Тестирование в образовании – метод определения способности обучающегося выполнять определенные задачи / демонстрировать компетентность и знания в изучаемой предметной области. Тестирование по ключевым компетентностям (Criterion-Referenced Tests) – модель оценивания, опирающаяся на поэтапный контроль успешности освоения компетенций или достижения целей учебного процесса.
Тест – "инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности" [2, С. 14].
Различные виды тестов, применяемых в образовании, показаны на рис. 11.11.
Рис. 11.11. Классификации тестов
На рис. 11.12 представлены три классификации типов тестовых заданий.
Рис. 11.12. Классификации типов тестовых заданий
Достоинства тестовой формы проверки знаний:
· стандартизация, возможность обеспечения валидности содержания и измерения;
|
|
· практичность, легкость в использовании, уменьшение временных затрат на проведение и анализ результатов по сравнению с другими формами оценки;
· возможность статистической обработки на компьютере;
· объективность полученных результатов, исключение влияния субъективных факторов;
· упрощение квантификации результатов, возможность более точного определения уровней достижений обучающихся.
Недостатки тестовой формы проверки знаний:
· значительные трудозатраты на первичную подготовку качественных тестов экспертами;
· ориентирована в основном на оценку общих знаний, не позволяя в полной мере оценить навыки мышления более высокого уровня.
Оценивание по ключевым компетентностям (англ. authentic performance assessment) – форма оценивания, в которой основное значение придается способности обучающегося применять полученные знания для решения реальных задач. Успешность такой формы оценки определяется уровнем активности обучающегося.
Метод "портфолио" в оценке результатов обучения
Портфолио (англ. portfolio assessment, alternative assessment) – метод оценки результатов образовательного процесса (профессиональной деятельности) посредством рефлексии, отбора, рационализации и оценки продуктов (выходов) этого процесса.
На рис. 11.13 перечислены основные типы портфолио, цели, для которых оно создается, а также компонентный состав портфолио обучающегося.
увеличить изображение
Рис. 11.13. Портфолио обучающегося: типы, варианты использования, компоненты
Профессиональное портфолио включает (но не ограничивается) личную информацию, оценки, образцы работ, а также награды и благодарности; портфолио используются для планирования, организации и документирования образования, образцов работ и компетентности.
|
|
На рис. 11.14 представлены основные этапы жизненного цикла процессов:
· проектирования контроля и оценки результатов обучения на основе метода портфолио;
· создания портфолио обучающимся.
Рис. 11.14. Этапы создания портфолио
В Таблице 11.1 представлены рекомендации по отбору содержания портфолио различных типов в соответствии с поставленными дидактическими целями.
Таблица 11.1. Типы портфолио | ||
Тип портфолио | Цель | Примеры содержания |
Портфолио роста | Демонстрация личностных изменений с течением времени | Результаты входного, промежуточного, выходного контроля (письменные работы, тесты) Эссе / дневник рефлексии студента по проблеме своего личностного роста |
Отслеживание развития компетенций | Фрагменты, отражающие развитие и рефлексию отдельных компетенций Список целей и анализ хода продвижения к ним Эссе, раскрывающие сильные и слабые стороны студента | |
Оценка скорости обучения | План управления изменениями Рефлексия изменений Обратная связь от преподавателей и других студентов | |
Определение сильных и слабых сторон | Фрагменты работ студента, идентифицирующие его сильные и слабые стороны Анализ выполненных работ Список целей и анализ хода продвижения к ним | |
Презентационное портфолио | Презентация достижений по окончании семестра / курса | Примеры лучших работ Результаты тестов и другие значимые оценки Награды и другие документы о достижениях Перспективные работы, демонстрирующие прогресс Отзывы преподавателей других студентов |
Представление лучших работ потенциальным работодателям | Сопроводительное / рекомендательное письмо Образцы лучших работ Отзывы руководителя и других преподавателей Карта компетенций по представленным работам | |
Представление наиболее важных работ с точки зрения студента | Примеры работ, которым отдает предпочтение студент Рефлексия предпочтений Рефлексия полученных знаний и освоенных компетенций Комментарии о сильных и слабых сторонах работ Обратная связь от преподавателей и других студентов | |
Оценочное портфолио | Запись и классификация достижений студента | Работы по каждой оцениваемой теме / предмету Примеры работ, демонстрирующие уровни достижений Тесты и оценки Самоанализ работ с применением критериев и показателей уровней достижения Обратная связь от преподавателей и других студентов |
Фиксация прогресса | Список целей и стандартов Примеры работ, соответствующих целям и стандартам Критерии оценки работ Обратная связь преподавателя по достижению целей и стандартов Анализ студентом своего прогресса в достижении целей и стандартов в течение семестра / учебного года | |
Замена традиционных форм контроля | Образцы текущих работ, отражающих уровень компетентности студента Образцы ранних работ, демонстрирующие прогресс Результаты внутреннего и внешнего тестирования Анализ преподавателем и самоанализ студентом способностей и достижений Другие оценки уровня компетентности студента |