Тестовая форма оценки результатов обучения

Тестирование в образовании – метод определения способности обучающегося выполнять определенные задачи / демонстрировать компетентность и знания в изучаемой предметной области. Тестирование по ключевым компетентностям (Criterion-Referenced Tests) – модель оценивания, опирающаяся на поэтапный контроль успешности освоения компетенций или достижения целей учебного процесса.

Тест – "инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности" [2, С. 14].

Различные виды тестов, применяемых в образовании, показаны на рис. 11.11.


Рис. 11.11. Классификации тестов

На рис. 11.12 представлены три классификации типов тестовых заданий.


Рис. 11.12. Классификации типов тестовых заданий

Достоинства тестовой формы проверки знаний:

· стандартизация, возможность обеспечения валидности содержания и измерения;

· практичность, легкость в использовании, уменьшение временных затрат на проведение и анализ результатов по сравнению с другими формами оценки;

· возможность статистической обработки на компьютере;

· объективность полученных результатов, исключение влияния субъективных факторов;

· упрощение квантификации результатов, возможность более точного определения уровней достижений обучающихся.

Недостатки тестовой формы проверки знаний:

· значительные трудозатраты на первичную подготовку качественных тестов экспертами;

· ориентирована в основном на оценку общих знаний, не позволяя в полной мере оценить навыки мышления более высокого уровня.

Оценивание по ключевым компетентностям (англ. authentic performance assessment) – форма оценивания, в которой основное значение придается способности обучающегося применять полученные знания для решения реальных задач. Успешность такой формы оценки определяется уровнем активности обучающегося.

Метод "портфолио" в оценке результатов обучения

Портфолио (англ. portfolio assessment, alternative assessment) – метод оценки результатов образовательного процесса (профессиональной деятельности) посредством рефлексии, отбора, рационализации и оценки продуктов (выходов) этого процесса.

На рис. 11.13 перечислены основные типы портфолио, цели, для которых оно создается, а также компонентный состав портфолио обучающегося.


увеличить изображение
Рис. 11.13. Портфолио обучающегося: типы, варианты использования, компоненты

Профессиональное портфолио включает (но не ограничивается) личную информацию, оценки, образцы работ, а также награды и благодарности; портфолио используются для планирования, организации и документирования образования, образцов работ и компетентности.

На рис. 11.14 представлены основные этапы жизненного цикла процессов:

· проектирования контроля и оценки результатов обучения на основе метода портфолио;

· создания портфолио обучающимся.


Рис. 11.14. Этапы создания портфолио

В Таблице 11.1 представлены рекомендации по отбору содержания портфолио различных типов в соответствии с поставленными дидактическими целями.

Таблица 11.1. Типы портфолио
Тип портфолио Цель Примеры содержания
Портфолио роста Демонстрация личностных изменений с течением времени Результаты входного, промежуточного, выходного контроля (письменные работы, тесты) Эссе / дневник рефлексии студента по проблеме своего личностного роста
Отслеживание развития компетенций Фрагменты, отражающие развитие и рефлексию отдельных компетенций Список целей и анализ хода продвижения к ним Эссе, раскрывающие сильные и слабые стороны студента
Оценка скорости обучения План управления изменениями Рефлексия изменений Обратная связь от преподавателей и других студентов
Определение сильных и слабых сторон Фрагменты работ студента, идентифицирующие его сильные и слабые стороны Анализ выполненных работ Список целей и анализ хода продвижения к ним
Презентационное портфолио Презентация достижений по окончании семестра / курса Примеры лучших работ Результаты тестов и другие значимые оценки Награды и другие документы о достижениях Перспективные работы, демонстрирующие прогресс Отзывы преподавателей других студентов
Представление лучших работ потенциальным работодателям Сопроводительное / рекомендательное письмо Образцы лучших работ Отзывы руководителя и других преподавателей Карта компетенций по представленным работам
Представление наиболее важных работ с точки зрения студента Примеры работ, которым отдает предпочтение студент Рефлексия предпочтений Рефлексия полученных знаний и освоенных компетенций Комментарии о сильных и слабых сторонах работ Обратная связь от преподавателей и других студентов
Оценочное портфолио Запись и классификация достижений студента Работы по каждой оцениваемой теме / предмету Примеры работ, демонстрирующие уровни достижений Тесты и оценки Самоанализ работ с применением критериев и показателей уровней достижения Обратная связь от преподавателей и других студентов
Фиксация прогресса Список целей и стандартов Примеры работ, соответствующих целям и стандартам Критерии оценки работ Обратная связь преподавателя по достижению целей и стандартов Анализ студентом своего прогресса в достижении целей и стандартов в течение семестра / учебного года
Замена традиционных форм контроля Образцы текущих работ, отражающих уровень компетентности студента Образцы ранних работ, демонстрирующие прогресс Результаты внутреннего и внешнего тестирования Анализ преподавателем и самоанализ студентом способностей и достижений Другие оценки уровня компетентности студента

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: