Прогноз уровня стресса

Прогнозирование стрессовых реакций имеет большое научное и при­кладное, практическое значение в различных областях человеческой Деятельности. В частности, оно позволяет заранее выявлять лиц, у ко­торых возможно нарушение функционального состояния во время экстремальных ситуаций, и проводить с ними соответствующую ра­боту в плане психопрофилактики стресса. Специалисты в области физиологии труда отмечают, что различные виды неблагоприятных Функциональных состояний (утомление, монотония, неадекватные Реакции при стрессах и т. д.) не только существенным образом сни­жают успешность и качество труда, но и заставляют человека платить «сверхвысокую психофизиологическую цену» за выполняемую работу [2, 9, 13, 16]. Поэтому своевременный прогноз возможных отклоне­ний в нормальном функциональном состоянии у отдельных лиц и своевременная реализация коррекционных мероприятий не только помогли бы этим людям сохранить здоровье, но и за счет оптимиза­ции их функционального состояния повысить эффективность их дея­тельности.

В настоящее время существуют различные методы прогнозирова­ния реакций человека на стресс. Их основная задача состоит р учете индивидуальных психических и физиологических особенностей ис­пытуемого и экстраполяции полученных данных на аналогичные си­туации в будущем. К этим методам относятся:

1) использование идентичных стрессоров (например, изучение психо­логических и вегетативных реакций студента на одном экзамене дает возможность прогнозировать характер и уровень переживае­мого им стресса на другом);

2) использование дозированных тестовых стрессов в лабораторных условиях (воздействие сильных зрительных, звуковых и тактиль­ных раздражителей);

3) мысленное моделирование стрессорных ситуаций (в частности, при помощи метода нейролингвистического программирования);

4) прогнозы на основе психологических тестов и опросников)

5) математические модели (простой, множественной регрессии и пр.);

6) создание при помощи различных устройств модельной стрессорной ситуации, которая по своим параметрам была бы достаточно близ­ка к ситуации реальной.

Например, для оценки поведения студентов на экзамене проводилось сравнение психофизиологических показателей студентов в трех вариан­тах: при сдаче экзамена, во время стоматологического приема и при вы­полнении теста «Зеркальная координометрия». Сопоставление реакции студентов на ситуацию экзамена с реакциями на этот тест показало, что подобные тестовые задания могут являться своеобразными пробными мо­делями, изучение которых позволяет прогнозировать реакции того или иного испытуемого на реальную стрессовую ситуацию. На основании по­лученных результатов автором было предложено использовать последний лабораторный тест для прогнозирования реакции человека на эмоцио­нальный стресс и оценки стрессотолерантности.

Следует отметить, что при разработках подобных методов моде­лирования реакций на экзамен имеются две проблемы, затрудня­вшие получение точных данных — это различия по содержательной мотивационной частям экзамена и лабораторного эксперимента. Особенно важна при этом мотивационная часть. Во время экзамена студент стремится максимально проявить свои знания, так как его оценка влияет на стипендию, социальный статус, собственную само­оценку и пр. В модельном эксперименте достаточно трудно создать необходимый уровень мотивации, кроме того, процедура экзамена (его временные и содержательные характеристики — подготовка к нему, ожидание своей очереди, контакт с преподавателем, включая межличностные отношения и пр.) весьма сильно отличается от про­цедуры работы с красно-черной таблицей или на аппарате, опреде­ляющем скорость реакции или координацию движений.

Другим способом оценки стрессоустойчивости человека являет­ся мысленное моделирование эмоционально значимых ситуаций — актуализация стресса путем простых воспоминаний или с использо­ванием методик нейролингвистического программирования (НЛП). В последнем случае испытуемому предлагается вспомнить ситуацию, когда он испытывал максимальное волнение. Применение специаль­ных методов НЛП — так называемых «якорей», которые по своей сути являются кинестетическими условными раздражителями, а так­же задействование всех основных сенсорных каналов позволяют вы­зывать у человека весьма сходную с реальной картину вегетативных реакций и по ней судить о характере реагирования того или иного че­ловека на стресс. Недостатком такого метода прогнозирования явля­ется необходимость длительной индивидуальной работы с испытуе­мым и умение использовать данные способы экспериментатором, что создает ограничения для массового использования данного метода.

В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов приводят в своей книге ряд стрессоров, которые используются в спортивной и военной психоло­гии для проверки стрессоустойчивости человека:

- соревновательная обстановка выполнения заданий и создание по­вышенной мотивации к победе;

- неожиданные сильные воздействия (громкие звуки, световые вспышки, холодные прикосновения, электрокожные раздражения);

- показ психотравмирующих картинок или кадров из фильмов;

- выполнение действий, оказывающих реальное стрессогенное воздействие (прыжки с парашютом, «обкатка танками», «окурива ние» газами в противогазах, обстрел из закрепленного на станке пулемета); ♦ установка на неотвратимость болевого воздействия (наказание элек­трическим током в случае ошибки при выполнении теста) и т. д. [2].

Понятно, что далеко не все из предложенных этими авторами мето­дов можно применять в повседневной практике психолога для оценки стрессоустойчивости. Из приемлемых методов можно отметить спе­циальное создание трудностей в выполнении мотивированной дея­тельности в виде дефицита времени или координационной сложно­сти, а также эмоциогенное инструктирование при высокой личной значимости выполняемых контрольных действий.

Последний метод ранее уже применялся автором данного пособия для оценки стрессоустойчивости студентов. Испытуемые дважды проходили испытание на тремометре.

В первый раз студенты должны были просто выполнить предложенное задание (провести щуп тремометра через «дорожку», не касаясь краев от­верстий), не получая информации о результатах теста.

Второй раз студенты получали соответствующую инструкцию: «Вы плохо выполнили первое задание, хуже остальных студентов в группе. По­старайтесь теперь максимально сосредоточиться и значительно улучшить свой результат». Во время второго опыта при каждой ошибке звучал рез­кий звуковой сигнал и мигала контрольная лампа, что создавало дополни­тельную эмоциональную нагрузку. Подобный эксперимент позволял вы­являть лиц с низким уровнем стрессоустойчивости.

В последнее время появились новые перспективы для прогнози­рования стрессовых реакций с использованием методов математи­ческого анализа вариабельности сердечного ритма. Основоположник этого направления в нашей стране Р. М. Баевский отмечает, что ис­пользуя спектральные характеристики сердечного ритма для инди­кации активности различных контуров управления, можно подойти к решению задачи оценки и прогнозирования функционального со­стояния организма при информационных нагрузках. Полученные в результате лабораторного моделирования данные в дальнейшем под­вергаются математической обработке.

В настоящее время все большую популярность приобретает метод множественной регрессии, позволяющий строить достаточно точные математические модели на основании сопоставления большого числа исходных данных [5, 10].

Данный метод позволяет установить статистическую зависимость среднего значения одной случайной величины Y от нескольких дру гих величин X,, Х2,..., Хп. Эта статистическая зависимость находит свое выражение в уравнении:

Y = а0 + а,Х, + а2Х2 +... + а„Хп,

где aj (i = 0, n) — искомые параметры.

Покажем основные принципы построения моделей реагирования студентов на эмоциональный стресс на примере прогнозирования ве­личин пульса во время экзамена [17]. Первоначально для построения модели было использовано более 70 физиологических и психологи­ческих показателей, зарегистрированных у студентов как в состоя­нии относительного покоя, так и на экзаменах.

Полученные модели психологических и физиологических пара­метров студентов во время экзаменационного стресса можно исполь­зовать для прогноза их состояния на экзамене и проведения профи­лактических мероприятий со студентами, входящими в «группу риска» по тем или иным показателям. С такими студентами перед экзаменами желательно проводить психокоррекционную работу по оптимизации функционального состояния.

Рис. 18. Зависимость между предсказанной и реально наблюдаемой частотой пульса у студентов в состоянии экзаменационного стресса


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: