фиксированных тарифов, предельного уровня тарифов.

-регулирование недискриминационного доступа,

-контроль и надзор,

-досудебное урегулирование споров,

-ведение реестра регулируемых сегментов естественно-монопольных рынков, субъектов естественных монополий, работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии,

- определение стандартов раскрытия информации для пользователей.

Основные механизмы государственного регулирования в конкурентном сегменте рынка транспортных услуг железнодорожного транспорта:

- регулирование поведенческих условий деятельности субъектов рынка (антимонопольное регулирование);

- поддержание и развитие условий для эффективного саморегулирования рынка транспортных услуг железнодорожного транспорта в условиях ценовой и технологической конкуренции.

Основные механизмы государственного регулирования в переходном состоянии:

-установление предельного уровня тарифов,

- регулирование нормативной рентабельности,

-применение косвенных методов регулирования (минимально необходимых объемов оказания услуг, соотношение стандартов услуг, определение перечня потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию),

-ведение реестра регулируемых временно-монопольных сегментов рынков.

Основные направления совершенствования государственного тарифного регулирования на железнодорожном транспорте:

- в области нормативного правового и институционального обеспечения совершенствования государственного тарифного регулирования на железнодорожном транспорте:

- систематизация существующего законодательства, методологии государственного тарифного регулирования в зависимости от состояния рынков транспортных услуг железнодорожного транспорта;

- нормативное правовое и методологическое обеспечение механизма государственного регулирования на переходный период;

- институционализация и формализация отношений субъектов естественных монополий, других участников рынка транспортных услуг железнодорожного транспорта и потребителей товаров, работ (услуг) на товарном рынке с целью применения методов поведенческого регулирования в увязке с методами тарифного регулирования;

- институциональное обеспечение комплексности регулирования рынков транспортных услуг железнодорожного транспорта.

- в области методологического обеспечения совершенствования государственного тарифного регулирования на железнодорожном транспорте:

- расширение спектра применяемых методов прямого тарифного регулирования в естественно-монопольных сегментах деятельности железнодорожного транспорта;

- определение и применение методов косвенного регулирования во временно-монопольных сегментах деятельности железнодорожного транспорта;

- внедрение автоматизированных систем имитационного моделирования при прогнозе финансово-экономических результатов деятельности субъектов регулирования и потребителей их услуг в зависимости от принятия тех или иных решений регулятора, а также при пофакторном анализе результатов деятельности субъекта регулирования в отчетном периоде;

- внедрение автоматизированных систем имитационного моделирования и определения параметров мультипликативного финансово-экономического эффекта по вариантам реализации инвестиционных проектов при расчете потребных инвестиций в ходе определения нормативного уровня рентабельности деятельности субъекта регулирования;

- разработка и внедрение системы анализа и мониторинга основных параметров рынков транспортных услуг железнодорожного транспорта, характеризующих состояние данных рынков (естественно-монопольное, временно-монопольное, конкурентное);

- внедрение практики изменения методологии формирования тарифов и принятия тарифных решений, основанных на результатах среднесрочного и долгосрочного прогнозировании динамики естественных процессов в отечественной экономике, на мировых рынках;

- совершенствование системы тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, соответствующей текущему и перспективному состоянию рынка посредством выделения в тарифах на перевозки инфраструктурной, вагонной, перевозочной и терминальной составляющих;

- совершенствование системы тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки, в целях реализации программы структурной реформы на железнодорожном транспорте и адаптации тарифной политики к условиям реформирования железнодорожного транспорта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: