Виды деятельности студентов на учебной второго курса ( ознакомительной):
1 этап (начальный): | 2 этап (основной): | 3 этап (заключительный) |
(ознакомительной): – диагностическая; – проектировочная; – организационная. | - учебная; – воспитательная; – развивающая; – просветительская; – информационная; – контрольно-коррекционная; – рефлексивная. | – аналитическая; – рефлексивная. |
Подготовительный этап: знакомство с основополагающими документами логопункта и логопедического кабинета логопункта СОШ, установочная конференция в ВУЗе с привлечением логопедов школьных образовательных учреждений; Составление студентом плана работы на практику. Утверждение планов работы студентов-практикантов на практику групповым руководителем.
Первая неделя – начальный этап: Знакомство с детьми. Наблюдение логопедических занятий и индивидуальной работы логопеда закреплённой группы с анализом просмотра в дневнике.
Первый день, наблюдение и анализ работы:
1. Встреча и беседа с завучем и логопедом учреждения. Студенты знакомятся:
|
|
q с принципами функционирования школьного учреждения, принципами функционирования логопункта, логопедического кабинета;
q с принципами планирования;
q с особенностями организации логопедической работы с разной категорией детей;
q с особенностями организации логопедической работы при различных нозологиях.
2.Экскурсия по учреждению. Во время экскурсии студенты знакомятся со своим классом, обращают внимание на создание коррекционной среды. Анализируя предметно-пространственную среду логопедического кабинета, студенты должны сделать вывод о том, насколько учитываются интересы школьника и его речевой статус, реализуются ли в ней принципы построения коррекционной среды.
3.Логопед – главный субъект логопедического процесса:
· Знакомство с функциями логопеда, с содержанием работы логопеда.
· Проанализировать, как осуществляется сотрудничество учителя и логопеда.
· Дать заключение, какая из функций реализуется логопеда более успешно.
Второй день. Изучение организации логопедической работы в современной школе, реализация задач преодолении и профилактики речевых нарушений в зависимости от речевого нарушения на занятиях и в повседневной жизни.
1. Наблюдение за ходом проведения логопедического занятия при различных речевых нарушениях.
2. Наблюдение за речью школьника.
3. Наблюдение индивидуальной работы логопеда со школьниками.
Студенты ведут фотозапись логопедического урока; затем анализируют работу логопеда, делают хронометраж его деятельности.
Третий день, наблюдение и анализ работы логопеда. Изучить особенности организации и методики проведения логопедического урока при различных речевых нарушениях, выявить сформированность речевых навыков у детей, определить соответствие их требованиям.
|
|
1. Знакомство с детьми, совместная оценка речевого статуса с логопедом (3-4 учащегося).
2. Определить комплекс задач, решаемых логопедом в ходе обследования различных сторон речи (звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя речи и т. д.) детей.
3. Подобрать наглядный и дидактический материал для обследования речи дошкольников с ФФН и нерезко выраженное ОНР, дизартрии, заикании.
4. Провести в группе студентов с наблюдением логопеда логопедическое обследование одного-двух учащегося с фонетико-фонематическим и нерезко выраженным общим недоразвитием речи, (заиканием, дизартрией, дисграфией, дислексией). Сравнить данные обследования учащихся. Заполнить речевые карты по итогам обследования.
Четвёртый день.
Участие в подготовке к логопедическим урокам.
1. Дать оценку условий, созданных для логопедического урока:
q оборудование,
q наличие современных пособий (компьютерных программ),
q хранение логопедических зондов, подбор специальных средств в преодолении речевых нарушений.
3.Раскрыть понимание термина «речевой режим». По материалам наблюдений в школе показать, какие единые требования к формированию у учащихся правильной речи в нем соблюдаются, как проводится эта работа.
4. Обозначить и оформить в виде схемы приоритетные направления образовательно-воспитательного процесса применительно к школьникам с речевыми нарушениями.
Пятый день.
1. Составить схему-таблицу «Аспекты деятельности логопеда и учителя в процессе коррекционно-образовательной работы», отразив задачи в работе каждого из названных специалистов.
2. Обосновать необходимость применения разнообразных методов обучения (наглядных, словесных, практических), их сочетания в зависимости от вида и содержания занятия, решения конкретных воспитательно-образовательных и коррекционно-развивающих задач.
3. Проанализировать тематическое планирование коррекционно-образовательного процесса в школьном образовательном учреждении. Дать оценку реализации взаимосвязи всех направлений работы и задач развития (социального, познавательного, эстетического, физического).
4.Ознакомиться с программно-целевым планированием кооррекционо-образовательной работы с учащимися, с направлениями работы, задачами развития и формами организации образовательного процесса.
5. Разработать план-конспект занятия по преодолению речевых нарушений: дисграфии и дислексии у учащихся, имеющих фонетико-фонематические нарушения и нерезко выраженное общее недоразвитие речи, дисграфии и дислексии, заикания, дизартрии с последующим их анализом.
Вторая неделя – основной этап: проведения пробных мероприятий с учащимися по организации логопедического обследования и фрагментов логопедического урока, а также с середины недели - проведение открытого зачетного обследования и фрагмента зачетного урока с использованием традиционных и/или современных технологий.
Познакомиться с тем, как учитываются требования ФГОС в деятельности школьного логопеда.
Заключительный – оформление отчётной документации и представление отчетной документации руководителю практики; участие в итоговом педсовете дошкольного образовательного учреждения по результатам прохождения практики студентами, утверждение характеристик на студента-практиканта; участие в заключительной конференции в ВУЗе (последний день практики).