В современной методической и психологической литературе принята классификация задач. По характеру требования:
- задачи на доказательство;
- задачи на построение;
- задачи на вычисление.
По функциональному назначению:
- задачи с дидактическими функциями;
- задачи с познавательными функциями;
- задачи с развивающими функциями.
По величине проблемности:
- стандартные;
- обучающие;
- поисковые;
- проблемные.
По методам решения:
- задачи на геометрические преобразования;
- задачи на векторы и др.
По числу объектов в условии задачи и связей между ними:
- простые;
- сложные.
По компонентам учебной деятельности:
- организационно-действенные;
- стимулирующие;
- контрольно-оценочные.
Виды задач и их функции:
Следует выделить несколько видов задач по их обучающей роли.
1) Задачи для усвоения математических понятий.
2) Задачи для овладения математической символикой.
3) Задачи для обучения доказательствам. Обучение доказательствам - одна из важнейших целей обучения математике.
|
|
4) Задачи для формирования математических умений и навыков.
5) Обучающую роль играют и задачи, предваряющие изучение новых математических фактов, концентрирующие внимание учащихся на вновь изучаемых идеях, понятиях и методах математики, задачи, с помощью которых вводятся новые понятия и методы, задачи, создающие проблемную ситуацию с целью приобретения учащимися новых знаний.
В задаче выделяют основные компоненты:
1. Условие - начальное состояние;
2. Базис решения - теоретическое обоснование решения;
3. Решение - преобразование условия задачи для нахождения требуемого заключением искомого;
4. Заключение - конечное состояние.
Этапы решения задач:
Процесс решения учебной задачи можно разделить на 4 основные этапы: осмысление условия задачи (анализ условия), поиск и составление плана решения, осуществление плана решения, изучение (исследование) найденного решения.