Тема 4. Транспортное обеспечение туризма и их учет

Основные вопросы:

1. Понятие и классификация транспортных услуг

2. Процедура взаимоотношений туроператора и авиакомпании

3. Процедура взаимоотношений туроператора и железных дорог

4. Процедура взаимодействия современных туроператоров и водного транспорта

1. Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем транспортных услуг во многом зависит от состояния экономики страны. Туризм предполагает перемещение людей из одного места в другое как внутри страны, так и за ее пределами. Туризм полностью зависит от транспорта, его безопасности, скорости и удобств, предоставляемых туристу во время его передвижения Понимание основ взаимоотношений с транспортными компаниями, правил взаимодействия с ними в вопросах обеспечения безопасности пассажиров и их имущества, обслуживания, использования соответствующих скидок и льгот при продажах имеет важное значение как для туристов, так и для организаторов путешествий.

Важнейшее требование, предъявляемое к транспорту сегодня, заключается в неуклонном повышении скорости доставки пассажиров, росте объемов перевозок, экологической чистоте и эффективности.

Стандартная международная классификация средств транспорта, разработанная на основе предложений ООН, приведена в Рекомендациях по статистике туризма (ВТО 1994 г.) Эта классификация может быть использована как для внутреннего, так и для международного туризма Она состоит из двух уровней - категории (вид транспорта) и разряда, определяющего транспортное средство.

Таблица 1 - Основные категории транспортных средств

Категории Разряды
1. Воздушный транспорт 1.1. Рейсы по расписанию 1.2. Рейсы вне расписания 1.3. Прочие воздушные перевозки
2. Водный транспорт 2.1. Пассажирские линии и паромы 2.2. Круизы 2.3. Прочие
3. Сухопутный транспорт 3.1. Железнодорожный транспорт 3.2. Междугородные и городские автобусы, прочий общественный транспорт 3.3. Частные автомашины вместимостью до 8 человек 3.4. Прокат автотранспортных средств 3.5. Прочие средства сухопутного транспорта

По категориям транспорт подразделяется: на воздушный, водный и сухопутный

На воздушном транспорте существуют авиационные рейсы, осуществляемые по расписанию воздушных пассажирских перевозок по установленным маршрутам: рейсы вне расписания (в основном чартерные и другие, не подчиняющиеся расписанию воздушных пассажирских перевозок), а также аренда летательных аппаратов с экипажем. При этом под чартером понимается любое пассажирское транспортное средство (авиационное, морское, речное, автомобильное), полностью арендуемое у перевозчика туристской фирмой для перевозки туристов.

Водный транспорт включает морской и каботажный, а также внутренний водный транспорт.

На морском транспорте особый интерес представляют круизные суда. Основной упор при организации круизов делается на получение положительных эмоций от пребывания туристов на борту судна, а не от скорости прибытия туриста в пункт назначения. В ряде случаев для привлечения туристов используются также и паромные суда, перевозящие не только самих туристов, но и их личные автомобили (транспортные средства).

Сухопутный транспорт подразделяется на железнодорожный, автобусный и автомобильный (вместимостью до 8 человек) Движение сухопутного транспорта должно подчиняться расписанию регулярных перевозок, но могут осуществляться перевозки и вне расписания (специальные туристские поездки, дальние чартерные или экскурсионные автобусные поездки). Существует также и специализированный автодорожный транспорт, перевозящий туристов по маршрутам «аэропорт - город», «вокзал - город» (трансфер). Широко распространен прокат средств перемещения в стране пребывания.

Таким образом, одной из составных частей индустрии туризма является транспортное обслуживание туристов. От его деятельности в большей степени зависит эффективность туристской деятельности в РК.

2. Взаимоотношения туроператора и авиакомпании это наиболее важная сфера туристической деятельности на современном туристическом рынке. Туроператоры выступают ведущими заказчиками авиакомпаний, а авиаперелеты становятся неотъемлемым и образующим компонентов все большего количества туров.

Воздушные линии, по которым осуществляются полеты самолетов, подразделяются на внутренние и международные. В свою очередь, полеты самолетов на внутренних и международных воздушных линиях делятся на регулярные рейсы и заказные, то есть чартерные рейсы.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Регулярные рейсы - полеты, запланированные на основании разрешения, то есть лицензии на эксплуатацию воздушной линии и выполняемые в соответствии с опубликованным расписанием, а также дополнительные рейсы.

Регулярные рейсы имеют следующие характеристики:

- установленная дата и время вылета;

- строго фиксированный маршрут полета: пункт вылета, назначения, транзитные пункты;

- вылет гарантирован вне зависимости от заполняемости лайнера;

- установленные авиаперевозчиком тарифы, скидки, льготы.

Расписание движения самолетов - это заверенный либо руководством авиакомпании, либо аэровокзала ежедневный график движения воздушных судов по аэропорту.

Расписание может быть двух видов:

- корпоративное, то есть, когда в расписание заносятся только авиарейсы одной авиакомпании;

-аэропортовое, то есть когда в расписание заносятся борта всех авиакомпаний, совершающих рейсы в аэропорт или из конкретного аэровокзала.

Классическое расписание движения самолётов состоит из двух частей: вылет и прибытие в конкретный аэропорт. После указания наименования аэропорта, назначения в столбик указываются лётные реквизиты всех летающих в указанный город регулярных рейсов. К лётным реквизитам, указываемым в расписании, относят: номера дней недели, по которым совершаются вылеты, например, первое - понедельник, четвёртое - четверг, местное время вылета, местное время прилёта, номер рейса, тип воздушного судна, например, «АВЗ» - аэробус "А-300", TU5 - "ТУ-154", код авиакомпании-перевозчика.

Функции туристического оператора в работе с регулярными авиаперевозчиками ограничиваются бронированием и продажей авиабилетов из офиса туроператора.

Для того чтобы туроператор мог осуществлять самостоятельную продажу или бронирование авиабилетов, ему необходима аккредитация со стороны Международной организации авиационного транспорта IATA. Но для того чтобы получить аккредитацию туроператор должен соответствовать следующим требованиям:

- наличие лицензии и опыта работы на туристическом рынке;

- наличие отвечающего требованиям санитарно - эпидемиологической станции и пожарной безопасности в собственном офисе, либо в арендуемом;

-наличие оборудованного рабочего места авиакассира: стойка, которая ограничивает доступ клиентов к документации, несгораемый сейф, оргтехника, кнопка вызова тревожной сигнализации;

- аттестация персонала, а именно прохождение курсов для обучения пользования системами бронирования и заполнения стиков авиабилетов, а также лица, ответственное за утерю и порчу стиков;

-внесение определённой суммы финансовой гарантии, обычно это сумма устанавливается в долларовом эквиваленте на каждый стик авиабилета, - который заказал туроператор;

- производить ежемесячную оплату, для того, чтобы туроператор имел доступ в электронную службу бронирования авиакомпании.

Что касается цены билета, то это зависит от многих факторов: наличия льгот, скидок; класса авиакомпании; страны; срока пребывания; условий бронирования; возраста, в том числе и от базового тарифа. Что же представляет собой тариф?

Тариф - это утверждённая в установленном порядке сумма, которая взимается авиаперевозчиком за перевозку пассажира в соответствии с применяемым классом обслуживания, от пункта отправления до пункта назначения по определённому маршруту.

Различают несколько видов тарифов:

1.опубликованные тарифы IATA;

2. опубликованные тарифы авиакомпании;

3.конфиденциальные тарифы авиакомпании;

4.специальные предложения.

Опубликованные тарифы IATA устанавливаются Международной ассоциацией авиаперевозчиков. Опубликованные тарифы IATA используются при расчётах сложных маршрутов, где участвуют несколько перевозчиков. Данный вид тарифа регулирует международные тарифы, которые являются базисными, не зависят от авиакомпании, приводятся во всех системах бронирования и печатаются во всех тарифных справочниках.

Что касается опубликованных тарифов авиакомпании, то они представляют собой тарифы, которые разрабатываются конкретным авиаперевозчиком на определённое направление и устанавливаются по согласованию с IATA. Данный вид тарифа применяется в тех же случаях, что и базисные тарифы.

Конфиденциальные тарифы авиакомпании являются коммерческой тайной каждой авиакомпании, и они предлагаются на простые маршруты, выполняемые одним перевозчиком. По сравнению с опубликованными тарифами, эти тарифы являются более дешёвыми и зависят от спроса, и конкуренции на данном направлении.

В настоящее время широкое распространение среди различных видов тарифов получили специальные предложения. Основной целью таких тарифов является привлечение пассажиров на новые рейсы, сохранение конкурентоспособности на старых направлениях, заполнение незагруженных рейсов в не сезон. В рамках таких предложений проводятся рекламные и специальные акции.

В мире не существует единых тарифов на международные перевозки. Это, как правило, относится и к национальным перевозчикам внутри страны. Правилами перевозчика либо другими нормативными актами устанавливаются базовые тарифы, которые предполагают перелёт «туда и обратно» и в рамках которых утверждается система льгот и скидок.

Базовые тарифы авиакомпании изменяются в зависимости от сезона, а билеты, купленные по ним, подлежат возврату и обмену практически без ограничений.

Базовые тарифы по условиям применения бывают четырёх типов:

1.Нормальные тарифы. Данный тип тарифа является полным тарифом обслуживания и предполагает полёт в оба конца «туда и обратно», причём никаких ограничений срока действия билета не существует, то есть один год с начала перевозки. Преимущества данного типа тарифа заключается в том, что пассажир может изменить дату вылета, вернуть билет обратно даже после вылета самолёта, сделать несколько остановок по маршруту, изменить маршрут. Нормальные тарифы являются наиболее дорогими.

2. Специальные тарифы. Специальные тарифы регламентируются конвенцией и действуют на всех авиакомпаниях. К ним относятся все тарифы, которые не попадают под определение нормальных тарифов и, которые публикуются в официальных справочниках перевозчиков и на экранах систем бронирования. Специальные тарифы являются наиболее дешёвыми, однако их дешевизна ограничивается большим количеством параметров, то есть чем дешевле тариф, тем жёстче условия его применения.

К основным ограничениям специальных тарифов относят: минимальные сроки пребывания за границей, например, ночь с субботы на воскресенье и максимальные, то есть от одного до шести месяцев; отсутствие остановок в пути следования или доплата за осуществление таких остановок; фиксированные даты вылета; невозможность возврата билетов; билеты должны быть оплачены либо выкуплены сразу или в течение 1-3 суток; продажа билетов осуществляется только на перелёт по системе «туда и обратно»; ограниченное количество мест в самолёте, которые были проданы по спецтарифу.

Спецтарифы делятся на пять основных групп:

- экскурсионные тарифы. Они являются наиболее популярными. Так как экскурсионные тарифы рассчитаны на туристов и имеют ряд ограничений, данная группа неприемлема для бизнесменов. Основными особенностями данной группы тарифов являются: ограничения по минимальным и максимальным срокам пребывания за рубежом, обязательный полёт в оба конца, сокращённый срок годности билета, ограничения по срокам выкупа билета. Экскурсионные тарифы являются наиболее дешёвыми по сравнению с нормальными тарифами, но более дорогими в отличие от других спецтарифов;

- групповой тариф. Применяется для групп учащихся школ и других учебных заведений в возрасте до 19 лет целью поездки, которых является образование и культурный обмен и их руководителя, который сопровождает их при полётах в некоторые города и государства Европы. Минимальное количество человек в группе составляет 10 человек и руководитель;

- тарифы «инклюзив - тур». Данная группа тарифов, распространяется только через туристические фирмы на индивидуальных или групповых туристов. Помимо того, что данные тарифы предусматривают ограниченный срок пребывания за границей, существует ещё и лимитирование числа туристов в группе от 4 до 25 человек, а также ограничения по направлению. Как правило, такие тарифы не публикуются и предоставляются туристам обычно в турпакете с другими услугами, к ним относят: проживание в гостинице, питание, экскурсионное и культурно - развлекательное обслуживание;

- молодёжные тарифы. Молодёжные тарифы широко используются на практике туроператорскими компаниями, которые специализируются на планировании и продаже путешествий для молодёжи и студентов. Молодёжные тарифы в зависимости от направления имеют ограничения в возрасте до 24-26 лет. Данная группа тарифов предусматривает, предоставление билета с открытой датой обратного полёта, который действителен в течение одного года. Бронировать билет можно за год до вылета, а выкупить билет в ограниченные сроки, обычно за 3-7 дней до вылета.

Основанием для предоставления студенческой скидки является молодёжный студенческий билет ISIC и GO - 25, выпускаемые Международной студенческой туристической конфедерацией. Студенческое удостоверение ISIC является международной формой студенческого билета, утверждённой ЮНЕСКО. Если, например, человек не учится, но ему 25 лет, то в этом случае, он может оформить международную молодёжную туристскую карту GO - 25, которая даёт те же права, что и ISIC.

Кроме скидки в цене студентам и молодёжи предоставляются и специальные льготы APEX и РЕХ.

Тариф APEX - это специальный льготный тариф пассажирских авиаперевозок. Но для пассажиров, которые решили воспользоваться данным тарифом, существуют некоторые ограничения, например, нельзя изменить дату бронирования. Устанавливается так называемый период "дэдлайн" до начала перевозки, обычно от 7 до 28 дней в зависимости от маршрута, после которого запрещается продажа билетов по данному тарифу. Если пассажир возвращает билет до начала действия "дэдлайн", то ему возвращают всю сумму, которую он потратил на билет, а после "дэдлайн" у него вычитается определённый штраф.

Существует четыре разновидности тарифа APEX:

АР 1М, то есть тариф APEX до одного месяца, АР2М - тариф APEX до двух месяцев, АРЗМ - тариф APEX до трёх месяцев. При этом срок пребывания за рубежом минимальный от трёх до пяти, шесть дней, включая воскресенья, максимальный 1, 2, 3 месяца в зависимости от тарифа. Бронирование и продажа билетов осуществляется в течение суток и не позднее определенного срока, то есть в зависимости от направления, например, за 7, 14, 28 дней, дата вылета "туда - обратно" фиксируется при продаже. Изменить дату вылета и вернуть деньги в случае отказа от полёта возможно только до начала путешествия и с удержанием штрафов в пределах данных тарифов.

Помимо перечисленных тарифов существует ещё и тариф SUPERAPEX.

SUPERAPEX - наиболее дешёвый тариф, но включает в себя большие ограничения для пассажиров, а также в зависимости от маршрута эти тарифы различаются, и никаких единых правил не существует.

Что касается тарифа РЕХ то это самая дорогая разновидность экскурсионного тарифа, которая предусматривает:

-запрещение предварительного бронирования, то есть бронирование, и приобретение билета производится сразу же при наличии свободного места на нужный рейс с полной оплатой;

- деньги за неиспользованный билет не возвращаются.

Существует две разновидности тарифа РЕХ:

PX6M - тариф РЕХ на шесть месяцев, РХЗМ - тариф РЕХ на три месяца. Соответственно, максимальный срок пребывания за рубежом составляет шесть, три месяца, также данные тарифы предусматривают и минимальный срок пребывания за рубежом, включая и воскресенье. Бронирование и продажа авиабилетов производится в течение суток. Дата вылета "туда - обратно" устанавливается при продаже и не может быть изменена.

Для всех выше перечисленных экскурсионных тарифов установлены следующие общие правила:

- обязательный полет в оба конца;

- срок действия билетов ограничен и в зависимости от страны составляет от 1 до 6 месяцев;

- минимальный срок пребывания в стране для разных маршрутов разный и составляет от 7, 10, 14 и более дней.

-тарифы для внутренних перелётов устанавливаются в национальной валюте, а для международных перелётов в долларах либо в евро.

3.Льготные тарифы. К таким тарифам относятся тарифы, взятые в процентном отношении к опубликованным тарифам, например, семейные и супружеские тарифы.

Супружеский тариф применяется при полётах в ограниченное число государств. При этом одному из супругов предоставляется 50%-ная скидка от базового тарифа, но срок действия билета ограничен одним месяцем.

Что касается семейного тарифа, то он также применяется на ограниченное число направлений. При этом 50%-ная скидка предоставляется для сопровождающего супруга и детей в возрасте от 2 до 25 лет к тарифу экономкласса, срок действия билета также ограничен до одного месяца.

4. Рекламные тарифы. Данный вид тарифа устанавливается каждой авиакомпанией в рамках внутренних правил, например, предоставляются бесплатные или льготные полёты для пассажиров, которые налетали определённое количество часов или километров на самолётах какой - либо авиакомпании, рекламные перелёты.

Помимо тарифов существуют ещё и льготы, которые предоставляются авиаперевозчиками.

Льготы можно разделить на две категории.

Прежде всего, это льготы, которые предоставляются государством. Они применяются в обязательном порядке для авиакомпаний всех форм собственности, например, в России - для Героев Советского Союза, детей-инвалидов. Порядок предоставления льгот данным категориям граждан также нормируется государственными органами, то есть, определяют, как частота можно пользоваться, сезонность,

Существуют также льготы, которые предоставляются отдельно авиаперевозчиками. То есть сами авиакомпании устанавливают льготную категорию граждан, размер, частоту пользования предоставляемых льгот.

Такие льготы предоставляются обычно лицам, которые следуют к местам стихийных бедствий, сопровождающие детей-инвалидов, работникам бюджетной сферы, которые направляются по путевкам к местам лечения, группам туристов, группам школьников, пенсионерам, многодетным матерям.

Таким образом, тарифы авиаперевозок, а также льготные категории лиц и размеры распространяемых на них скидок, в основном устанавливает руководство авиакомпании. Это и является частью их ценовой, и маркетинговой стратегии.

3. В свое время именно появление и распространение железнодорожного транспорта дало толчок появлению туризма. Если вспомнить историю, именно на поезде был совершен первый в истории тур, организованный Томасом Куком. И сейчас железнодорожные перевозки являются одним из важнейших средств передвижения туристов, а довольно солидная доля предлагаемых на рынке туров базируется на пользовании услугами железнодорожных перевозчиков, так как:

■ железнодорожный транспорт наиболее эффективен при перевозке пассажиров на средние расстояния (от 300 до 800 км), поскольку позволяет осуществление поездки в более комфортных (чем автомобильный транспорт) условиях. А развитие высокоскоростных поездов (достигающих скорости в 300 км/час) позволяет железным дорогам конкурировать на маршрутах средней протяженности с авиакомпаниями. Поскольку экономия времени в перелете теряется на трансферы из аэропортов в центры городов назначения. Например, после открытия тоннеля под Ла-Маншем добраться из Парижа в Лондон на суперскоростном экспрессе можно за три часа (необходимо отметить, что и Северный вокзал и вокзал Ватерлоо находятся в центре Парижа и Лондона соответственно). Прибегнув к услугам авиакомпании, путешественник затратит непосредственно на сам перелет немногим больше 40 минут (сэкономив 2 часа 20 минут), однако проезд из центра Парижа в аэропорт Орли (даже на метро занимает не менее 40 мин.), а потом из лондонского Гаттвика в центр столицы Туманного Альбиона (не менее 1 часа), да еще длительность регистрации в аэропортах приводят к тому, что реально времени тратиться даже больше, чем на переезд на поезде;

■ в развитых государствах мира железные дороги очень распространены, что дает возможность их пассажирам добираться практически в любой регион страны;

■ поезда являются видом транспорта более безопасным, чем автобусы и автомобили. Кроме того, людей, испытывающих чувство необъяснимого страха перед поездами, гораздо меньше, чем людей, боящихся самолетов и перелетов;

■ наконец, в сравнении с авиаперелетами, железнодорожные перевозки гораздо более дешевы и доступны большинству слоев населения.

Документом, являющимся подтверждением наличия договорных отношений между железными дорогами и пассажиром, является железнодорожный билет, который приобретается либо в специализированных железнодорожных кассах (на вокзалах или уполномоченные кассы), либо в офисах отдельных туроператоров.

Железнодорожный билет помимо степеней защиты от подделки, содержит информацию о личности пассажира (во избежание краж билетов и возможности их перепродажи), реквизиты поездки (номер поезда, его фирменное название, дату, время отправления, маршрут поездки, номер и тип вагона, место пассажира в вагоне) и расчет тарифа. Поскольку в большинстве стран мира железные дороги являются естественной монополией, их тарифная политика подлежит регулированию со стороны государственных органов власти (по требованию соответствующего министерства или ведомства, с согласия членов правительств и депутатов органов законодательной власти соответствующими нормативно-правовыми актами устанавливается стоимость пассажир-километра, на основании которой и формируются железнодорожные тарифы в стране), ими же утверждается перечень льготных категорий граждан и размеры предоставляемых им льгот и скидок.

Приобретая проездной билет, пассажир совершает юридический факт, из которого следует появление прав и обязанность сторон — самого пассажира и железнодорожного перевозчика.

Железные дороги должны обеспечивать своевременность перевозок пассажиров и доставки багажа, безопасность и качественное обслуживание пассажиров на вокзалах и в поездах, создание необходимых для пассажиров удобств, сохранность перевозимого багажа. Железные дороги обязаны обеспечивать движение составов по расписанию, произвести перевозку пассажира по кратчайшему пути следования с минимальным числом перевозок. Железная дорога должна обеспечивать своевременной и достоверной информацией пользователей услуг железнодорожного транспорта, которым предоставляются следующие сведения: перечень работ и услуг, их стоимость, время отправления и прибытия поездов, стоимость проезда пассажиров и провоза излишней ручной клади, сроки продажи проездных билетов, предметы и вещи, запрещенные к перевозкам железнодорожным транспортом, время работы билетных касс, камер хранения, расположение вокзальных помещений и мест общего пользования, категории граждан, которым согласно законодательства страны пребывания предоставляются льготы и преимущества, порядок обязательного и добровольного страхования пассажиров, сервисные услуги, входящие в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности. Сведения об изменении тарифов на перевозки пассажиров доводятся до граждан через средства массовой информации не позднее чем за 5 дней до их введения в действие.

Железная дорога имеет право не допустить пассажира в вагон в случае сомнений в подлинности или законности приобретения проездного билета, несоответствия указанных в билете идентификационных данных пассажира, по требованию государственных и правоохранительных органов. Во время следования состава, представители железной дороги (в лице бригадира или начальника поезда, проводников) имеют право применять различные меры (вплоть до силовых и высадки пассажира из вагона) в случае поведения путешествующего, угрожающего жизни, здоровью других пассажиров или их имуществу, угрожающего имуществу железной дороги, нарушающего общественный порядок, а также прибегать к содействию со стороны представителей органов охраны правопорядка (например, линейные отделения милиции)8.

Пассажир обязан соблюдать общественный порядок, правила пользования пассажирскими вагонами, вокзальными помещениями и бережно относиться к имуществу железной дороги.

Пассажир имеет право приобретать билеты на любой поезд, в вагоны любой категории, на любые даты согласно расписания и в любом количестве; провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельного места, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой по специальным тарифам; провозить с собой кроме мелких вещей ручную кладь, размеры и масса которой определяются правилами оказания услуг по перевозке пассажиров; делать остановки в пути следования с продлением срока действия проездных билетов не более чем на 10 суток; продлевать срок действия проездных билетов в случае болезни в пути следования на время болезни, в случае непредоставления пассажиру места в поезде — на время до отправления следующего поезда, в котором пассажиру будут предоставлены соответствующие места; выезжать поездом, отходящим ранее того поезда, на который приобретены билеты с необходимой отметкой в железнодорожной билетной кассе; возобновить действие проездных документов при условии доплаты стоимости плацкарты, вследствие опоздания на поезд в течение 3 часов, либо вследствие несчастного случая или болезни в течении трех суток с момента отправления поезда, на который были приобретены билеты; в случае отказа от поездки получать обратно полностью уплаченную стоимость (при отказе не позднее чем за 15 часов до отправления поезда), стоимость билета и половину стоимости плацкарты (при отказе менее чем за 15, но более чем за 4 часа до отправления поезда), стоимость билета (при отказе менее чем за 4 часа до отправления либо не более чем за 3 часа после отправления поезда); получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты за непроследованное при прекращении поездки в пути следования. Во время следования вагона пассажир имеет право перейти в вагон более высокой категории, доплатив разницу в стоимости; бесплатно перейти в другой вагон соответствующей категории при наличии в нем свободных мест; обращаться с претензиями в адрес перевозчика в случае опоздания поезда к станции назначения (при этом опоздания на срок менее 1 часа в расчет не принимаются).

Казахстанские железные дороги предлагают своим клиентам ряд услуг, которые можно условно разделить на услуги, предоставляемые в пути и на железнодорожных вокзалах и станциях.

Из услуг, предоставляемых пассажирам поездов в пути, можно, прежде всего, выделить различные уровни комфортности и сервиса в вагонах пассажирских поездов:

ü вагоны поездов пригородного сообщения (на расстояния не больше 150 км) — общие вагоны без санитарных служб с жесткими сидячими местами, причем приобретение билета в такой вагон не подразумевает обязанность перевозчика предоставить пассажиру сидячее место;

ü общие вагоны — жесткие сидячие места и лежачие места на полках второго яруса;

ü плацкартные вагоны — несегментированные вагоны, лежачие места на полках первого и второго ярусов;

ü купейные вагоны — сегментированные по 4 лежачих места (купе);

ü спальные вагоны (СВ) — сегментированные по 2 лежачих места, горизонтальное расположение полок;

ü вагоны люкс — предлагают максимально комфортное размещение и высочайший уровень сервиса в пути.

По скорости доставки пассажиров и длительности стоянок в пути поезда классифицируются на:

§ пассажирско-багажные (номера поездов от 700);

§ пассажирские (номера поездов от 170 до 699);

§ скоростные (номера поездов от 150 до 169);

§ скорые (номера от 1 до 149).

4. В соответствии с проведенными опросами туристов, использующих водный транспорт на различных маршрутах, было выявлено, что основными мотивами выбора водных путешествий являются желание отдохнуть на воде, провести время в спокойной, размеренной и комфортной обстановке, увидеть новые города, посетить музеи, монастыри, церкви и другие достопримечательности. Кроме того, отдых на воде, по мнению специалистов, наиболее полезен для здоровья: медленное перемещение по водным пространствам снимает стресс, а свежий воздух способствует оздоровлению организма.

По социальному составу в водные путешествия отправляются с семьей (55%), с друзьями или знакомыми (27%), в одиночку (18%). Возрастной состав туристов, путешествующих по воде, следующий: до 25 лет -- 30%; от 25 до 40 лет -- 22%; старше 40 лет -- 48%.

Средний возраст участников морских круизов по статистике ВТО составляет 45 лет. Продолжительность круизов обычно равна 6--30 дней, но наиболее популярны круизы продолжительностью 10--14 дней. С учетом социального расслоения общества участниками морских, в том числе элитных, круизов являются люди с высоким и сверхвысоким уровнем доходов. Участники речных круизов -- люди среднего и ниже среднего достатка, в ряде случаев пользующиеся социальной дотацией.

Круиз обладает лечебным воздействием, а уровень предоставляемых услуг и их качество превосходят показатели других видов транспортных путешествий.

На борту теплохода туристам оказывают различные услуги; некоторые из них могут быть платными.

К бесплатным услугам обычно относят пользование музыкальным и читальным салонами, кинозалом для проведения собраний и концертов, телевизором в салоне для просмотра транслируемых телепрограмм, шезлонгами и лежаками солярия, оказание первой медицинской помощи.

Дополнительные услуги с оплатой за наличный расчет включают:

¦ прием заказов на подачу такси к причалу;

¦ бронирование мест в гостиницах речных вокзалов;

¦ предоставление кают в начальных и конечных пунктах во время межрейсовых стоянок в качестве гостиниц;

¦ бронирование билетов на смежные виды транспорта; переноска багажа;

¦ продажа товаров в киосках и буфетах (барах);

¦ пользование гладильной и услугами парикмахерской;

¦ прием радиотелеграмм;

¦ пользование сауной (душем) и камерой хранения;

¦ прокат спортивного инвентаря, столовой и чайной посуды, музыкальных инструментов и многое другое.

За многими туристскими организациями в России стоит мощный банковский, финансовый и страховой капитал, крупные транспортные организации (чаще - авиационные и морские). Эти компании проявляют интерес к российским просторам и рекам, к арктическим достопримечательностям (рейсы ледоколов на Шпицберген, остров Врангеля и др.), в т. ч. с высадкой туристов на околополюсный лед.

Перевозка групп туристов в дестинации водным транспортом или путешествие по водным просторам сочетает познавательный характер поездки с индустрией отдыха. В связи с этим необходимо различать:

а) пассажирские суда, используемые преимущественно для линейных перевозок туристов по заранее установленным расписаниям движения;

б) круизные суда на речных и морских маршрутах, выполняющие рейсы по эксклюзивным расписаниям.

В длительном путешествии судно для круизеров является одновременно средством передвижения и местом проживания, питания и организованного отдыха (досуга). Обширная экскурсионная программа предоставляется участникам круиза в портах стоянки судна.

Для предоставления означенных выше услуг эффективно и в полном объеме туроператор при продаже туристских путевок должен иметь достоверную информацию о каютном фонде судна.

В частности, им должна обрабатываться следующая информация:

¦ количество палуб и номера располагающихся на них кают;

¦ функциональные возможности каждой каюты и условия комфортности, обусловленные расположением кают на той или иной палубе и местоположением ее на самих палубах;

¦ обустройство кают, -- вместимость и площадь каюты, наличие иллюминатора, санитарно-гигиенических удобств и другой бытовой техники (джакузи, солярий, аудио- и видеотехника, минибар, кондиционер и др.), отдельного выхода на палубу.

В современных условиях судоходные компании на туристском рынке работают по следующим направлениям:

- предоставление транспортных услуг туристам при приобретении проездных документов для групповых перевозок по разовым заявкам с продолжительностью поездки туристов до 24 часов;

- перевозка отечественных и иностранных туристов по маршрутам, определяемым договорами между пароходством (иным владельцем) и туроператором-фрахтователем с продолжительностью поездки туристов более 24 часов - от 12 до 14 суток;

- экскурсионно-прогулочные маршруты с продолжительностью поездки туристов менее 24 часов;

- организация в навигационный период постоянных туристско-экскурсионных линий по программам внутреннего или въездного тура по кольцевым или линейным маршрутам;

- использование в межнавигационный период плавсредств для временного размещения (плавучих гостиниц).

Руководители судоходных компаний считают, что выход на международных крупнейших туроператоров и производителей транспортных средств туристского класса, -- в первую очередь речного, -- может стимулировать лизинговые операции и инвестиции.

