Механизм функционирования политической системы. Политическая система как объект социологического исследования

Система по Истону имеет: вход, конверсию, выход, обратную связь

Истон – родоначальник теории политических систем. (1953 – «Полит. сист»). Рассматривал пол систему как черный ящик. Система – взаимодействие, которое вызывает последствия.

Система должна осуществить:

1) доступ к власти.

2) доступ к распределению ресурсов

3) убедить, что так и должно быть

В соответствии с этой моделью механизм функционирования политической системы включает четыре фазы.

1 )вход: воздействие внеш. среды на пол систему в форме требований (требования к полит. системе, которые выражают граждане к правильности распределения ресурсов) и поддержки (набор факторов, кот обеспечивают стабильность функц-я пол.системы); Например, это может быть требование населения снизить подоходный налог при одновременной легитимной поддержке деятельности правительства в целом.

2 )конверсия: (конверсионный черный ящик) преобразование социальных требований в подготовку альтернативных решений, являющихся определенным реагированием правительства;

3)выход: принятие решений и их реализация в форме действий;

4) результаты деятельности правительства влияют на внешнюю среду через петлю обратной связи.

Пол. система является «открытой системой», получающей постоянные импульсы от окружающей среды. Ее целью явл-ся выживание и сохранение устойчивости посредством адаптации и приспособления к среде. В основе этого механизма лежит принцип «гомеостатического равновесия», согласно которому политическая система для поддержания внутренней стабильности должна постоянно реагировать на нарушение её баланса со внешней средой. Вообще различные политические структуры, по его мнению, образуются из таких элементов, как государственные органы, партии и групповые объединения, элитные группы и массовидные силы, а также из играемых всеми ими политических ролей. Сама же «политическая структура» выступает как атрибутивная характеристика политики, которая обуславливает ограничения в поведении индивидов и групп, так же как одновременно может и способствовать достижению их целей. Истон выделяет различные типы политических структур, составляющих «начинку» политической системы: высокоорганизованных и низкоорганизованных, формальных и неформальных, режимных и дифференцированных институтов.

Для того, чтобы система работала, у нее должна быть поддержка: человеч-ми, финансовыми, ценностными ресурсами и т.д.

Алмонд:

(ПС поддерживает сама себя. Если этого не происходит – то начинается распад и она перерождается в новую политическую систему).

ПС действует на трех уровнях. На каждом уровне свои индикаторы.

Три аналитических уровня (или блока), связывая группы функций макросистемы с деятельностью отдельных институтов, групп и даже индивидов, включенных в системную организацию в качестве ее элементов:

1) «уровень процесса », связан со входом и с конверсией. Это проявляется в осуществлении политическими институтами тех или иных функций, причем в динамическом, процессуальном разрезе:

Функции:

1) артикуляции интересов (групповые объединения);

2) агрегирования интересов (партии)- разработка альтернативной политической системы);

3) выработки политического курса (парламент);

4) осуществления политики (исполнительная администрация);

5) арбитража (судебные органы).

Взаимодействие социальной среды с институциональной системой, таким образом, составляет динамику политического процесса. На том же уровне у Алмонда происходит по сути и «конверсия» интересов индивидов и групп в соответствующие решения и действия государственных органов.

2) «уровень системы»: адаптация общества к полит. системе, от которой зависят перспективы ее стабильного воспроизводства или, наоборот, радикального изменения.

Функции:

1) функция социализации индивидов к стандартам и ценностям политической системы, связанная с социальными институтами церкви, семьи и школы.

2) функция рекрутирования сторонников или противников системы, активных и пассивных граждан, включая тех, кто затем профессионально будет заниматься политической деятельностью,

3) функция политической коммуникации, которая обеспечивается благодаря информационной, пропагандистской и манипулятивной работе СМИ и других организаций.

3) «уровень управления» решаются задачи, связанные с управлением коллективными ресурсами общества:

1) их «добыванием» (или освоением), как это происходит со сбором налогов в стране;

2) их структурным регулированием (переброской из одних социальных сфер и отраслей экономики в другие), и наконец,

3) их распределением (раздачей социальных пособий и пенсий, организацией экономических мероприятий и т. д.). Далее, через обратную связь «цикл» замыкается, как и в модели Д. Истона.

Далее, через обратную связь «цикл» замыкается, как и в модели Д. Истона, поскольку результаты деятельности «блока управления», регулирования общественных ресурсов должны каким-то образом изменить социальную среду, что в итоге усилит или ослабит устойчивость управляющей, то есть политической, системы.

Алмонд выделяет четыре функции «ввода»:

1) политическая социализация и рекрутирование (включение новых членов в политический процесс);

2) артикуляция интересов; (в конверсионном ящике находятся люди, которые выражают свое отношение и интересы, кот. учитываются)

3) агрегирование интересов (разработка альтернативной полит системы;

4) политическая коммуникация;

и три функции вывода:

1) разработка норм-законов (как готовятся законы);

2) реализация норм (как реализуются законы);

3) контроль над соблюдением законов (как контролируются законы).

При всем размахе и законченности теоретической модели Г. Алмонда она также была подвергнута критике за этноцентризм и статичность, поскольку по сути дела неплохо демонстрировала лишь стабильную работу американской политической системы в послевоенные годы, походя на некий «круговорот воды в природе», циклический механизм.

Индикаторы политической системы по Алмонду, на уровне системы её возможные инидикаторы:
1.способность системы обеспечивать себя ресурсами
2.форма реагирования - иногда власть просыпает события
3.регулирование отношений - ресурсы, бюджет страны
4.способность распределять ресурсы
5.символика власти


на уровне "ящика"(в самой политической системе)
1.как артикулируются интересы
2.как агрегируются интересы
3.как создаются законы
4.как регулируются законы(у меня в лекции нет, но может сюда надо ещё отнести как реализуются законы, если ты писала про 5 индикаторов)


на уровне поддержки
1.как проходит политическая социализация
2.как рекрутируется политическая элита.

Артикуляция – осознание интересов и их выражение

Агрегирование – конкретное представлений интересов. Голосуем за конкретную программу, курс развития.

ВХОД:

1. Политическая социализация

2. Политическое рекрутирование

3. Артикуляции интересов:

организованные группы интересов

а) институциональные, б) ассоциативные, в) неассоциативные, г) аномические

4. Агрегирование интересов

а) партийные системы:

  1. авторитарные
  2. доминантно-авторитарные
  3. соревновательные
  4. соревновательные многопартийные

б) особенности (стиль) агрегирования интересов:

  1. прагматичные переговоры
  2. ценностная ориентация

III. партикуляризм

5. Политическая коммуникация:

сравнительные переменные

а) гомогенность политической информации

б) мобильность информации

в) ценность информации

г) потоки информации (сверху вниз / снизу вверх)

ВЫХОД: 1. Выработка политики, 2. Осуществление курса, 3. Арбитраж

Преобразование требований


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: