Винницкий Андрей Владимирович
Административное право
Тема 1. Введение в административное право
1. АП как отрасль российского права
2. Предмет АП
3. Метод административно-правового регулирования
4. Система АП
АП как отрасль права
Вся система права делится на две части: частная и публичная. Административное право – это ядро публичного права.
В России АП как отрасль начало зарождаться в России при Петре I, но термина «административное право» не было. К середине 19 в. в России возникло полицейское право («полис» - государство). Полицейское право регламентировало отношения вокруг охраны общественного порядка поддержания безопасности (Бернс, Тарасов, Дзержинский – с ними связано возникновение полицейского права).
На рубеже 19-20 вв. полицейское право трансформируется в административное права (Елистратов, Евтихеев). Административное право стало регламентировать исполнительную ветвь власти. А сама исполнительная власть стала рассматриваться как совокупность публичных служб (т.е. государство обслуживало).
|
|
Работа Елистратова «Основные начала административного права» 1914 года.
Сайт Юр.клуб (форум)
После революции 1917 г. административное право очень изменилось. В советском государстве административное право было востребовано.
С 30-40 гг. рождается Монистическая концепция – административное право регламентирует государственное управление (всё управляется). Административное право стало всеобъемлющим (Вертинский, Струдиникин, Аланов).
В 50-60 гг. – Козлов.
91-93 гг. – распад государства, ломка всех институтов.
С 1994 г – появление современных институтов административного права.
С 2003 г. – новейшая история административного права. Административная реформа:
1. повышение информационной открытости институтов власти (интернет);
2. переформатирование системы органов власти (убрали, переделали и создали);
3. полная инвентаризация функций власти (убрали дублирующие и добавили недостающие);
4. совершенствование административных процедур взаимодействия органов власти и частных лиц;
5. активно развивается концепция публичных услуг, которые давно известны на западе (Государство – поставщик услуг);
6. «приватизация» ю67 имммммсс2й1 государственвсычЯпркных функций.
Административное право – это отрасль, регламентирующая деятельность публичной администрации по выполнению ей государственных и муниципальных функций.
Публичная администрация – это органы исполнительной власти РФ (Правительство, министерства) и ее субъектов; исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления (администрация); специфические органы власти, не относящиеся ни к одной из ветвей, однако правовой режим их деятельности максимально приближен к исполнительной власти (банк России, государственные внебюджетные фонды (пенсионный, обязательного медицинского страхования, социального страхования), государственные корпорации (РосАтом, АСВ, РосТехНалоги) – децентрализованные субъекты, орган власти).
|
|
Характеристика публичной администрации:
1. многоуровневая иерархичная система, включающая в себя множество органов и должностных лиц; ее деятельность полипредметна, а численный состав многократно превышает судебную и представительную власти.
2. монополист в сфере государственного принуждения (даже если суд выносит приговор, наручники одевает не судья, а исполнительная власть).
3. распоряжается ключевыми финансовыми и материальными ресурсами общества
4. прежде всего, осуществляет исполнительные функции: реализует законы, судебные акты. Публичная администрация, однако, наделяет и правом принимать НА и разрешать отдельные споры.
Таким образом, наряду с главным направлением деятельности у публичной администрации есть нормотворческие и юрисдикционные функции.
5. в наибольшей степени склонна к нарушению законности по всем изложенным выше причинам (коррупция).
Публичная администрация нуждается в контроле.
Характеристики отрасли АП:
1. фундаментальная отрасль;
2. эта отрасль одновременно регулятивная (устанавливает правила поведения) и охранительная (реагирует на отступления от правил поведения);
3. одновременно отрасль и материальная и процессуальная;
4. источники АП представлены федеральными, региональными и муниципальными НА, при этом источниками являются как законы, так и подзаконные акты;
5. источники АП не кодифицированы и не кодифицируемы;