Для туристов привлекательными характеристиками круизов являются протяженность и продолжительность переходов между промежуточными портами на маршруте, длительность стоянок судна в портах.

На расстояние по маршруту морского или речного круиза оказывают влияние:

¦ конфигурация береговой линии;

¦ глубины и другие условия безопасного плавания;

¦ гидрологические, гидрометеорологические и иные физические условия в водной и в воздушной средах.

Круизы на сезонно работающем речном и озерном транспорте по внутренним водным путям проводятся на реках, озерах, крупных водохранилищах, включая переходы по каналам и шлюзам.

2. Организация туристских перевозок

Стороны при организации туристских перевозок несут следующую ответственность.

1. Пароходство вправе продать свободные места, которые не были реализованы турфирмой.

2. При удлинении рейса по вине турфирмы она оплачивает пароходству стоимость содержания судна за все время задержки. Если это происходит по вине пароходства или по не зависящим от сторон причинам, то туристы доставляются в конечный пункт без дополнительной оплаты. При изменении пароходством расписания, вызвавшем опоздание прибытия судна в город, оно возмещает турфирме нанесенный ущерб в связи с простоем автобусов и оплатой экскурсоводов. При удлинении времени поездки более чем на 8 ч расчет за питание туристов осуществляется в следующем порядке: если удлинение рейса произошло по не зависящим от сторон причинам -- по 50% стоимости питания за счет турфирмы и пароходства; в остальных случаях -- за счет виновной стороны.

3. В случае возникновения порожних пробегов судна по вине турфирмы она оплачивает пароходству их стоимость, а управлению судовых ресторанов (УРС) возмещает расходы по содержанию ресторана в размере установленной по договору наценки дневного рациона питания, умноженной на число туристов и дней пробега.

4. В случае отмены туристского рейса виновная сторона уплачивает потерпевшей стороне неустойку в размере 3% стоимости несостоявшейся перевозки.

При отмене рейса по вине турфирмы согласно договору она оплачивает пароходству кроме неустойки стоимость несостоявшейся перевозки и возмещает УРСу расходы по содержанию ресторана в размере наложений (наценок), исчисленных из расчета дневного рациона питания, полной посадки туристов и длительности рейса. Если турфирма предупреждает пароходство и УРС об отмене рейса более чем за 45 дней до его начала или в случаях, когда рейс отменяется по не зависящим от сторон причинам, турфирма принимает на себя половину ущерба и оплачивает пароходству 50% стоимости несостоявшейся перевозки, а УРСу -- 50% от указанных выше расходов по содержанию ресторана.

При отмене туристского рейса по вине пароходства, оно кроме неустойки возвращает турфирме провозную плату.

5. При посадке на судно меньшего числа туристов, чем указано в договоре, по вине турфирмы она возвращает УРСу расходы по содержанию ресторана в размере наценки, умноженной на все число человеко-дней питания по договору.

Международной перевозкой считается любая перевозка, при которой место отправления и место назначения расположены в разных государствах или в одном государстве, если по договору перевозки промежуточный порт захода находится в другом государстве.

Путешествия туристов по рекам и морям регламентируются следующими международными документами:

- Афинской конвенцией (1974 г.) «О перевозке морем пассажиров и багажа»;

- Международной конвенцией «Об унификации некоторых правил при перевозке морем пассажиров и их багажа» (1967 г.), а также правилами конкретного перевозчика.

В соответствии с этими правилам в большинстве случаев для участия в круизах:

- не допускаются лица моложе 21 года без сопровождения старших (родителей или опекуна старше 25 лет);

- не принимаются заявки на бронирование мест для школьных групп;

- круизные компании имеют право отказать пассажиру в посадке на лайнер по медицинским показаниям.

Афинская Конвенция применяется к любой международной перевозке, если:

¦ судно плавает под флагом государства, являющимся одной из сторон Конвенции или будучи зарегистрированным в таком государстве;

¦ договор перевозки заключен в государстве, являющемся стороной Конвенции;

¦ в соответствии с договором перевозки место отправления или назначения находится в государстве, являющемся стороной Конвенции.

Путешествия туристов по внутренним водным артериям России регламентируются Водным кодексом Российской Федерации и Уставом внутреннего водного транспорта.

К перевозкам туристов водным транспортом относятся:

¦ морские перевозки и круизы;

¦ речные путешествия и круизы;

¦ морские и речные прогулки (экскурсии);

¦ путешествия на катамаранах, яхтах, лодках;

¦ прочие виды водных путешествий.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: