double arrow

Средства обучения

Средства обучения или дидактические средства (англ. learning tools) – "материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителя информации и инструмента деятельности педагога и учащихся"; отражают особенности изучаемой предметной области и методики преподавания конкретной учебной дисциплины.

Классификация средств обучения по различным основаниям показана на рис. 11.10.


увеличить изображение
Рис. 11.10. Классификация средств обучения

Функции средств обучения:

· поддержка отдельных этапов процесса достижения обучающимся поставленных образовательных целей;

· поддержка процессов приобретения знаний и образования смыслов обучающимися;

· поддержка и помощь в осуществлении учебных действий обучающихся;

· создание внешней образовательной продукции;

· фасилитация процесса познания и уменьшение трудозатрат субъектов образовательного процесса;

· входной, промежуточный и выходной контроль знаний обучающихся;

· мониторинг и коррекция реализации образовательного процесса.

Средство обучения может выполнять одну или более функций из вышеперечисленных.

В непрерывном совместном обучении в качестве системы средств обучения актуально использование свободных программных продуктов и сервисов Интернет, в том числе:

1. Платформы для совместной работы, функциональные возможности которых позволяют

· коллективно создавать, редактировать и рецензировать текстовые документы, электронные таблицы, графические изображения;

· публиковать информацию по проекту в вики, блогах, форумах;

· использовать в совместной работе асинхронные и синхронные коммуникации, календари и планировщики событий;

· управлять данными и проектами.

Примеры: Feng Office Community Edition (http://www.fengoffice.com/), Google Disk (http://drive.google.com/), Tiki Wiki CMS Groupware ZCubes (http://www.zcubes.com/).

2. Системы управления проектами, предназначенных для управления интеграцией, содержанием, сроками, ресурсами, коммуникациями, стоимостью, рисками, закупками, качеством проекта, позволяющих проводить анализ и формировать отчетность по проекту, а также поддерживающих работу с портфелями проектов. Примеры: Collabtive (http://collabtive.o-dyn.de/), LibrePlan (http://www.libreplan.com/), Project- Open (http://www.project-open.org/), web2project (http://web2project.net/).

3. Системы управления знаниями, поддерживающие процессы генерирования новых знаний (поиск, добыча); организации знаний в графической форме (в виде диаграмм, блок-схем, карт целей, ментальных карт, концепт-карт, аргумент-карт); распространения и применения знаний в совместной работе, моделировании, дебатах, оценке, принятии решений. Примеры: Argunet (http://www.argunet. org), IHMC Сmap Tools (http://cmap.ihmc.us/), bubbl.us (https://bubbl.us/), Cohere (http://cohere.open.ac.uk/), Debategraph (http://debategraph.org), Trailmeme (http://www.trailmeme.com/).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: