Оборачиваемость активов (ресурсоотдача)

Коэффициент оборачиваемости активов позволяет оценить, насколь­ко эффективно работают активы для создания бизнеса, что отражает­ся в выручке:

оборачиваемость активов =

= выручка от реализации / сумма активов =

= €131 782/6125 850= 1,045.

Этот коэффициент обычно трактуется как сумма выручки, полученной на один евро, вложенный в сумму активов. Понятно, что DaimlerChrysler —


это капиталоемкий бизнес, где каждый евро, вложенный в активы, дает €1,05 выручки. Этого следовало ожидать в автомобильной промыш­ленности. Коммунальные услуги, как правило, представляют собой еще более капиталоемкую отрасль и дают коэффициенты оборачиваемос­ти активов ниже 1. С другой стороны, организации сферы услуг дают до 6-7 евро на 1 евро, вложенный в активы:

DaimlerChrysler 1998 1997 1996 1995 1994

Оборачиваемость активов, % 1,05 1,01 1,00 0,99 1,05

Наблюдение за тенденциями изменения оборачиваемости активов по­казывает, растут ли активы быстрее, чем сам бизнес. Коэффициент обо­рачиваемости активов был более или менее постоянным для Daimler­Chrysler, это отражает тот факт, что скорость роста продаж соответствовала скорости наращивания активов.

На этот коэффициент, безусловно, оказывает влияние финансиро­вание капитальных затрат. Если к концу финансового года был приоб­ретен новый завод, в балансе сумма покупки полностью отразится на активах, однако эта фирма еще не получит всей годовой выручки от этого завода. Таким образом, этот коэффициент выглядит несколько хуже, когда осуществляются крупные капитальные проекты. Он отра­жает связь между двумя важными коэффициентами рентабельности. Следующее уравнение иллюстрирует значение оборачиваемости ак­тивов как движущей силы ROI:

(чистая прибыль / выручка) х (выручка / сумма активов) = = чистая прибыль / сумма активов;

€4820 / €131 782 х €131 782 / €125 850 = €4820 / €125 850;

3,66% х 1,05 = 3,83%; рентабельность х оборачиваемость активов = ROI.

Принято рассчитывать коэффициенты оборачиваемости активов для различных классов активов, включенных в суммарные активы. Наи­более часто используют оборачиваемость краткосрочных активов, дли­тельность оборота дебиторской задолженности и длительность оборо­та товарно-материального запаса.

3.4.2. Длительность оборота дебиторской задолженности (05Д1)

Этот коэффициент позволяет сравнивать дебиторскую задолженность с однодневной выручкой от реализации, чтобы оценить, насколько

1 DSR — Day's Sales in Receivables.Прим. перев.


 
эффективно получают оплату от покупателей. Чем меньше длитель­ность оборота дебиторской задолженности, тем быстрее денежные средства накапливаются и ниже дебиторская задолженность от про­даж. Таким образом, снижается отношение суммы активов к выручке и растет ROI.

Расчет этого коэффициента выполняется в два этапа.

Во-первых, рассчитывается средняя выручка на один день делени­ем выручки на 365:

средняя выручка в день = выручка / 365 = €131 782 / 365 = €361.

Во-вторых, делят дебиторскую задолженность на среднюю выручку задень. Результатом будет оценка среднего периода, который требуется каждому заказчику, чтобы заплатить. Это показывает эффективность управления важным элементом собственных оборотных средств:

длительность оборота дебиторской задолженности = _ дебиторская задолженность покупателей однодневная выручка от реализации

= 7605/361 = 21 день.

При трактовке периода получения задолженности требуется при­нять во внимание практику рассматриваемой отрасли, суммарный пе­риод оборота денежных средств1 и тенденции во времени:

DaimlerChrysler 1998 1997 1996 1995 1994

Длительность оборота 21 22,5 Не показано

дебиторской задолженности

Для расчета этого коэффициента продажи с немедленной оплатой часто вычитаются из выручки. Это, очевидно, увеличило бы среднее количество однодневной выручки в дебиторской задолженности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: