Трудная ночь выдалась для Хелен Джонсон, главы центра руководства интернатом Carenet. Первый сигнал поступил около полуночи, как раз когда Хелен только улеглась спать. Это был получасовой телефонный разговор с 25-летним обитателем интерната Робертом, у которого имелось умеренное расстройство памяти, что обусловило трудности в обучении. Непосредственный куратор и сиделка Роберта, Мери Томкинс, ночевала в соседней с ним комнате, но почему-то вместо того, чтобы позвонить ей, Роберт обратился в круглосуточную службу помощи.
Сделал ли Роберт хоть одну попытку заснуть? Нет. Тогда почему же он решил, что не может заснуть? Он полагал, что не сможет этого сделать. А не попытаться ли ему пойти на кухню, приготовить себе чашечку чая, выпить его и попробовать снова лечь в постель? Возможно. Как насчет того, чтобы попробовать? Хорошо, он попытается сделать это, но ему кажется, что даже после этого он не сможет уснуть.
В 3 часа утра поступил звонок от Веры, помощника куратора, ответственной за Билла. Билл проснулся с утра пораньше от зубной боли и просит какого-нибудь болеутоляющего. Не будучи уполномоченной давать медицинские предписания, Вера должна была позвонить Хелен.
|
|
Случалось ли такое раньше? Жаловался ли он на зубную боль? Регулярно ли он посещает дантиста? Имеются ли в его карте какие-либо противопоказания по приему лекарств?
В довершение всех несчастий Хелен, придя на следующее утро в офис, узнала еще одну новость, требующую немедленного вмешательства. Дело в том, что Пенни, одна из семерых лидеров групп, уехала на однодневные курсы повышения квалификации. В это время один из членов ее группы устроил потоп у себя в ванной комнате, в результате чего в квартире этажом ниже стал осыпаться потолок. Требовалось немедленно вызвать аварийную службу и подумать о том, куда переселить пострадавшего жильца.
В какой-то момент Хелен показалось, что ее собственная работа ничуть не изменилась по сравнению с кардинальными изменениями, которые произошли в последнее время в структуре и культуре среды, в которой действовал интернат Carenet.
Интернат Carenet - сеть интернатов, или жилой комплекс, организованный в рамках Департамента социального обеспечения Совета графства (CCSSD). Он возник, когда обитатели приюта, имевшие незначительные умственные расстройства, переселились из приюта в обычные жилые дома в пределах общины и стали получать социальную помощь «на дому». Их обслуживал персонал, нанятый интернатом Carenet. В конце 80-х гг. сеть расширилась, а в начале 90-х гг. многие обитатели крупных госпиталей для умственно отсталых начали переселяться, и Национальная служба здравоохранения стала выделять местным представителям департамента государственной социальной службы средства на обеспечение надлежащего ухода за этими пациентами прямо в местной общине.
|
|
Так, многие из тех, кто получает помощь через эту сеть, продолжают жить в госпиталях и приютах, однако некоторые переселились в интернат прямо из своих родных домов (как правило, это происходило после кончины кого-то из родителей, кто ранее ухаживал за пациентом).
Интернат Carenet оказывает помощь самым разным пациентам, некоторые получают круглосуточный уход и медицинское обслуживание, поскольку они практически несамостоятельны и не в состоянии обслужить себя. Другим достаточно ежедневного визита куратора, который помогает им принимать пищу, делать покупки, выполнять домашнюю работу и оказывает медицинскую помощь. Некоторые пациенты настолько самостоятельны, что куратору достаточно посещать их всего один-два раза в неделю, чтобы помогать с решением финансовых проблем.
Непосредственную помощь и заботу о клиентах оказывают помощники по уходу и социальные работники (кураторы), работу которых организуют и направляют руководители групп. Каждый руководитель несет ответственность за благополучие 8-12 пользователей социальными услугами и подотчетен одному из двух представителей центра руководства. На случай экстренных ситуаций организована также круглосуточная служба помощи, укомплектованная руководителями групп и руководителями команды.
В настоящее время интернат Carenet предоставляет жилье 58 клиентам, причем жилье это принадлежит ассоциациямдомовладельцев или городскому совету. Из общего числа 40 клиентов охвачены услугами сети социальной защиты более десяти лет, т.е. с тех пор, как начала апробироваться опытная схема социального обеспечения: они финансируются из бюджета, который является более или менее фиксированным, по крайней мере на годичный период. Еще 14 клиентов финансируются на долгосрочной основе за счет отдела здравоохранения. Прежде эти клиенты были обитателями госпиталей длительного пребывания.
С тех пор как с 1990 г. началось выполнение Закона о национальной службе здравоохранения и местном попечении, менеджеры Социальной службы попечительства обратились к руководству Carenet с просьбой «продать» им соответствующие услуги и уход для пациентов, потребности которых были оценены попечителями. В настоящее время у Carenet имеется четверо таких пациентов, уход за которыми финансируется органами местного попечения. Но интернат может набрать временный персонал для обеспечения ухода за ними только в случае наличия финансирования. Таким образом, попечительское заведение Carenet оказался в самой гуще новых для себя взаимоотношений «покупатель - провайдер». Так, главный менеджер по закупкам, действующий от имени комитета по социальному обеспечению при Совете графства уже «закупил» основной уход для ряда клиентов, тогда как дополнительный уход и медицинское обслуживание может «приобретаться» индивидуально для каждого пациента кураторами. В данном случае пациенты интерната Carenet выступают в качестве пользователей услугами, a Carenet - в качестве провайдера услуг.
Начало реализации в апреле 1993 г. требований вышеупомянутого Закона стало основной законодательной пружиной, революционизировавшей среду «обитания» и деятельности интерната Carenet. В сущности, он отменил монополистическое положение Департамента социальной службы местной власти в оказании социального обеспечения в коммуне. С тех пор Департаменту отводится роль брокера (посредника) между пользователями социальным обеспечением и провайдерами, независимо от того, наняты ли последние местными властями, относятся ли они к частному сектору (коммерческие организации) или являются общественными организациями (некоммерческими, неприбыльными). При этом согласно законодательству как минимум 70% специальных транзитных, грантов, выделяемых на финансирование социального обеспечения в местных общинах, должно использоваться не местными властями, а вышеназванными коммерческими и общественными организациями. Цель этого положения Закона ясна - он направлен на стимулирование быстрого развития деятельности по оказанию услуг социального обеспечения.
|
|
Однако законодательство позволяет сохранить высокое качество оказываемых услуг государственного сектора в рамках этой «смешанной экономики», оставляя на усмотрение местных властей определение точного соотношения между частными и общественными провайдерами.
Законодательные изменения были введены из-за уменьшения уверенности в том, что неповоротливый государственный бюрократический аппарат в состоянии эффективно решать проблемы социального обеспечения. Политическое и экономическое давление также сводилось к требованию более отзывчивых, эффективных структур, к большей гибкости на местном уровне, к большей конкуренции и действенности услуг.
Наряду с вышесказанным на первый план выдвинулось также весьма злободневное требование повышения качества услуг. Carenet, будучи составной частью Департамента социального обеспечения при Совете графства, подпадает под требования разработанных Советом графства «Стандартов качества», основные положения которого заключаются в нижеследующем.