Для промышленного предприятия основным видом прибыли является прибыль от продажи произведенной продукции (работ, услуг). Прибыль от реализации продукции

ПРП = ОПНЕТТО – ПСРП,

где ОПНЕТТО - чистый денежный объем продаж (или выручка-нетто – выручка от продажи продукции после вычета косвенных налогов);

ПСРП - полная себестоимость реализованной продукции – все затраты, связанные с производством и сбытом того физического объема продукции, которая в данном календарном интервале считается реализованной в соответствии с действующим законодательством (по отгрузке или по оплате).

Кроме произведенной продукции предприятие может продавать другие активы и также получить при этом прибыль (или убытки). Эту прибыль называют прибылью от прочей реализации (обозначим ее ППР).

Предприятие может получать доходы и нести затраты, не связанные с реализацией каких бы то ни было активов (так называемая внереализационная деятельность). Превышение доходов (ДВД) над расходами (РВД) по внереализационной деятельности – это тоже источник средств предприятия, и его также включают в состав общей прибыли по всей хозяйственной деятельности в целом. Эту общую прибыль называют «балансовой» (ПБ), т.к. она «уравновешивает» все доходы и все расходы предприятия за календарный интервал.

ПБ = ПРП ПР + (ДВД - РВД)

Балансовая прибыль – это основа налогооблагаемой прибыли (ПНО)

ПНО = ПБ – ПЛ

где ПЛ – часть прибыли, законодательно освобожденная от начисления налога.

После уплаты налога на прибыль (НП) остается чистая прибыль

ПЧ = ПБ – НП

Рентабельность – это относительная форма представления результатов хозяйственной деятельности (как правило, в процентах). Она показывает, какова величина прибыли по отношению к объему ресурсов, вовлеченных в хозяйственную деятельность предприятия или потраченных в ходе этой деятельности.

Виды рентабельности и алгоритмы расчета:

* Рентабельность активов – отношение прибыли к стоимости различных активов, используемых в хозяйственной деятельности

* Рентабельность капитала – отношение прибыли к объему различных пассивов (источников), привлеченных к финансированию хозяйственной деятельности

* Рентабельность продукции (рентабельность затрат) – отношение прибыли от реализации определенного вида продукции к себестоимости этого вида продукции

* Рентабельность оборота (рентабельность продаж) – отношение прибыли к выручке от реализации различных видов продукции

В наиболее обобщенной форме относительную результативность ПХД предприятия характеризуют два показателя рентабельности:

Общая рентабельность RОБЩ = ПБ /СА = ПБ /СК

Рентабельность совокупного оборота RОБОР = ПБ /ОПНЕТТО

где СА - совокупные активы, СК – совокупный капитал, ОПНЕТТО – совокупный чистый денежный объем продаж

Разделим RОБЩ на RОБОР и обозначим результат этого деления ЧОСК - число оборотов совокупного капитала

ЧОСК = ОПНЕТТО / СК

В результате получаем выражение, показывающее два направления роста общей рентабельности предприятия:

RОБЩ = RОБОР х ЧОСК.

1) уменьшать длительность оборота, то есть всемерно ускорять производственные и хозяйственные операции на всех стадиях производственно-сбытового цикла;

2) повышать долю прибыли в выручке, что может быть обеспечено тремя путями:

а) ростом цены при неизменных затратах, например, в результате монополизации рынка;

б) снижением затрат при стабильной или даже падающей цене на открытом конкурентном рынке;

в) оптимизацией структуры выпуска продукции, то есть, увеличивая объемы производства более рентабельных видов продукции за счет сокращения или прекращения выпуска менее рентабельных или убыточных.

В связи с этим последним обстоятельством всегда актуальным является для предприятия показатель RВП - рентабельность отдельного вида продукции

RВП = (Ц – ПСЕП) / ПСЕП,

где ПСЕП - полная себестоимость единицы продукции.

При использовании метода «директ-костинг» применяется другой вариант показателей рентабельности оборота и рентабельности продукции: рентабельность по марже.

Например, рентабельность оборота по марже RмОБОР(другое наименование: рентабельность по маржинальной прибыли ПМ или по величине покрытия):

RмОБОР = ПМ / ОПНЕТТО

Величина покрытия ПМ = ОПНЕТТО – ПеЗ (общие переменные затраты)

Применяется и третье наименование: коэффициент покрытия постоянных затрат

Исследуем некоторые возможности маржинального анализа. Допустим, Маржа = ПоЗ. Это значит, что прибыль от реализации ПРП = 0, а маржи хватает только на то, чтобы покрыть постоянные затраты, т.е. УПЗ / Маржа = 1. Умножим в этом уравнении левую и правую часть на ОПНЕТТО и получим показатель, называемый «бесприбыльным оборотом» (БПО).

ОПНЕТТО = БПО = УПЗ / RМОБОР

БПО - частное от деления суммы постоянных затрат на рентабельность оборота по марже. БПО - такой чистый объем продаж, при котором нет ни прибыли, ни убытков. Запас надежности по обороту ЗНПО показывает, на сколько процентов может упасть ОПНЕТТО прежде чем появятся убытки:

ЗНПО = 100% (ОПНЕТТО – БПО) / ОПНЕТТО


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: